Статья
«Детский сад + семья = слагаемые успеха»
Воспитание человека начинается с его рождения;
Он еще не говорит, еще не слушает,
но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Ж.-Ж. Руссо.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания. Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Но, сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители же зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, передоверяют воспитание ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. И мы часто испытываем трудности в общении с родителями:
- Как заинтересовать законных представителей детей к совместной деятельности?
- Как сделать их участниками воспитательно-образовательного процесса?
Для того, чтобы родители стали активными участниками, необходимо поставить следующие задачи:
1. Вовлечь их в организацию воспитательно-образовательного процесса.
2. Создать условия для продуктивного взаимодействия и общения детей, родителей и воспитателей.
Но перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада, он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь", значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким. Поэтому надо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
На первом этапе “Давайте познакомимся!” родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
Второй этап - “Давайте подружимся!” - предлагает родителям активные методы взаимодействия: “круглые столы”, игровые семинары.
Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”, теперь уже можно говорить о функционировании родительско–педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев). На данном этапе родители принимают активное участие в совместном планировании перспектив деятельности для детей.
В работе с родителями используется много различных форм работы:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
- совместные экскурсии;
- открытые занятия;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- семейные проекты;
- анкетирование;
- тестирование.
- родительский уголок: включающий различную информацию;
- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл»;
- фотовыставки;
- выпуск газет;
- праздники, которые можно закончить чаепитием;
- развлечения;
- дни добрых дел и т.д.
Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, но теперь обстановка иная:
- изменилось общение: взаимоотношения стали партнерскими. Уже видно, что родителям интересно в детском саду, они советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник;
- у активных родителей и дети становятся активными.
Решив поставленные задачи, можно сделать вывод: как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья, так как ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров.
Наша основная задача - научить родителей правильно применять полученные знания в воспитании детей. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад и семья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.