Казенное учреждение Омской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»
Детский мюзикл
как нетрадиционная форма
организации музыкальной
деятельности дошкольников в условиях
социально-реабилитационного центра
Составила:
специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере
Осипова О. С.
Реализация творческих задатков и воспитание креативной личности является основополагающей задачей, начиная с дошкольного возраста. Немаловажную роль в формировании данных компетенций играют взрослые и специалисты центра. Привитие любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование чувства прекрасного через музыкальные произведения является его непосредственной деятельностью.
Мю́зикл — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография, сокращенная форма понятий мusical comedy (музыкальная комедия) и мusical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление). Этот жанр - яркий, современный - не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Это всегда яркое зрелище, где много музыки, танцев, песен. Много красоты и радости. Для детей - участие в музыкальных спектаклях - это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности. Одновременно можно и петь, и танцевать, и играть! А еще, выступать в прекрасных ярких костюмах, играть на красивой сцене с современными декорациями и спецэффектами!
В процессе подготовки детского мюзикла используют различные виды музыкальной деятельности, тем самым не нарушая основную структуру музыкального занятия. Но принципиально главным отличием мюзикла от классического музыкального занятия является развитие музыкального детского творчества, что является важнейшим фактором в формировании личности ребенка.
При работе над мюзиклом используют следующие виды деятельности: беседы на тему постановки, экскурсии на музыкальные спектакли, игровые виды деятельности, вокально – хоровую работу, слушание музыкальных произведений и создание его образа с использованием средств изобразительной деятельности: рисование героев представления, участие детей и родителей в изготовлении эскизов масок, костюмов, декораций.
При постановке мюзикла специалист ведет работу с детьми в 3- х направлениях:
- музыкальное направление (вокально-хоровая деятельность);
- театральное направление (сценическая речь и актерское мастерство);
- танцевальное направление.
В начальный период работы детям дается возможность «пофантазировать, поиграть ролями», войти в образ, по импровизировать. Иногда перед разучиванием мюзикла, специалист показывает детям небольшой фрагмент настоящего спектакля. Это вызывает огромный интерес.
При работе над спектаклями особое внимание уделяется одной из основных составляющих жанра - движению с одновременным исполнением песен. Песни персонажей взрослый подбирает удобные в исполнении и разучивании, написанные с учётом особенностей и возможностей детского голоса.
Работу над движениями и пластикой ведутся одновременно и поэтапно. На первых занятиях специалист вместе с детьми превращается то в одного героя, то в другого, вспоминая их повадки, поведение. Для каждого персонажа подбираю музыку в жанре, соответствующем его характеру. Некоторые элементы рождаются в процессе совместной импровизации, причем дети многое могут подсказать сами.
Уже в процессе работы становится ясно, кому какие можно доверить роли. В отличие от музыкальной сказки в мюзикле каждый ребенок солист, не важно, какую роль он играет. В мюзикле нет главных и второстепенных ролей. Потому что каждый персонаж мюзикла это весомая, выразительная музыкальная и театральная линия.
Большое значение имеет оформление спектакля. Декорации и костюмы изготавливаются совместно со взрослыми и без особого труда.
Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры. Сюжеты для постановки детских мюзиклов чаще всего берутся из известных литературных произведений (сказок).
У каждого ребенка в мюзикле есть своя роль, он является активным участником сказочного действия, а не просто пассивным зрителем. Это способствует развитию его коммуникации, творческой активности. Преодолевая страх перед публичным выступлением, ребенок ставит себя на место своего героя, действует в соответствии с его характером, общается с другими участниками мюзикла. Играя своего героя, выражая его эмоции, ребенок учится переживать собственные чувства и принимать их у других.
Как известно, человек запоминает наиболее эмоционально окрашенные моменты своей жизни. Играя в мюзикле, дети чувствуют себя настоящими артистами, слышат настоящие аплодисменты, получают удовольствие от удачно сыгранной роли.
Литература
1.
Сорокина Н.А.«Театр, творчество, дети».
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы
психологии, 1996, № 6.
3. Мерзлякова С.И.«Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
4. Кирнарская Д.К. «10 причин учить ребенка музыке».
5. Радынова.О.П.«Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические
рекомендации. – М. 2004 г.
6. Радынова О.П., А.И.Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание
дошкольников. - М. 1999 г.
7. Буренина А.И.«Ритмическая мозаика».
8. Википедия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.