Профилактика дисграфии и дислексии у обучающихся с ОВЗ
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. У обучающихся с ОВЗ очень часто встречаются нарушения чтения и письма.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с ОВЗ и речевыми нарушениями.
К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка. Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей с ОВЗ выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом и чтением. Дисграфия – это частичное нарушение расстройства письма, проявляющееся в стойких ошибках на письме, обусловленных недоразвитием высших психических функций. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании. Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с незнанием правил орфографии или с нерегулярностью его школьного обучения.
Три группы специфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слова;
- нарушение структуры слов (ошибки на уровне слова);
- нарушение структуры предложений (ошибки на уровне предложения).
Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Обогащение словарного запаса, расширение активного словаря.
4. Развитие высших психических функций: мышления, памяти, внимания.
5. Формирование связной речи.
6. Совершенствование пространственно-временных представлений (в схеме собственного тела, на листе бумаги и т.д.).
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения навыками письменной речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.