Конспект открытого занятия "Диалог"
Оценка 4.6

Конспект открытого занятия "Диалог"

Оценка 4.6
doc
23.10.2022
Конспект открытого занятия "Диалог"
конспект занятия_Диалог_открытое_зан.doc

Открытое занятие театрального объединения «Кукляндия»

Руководитель: Н.Л.Малюченко

Тема: Диалог.

Цели: познакомить учащихся, опираясь на их речевой опыт, с понятием “диалог”;

Задачи: предметные:

·         выяснить, что такое «диалог»;

·         начать формирование представлений о структуре диалога (реплики);

·         определить роль диалога в жизни человека;

·         способствовать расширению кругозора детей о разных видах речи и развитию диалогической речи;

метапредметные:

·         способствовать развитию умения анализировать и делать выводы;

·         развивать коммуникативные способности об-ся;

·         развивать творческие способности уч-ся;

·         работать над развитием эмоционально-чувственной сферы уч-ся;

·         воспитывать доброе отношение к друг другу, чувство эмпатии.

Оборудование: 1гр (ключик, чепчик. Очки, нос, колпак Буратино), 2 гр (лист, шаль, колосок, корзинка), 3 гр. ( борода. Кокошники, ленточка), 4 гр. (маска Волка, пятачки для поросят); костюм мышонка,костюм Солнышка, модули для построения домика

                                  Ход занятия.

I.Орг. момент.

-Добрый день, замечательные дети! Я рада видеть вас. Подарите друг другу улыбку и мы начнём наше занятие.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из мультфильма (« Вини-Пух и все-все-все»)

Догадались, о чём пойдет речь на нашем занятии?

II. Речевая разминка .

А начнём мы его с разогревающего массажа. Для чего нужно делать массаж мышц лица.

1 Разогревающий массаж. Цель разогревающего массажа сделать мышцы лица и шеи «теплыми» и послушными. Поэтому разогревается каждая группа мышц. Если попытаться игнорировать массаж, то напряжение с мышц уйдет на связки и все занятия по сценической речи окажутся бессмысленными, если не вредными. МАССИРОВАНИЕ(1-1,5) начинают с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с легким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам.  Делайте это быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию  нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

- А для чего нужно постукивание? ( чтобы успокоить  нашу кожу)

2 Постукивание (1-1,5 минуты) проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами.

3 Дыхательные упражнения.   « Цветочный магазин». Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот  выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный. Упр-е повторить 3-4 раза

 «Комарик» Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком « з-з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик» Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребенок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком  «пс» и сгибаясь в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно « надувается». При этом воздух набирается порциями. Когда «мячик» надут, «насосик» выдергивает «затычку», и «мячик» со звуком  «ш-ш-ш»  сдувается. Выдох происходит длительно, Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребенок проходит тренинг на длительные вдохи и выдохи.

 

4 Тренировка речевого голоса

Упражнение1 .«Перекличка в лесу».

       Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-ааа-ауууу…» Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возникали не в полости рта, на самом кончике губ. Никто не отозвался…. Позовите чуть активнее: «Эээ – ээ – эй!» Снова никого… Окликните их ещё громче: «Ого – го – гоо…»

       Не позволяйте гласным менять позицию, заваливаться назад, не допускайте придыхания, горлового звука, помните, что все звуки берут начало на самых кончиках губ, а не в гортани.

5 Артикуляционные упражнения.

«Хомячок» Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы  двигалось все лицо. Начиная со второго раза, я добавляю хвастовство. Участники разбиваются парами и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

  «Я»   Участники становятся полукругом, и каждый, выходя к залу прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывая её вперед с разворотом ладони кверху, произносит «Я». Задача  - послать звук вместе с рукой как можно дальше.

«Весело, грустно» (тянем звук С меняя положение губ)

6  «Чистоговорки». (используется мяч, дети перебрасывают его друг другу, таким образом разминаясь)

 -Проворонила  ворона вороненка.

- Бублик, баранку, батон и буханку  пекарь из теста испек спозаранку.

- Взмокший вол с поклажей воз вдоль дороги вязкой вез.

- В грязи у Олега увязла телега, сидеть бы Олегу до самого снега.

- Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.

- Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

- Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

-  На крыше у Шуры жил журавль Жура.

- Очень  много ножек у сороконожек.

- Соня Зине принесла бузину в корзине.

- Покатил Костя в Кострому в гости.

- Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

   Под лавку залезть было лень, Лена искала весь день.

- Филипп к липе прилип, к липе прилип Филипп.

- Кот молоко лакал, а Боря булку в молоко макал.

- Убежала в норку мышка, спать залег в берлогу мишка.

-Мама  Милу мыла мылом, Мила мыться не любила.

-Зеленая береза стоит в лесу. Зоя под березой поймала стрекозу.

- В поле Поля поле пашет, ей  пилот пилоткой машет.

-Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой,

  Шишечка с дырочкой, в дырочку пар идет.

  Пар идет в дырочку, дырочка на шишечке,

  Шишечка на крышечке, а крышечка на чайнике.

Вывод:

-Для чего мы делали эти упражнения? (чтобы подготовить органы дыхания и артикуляционный аппарат к речи)

III. Наблюдение, подводящее к теме урока. (инсценировка сказки)

- А сейчас наша домашняя заготовка. Артисты готовы к выступлению, зрители тоже. Насколько успешно им удастся  сыграть своих героев - судить вам!

Сказка о грубом слове « Уходи»

Маша и Ойка построили дом из кубиков.

Прибежал Мышонок и говорит:

- Какой красивый дом! Можно я буду в нем жить?

- Уходи отсюда, Мышонок! – сказала Ойка грубым голосом.

Заплакала Маша:

- Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.

- И ты тоже уходи, Машка! – сказала Ойка грубым голосом.

Маша обиделась и ушла.

Заглянуло в окно Солнце.

- Как тебе не стыдно, Ойка! – сказало Солнце. –

Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить уходи?

Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу:

- И ты тоже уходи!

Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно. Пошла Ойка в лес. И в лесу тоже темно. Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть в большую яму не упала.

Страшно стало Ойке.

- Куда же я иду? – заплакала Ойка. – Где мой дом? Я так попаду прямо к Серому Волку! Ой, больше никогда никому я не буду говорить уходи.

Услыхало Солнце ее слова и вышло на небо. Стало светло и тепло.

А тут как раз идет Маша.

Обрадовалась Ойка, говорит:

- Идем ко мне, Маша. Построим новый дом для Мышонка. Пускай он там живет.

Работа со сказкой

·         Поделитесь своими впечатлениями.

·         Что вы можете сказать о Маше?

·         Оцените поведение Ойки.

·         Как вы думаете, почему её так звали?

·         Почему Ойке стало страшно?

·         Как бы ты поступил на месте Ойки?

·         Как построена сказка? ( В виде разговора, беседы)

·         Какой синоним можно подобрать к слову разговор? (диалог)

·         Что такое диалог?    (Диалог от греческих слов диа – “два” и голос – “слово, речь; хотя дословный перевод слова диалог означает “речь двух”, в науке о языке под диалогом понимается разговор двух или нескольких человек. )

·         Как получается диалог?

·         Какими были реплики Ойки в начале?

·         Что можно сделать по репликам человека?

Погружение в тему урока.

-Давайте уточним, о чем же пойдет речь на нашем занятии?

- А для чего нам это нужно?( диалог – часть нашей речи, а речь- неотъемлемая часть нашей жизни).

- Как строится диалог?

-Что важно в диалоге?

Тренировочное упр-ние: построение диалога в форме просьбы- ответа ( вспомогательный материал –  ручка).

- Бывают такие ситуации, начинается урок, а тут выясняется, что вы забыли свою ручку дома или она не хочет писать. Что вы делаете? Конечно, обращаетесь к товарищам с просьбой выручить вас. Давайте поиграем, у вас нет ручки, зато она есть у меня. ( учитель даёт воображаемую ручку с разной мимикой, жестами и интонацией) 

- Что вы заметили ?

 Вывод : важную роль в диалоге играют мимика, жесты и интонация, поэтому их необходимо контролировать.

Чтение по ролям стихотворения «Перебивалка» А. Кондратьева

-Что вы приготовили к уроку?

-Какое отношение имеет данное стихотворение к нашей теме?

Как вы думаете, как оно называется? (Перебивалка)


Перебивалка.


- За рекой…

- За какой?

- За широкой такой!

Проживал крокодил…

- Что жевал крокодил?

- Не жевал! Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!

- Но ведь ты говорил,

Что он что-то жевал?

Или пере-жи-вал?

- Ох, ну ладно, жевал!!

Страшно переживал!

И кусал, и глотал,

Тех, кто пе-ре-би-вал!


 

- Поделитесь впечатлением.

- Какой вывод можно сделать? ( в диалоге нельзя перебивать собеседника, а нужно выслушивать до конца)

- Почему нужно выслушивать до конца?

V.  Игра « Оживи картинку»

- Рассмотрите картинки. Из каких сказок? Кто авторы?

- Как вы думаете, чем мы сейчас займёмся? ( анализ каждого диалога, что удалось, какие были неточности?)


1группа:. А.Толстой «приключения Буратино или Золотой ключик»

.

2 группа: «Дюймовочка» Г. Андерсен

 3 группа: С.Т. Аксаков Аленький цветочек

 

 

 

 

 

 

4 группа: «Три поросёнка» английская сказка в обработке С Михалкова

- Давайте выскажем своё мнение о диалогах по картинкам.

- Зачем нам нужно было это делать?

IV. Вывод об использовании диалога в речи ( проводится в форме беседы)

-Что мы сегодня интересного узнали о диалоге?

- Какие задания вам понравилось  выполнять? Почему?

- Какие затруднения испытывали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Открытое занятие театрального объединения «Кукляндия»

Открытое занятие театрального объединения «Кукляндия»

Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу

Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу

В грязи у Олега увязла телега, сидеть бы

В грязи у Олега увязла телега, сидеть бы

Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить уходи?

Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить уходи?

Бывают такие ситуации, начинается урок, а тут выясняется, что вы забыли свою ручку дома или она не хочет писать

Бывают такие ситуации, начинается урок, а тут выясняется, что вы забыли свою ручку дома или она не хочет писать

А.Толстой «приключения Буратино или

А.Толстой «приключения Буратино или

Три поросёнка» английская сказка в обработке

Три поросёнка» английская сказка в обработке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2022