ДЕТСКИЙ ТИМБИЛДИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА
М.В. Серебренникова
Государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Детский противотуберкулезный санаторий «Толпар» г.Бирск
Аннотация:
В статье рассматривается понятие тимбилдинга, его функции, связь с обучением и развитием воспитанников. Технология является эффективным инструментом создания командного духа и формирования сплоченного коллектива воспитанников в образовательном процессе.
Ключевые слова: тимбилдинг, командообразование, детский коллектив, сплочение, игры, взаимодействие, командный дух.
К сожалению, сегодня в жизни ребенка большее время занимают компьютерные игры, детей больше интересуют гаджеты чем общение, со своими сверстниками. Многие дети не умеют общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации. Дети не хотят и не умеют играть вместе в коллективе. Решение проблемы может исправить системное использование в детском коллективе подвижных игр, направленных на его сплочение.
Играя в командные игры дети становятся более активными, ответственными, дружелюбными и позитивными.
Современная педагогика говорит об игровой деятельности как о средстве развития и формирования личности и выделяет целый ряд обучающих, развивающих и воспитательных функций игры.
В Командных играх дети накапливают опыт эмоциональных переживаний, формируют необходимый для общения эмоциональный запас – контактность, толерантность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать, радоваться чужому успеху.
Коллективные переживания сплачивают детский коллектив, рождают чувства единства, коллективной радости. Складывается ситуация, когда ребята вместе переживают горечь поражения или радуются победе. Тогда общая радость или печаль становится личной, а личная – общей. Именно в играх рождается детское содружество.
Командные игры, несомненно воспитывают и развивают творческую инициативу, так как в играх ребята сами ставят себе цели и сами выбирают способы их реализации. Участвуя в игре, ребёнок обретает важнейшую способность – умение самому принимать решение.
Привлекательность игр заключается в том, что дети сами выбирают решения, сообразно обстановке и имеющейся информации. Игра развивает двигательную активность ребёнка, воображение и мышление, любознательность и способность к экспериментированию.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить целый ряд развивающих и воспитательных функций игры. Игру можно рассматривать как: важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться; фактор, формирующий внутренний мир ребёнка, способствующий его психологическому и нравственному развитию; метод организации и сплочение коллектива; эффективное средство формирования интереса к коллективной деятельности; сферу общения; способ формирования творческой и социально активной личности, средство социализации.
Существует много интересных игр по детскому тимбилдингу, которые актуальны для сплочения коллектива. Также эти игры направлены на развитие физических качеств воспитанников: сила, быстрота, выносливость.
Данные командные игры строятся по следующим принципам:
• Принцип доступности и учету возрастных особенностей детей;
• Принцип систематичности и последовательности проведения подвижных игр;
• Принцип прогрессирования;
Командные игры подбираются разнообразного содержания с учетом интересов детей.
Тимбилдинг для детей – это сплочение группы с помощью различных игр и общих занятий. С его помощью в игровой интересной и веселой форме ребята учатся взаимодействовать, поддерживать друг друга, работать вместе, чтобы достичь общую цель. Кроме того, тимбилдинг помогает побороть неуверенность в собственных силах. Благодаря ему даже самые робкие мальчики и девочки начинают проявлять лидерские качества, брать инициативу на себя.
Игры на сплочения коллектива проводятся как в помещении во время праздников, мероприятий так и на улице во время прогулки. Эти игры не требуют большой подготовки и инвентаря и поэтому могут проводиться в любое время при желании детей и свободного времени.
Тимбилдинг, организованный для детей, в чем его польза:
-учит взаимодействовать для общего блага,
- помогать и поддерживать друг друга;
-способствует искоренению зависти между детьми;
-учит находить компромиссы, видеть цель, которая принесет победу всем, а не только кому-то одному.
-воспитывается командных дух
Дети осознают, что работа сообща во многих случаях намного выгоднее и эффективнее, чем конкуренция. Они начинают понимать важность именно своего участия в игре.
«Тимбилдинг» воспитывает у детей уверенность в себе и лидерские качества. В игровой форме мальчики и девочки учатся понимать и считаться с друг другом. Они начинают общаться, находить компромиссы, слушать, принимать чужое мнение и не бояться высказывать свое.
«Тимбилдинг» объединяет не только детей, но и хорошо будет уместен в совместных играх родителей и ребенка, педагога. Инициатором и организатором может быть, как ребёнок, так и взрослый.
Актуальность использования тимбилдинга: Упражнения и игры на командо-образование позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, принятию решений и разрешению различных задач. Чтобы достичь успеха в командо-образующих играх детям приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, мыслить творчески и нестандартно.
Тренинги в виде игр, нацеленные на эффективное взаимодействие со сверстниками. Активный отдых, игра, благодаря которой ребенок не только развлекается, но и развивает навыки взаимопомощи в коллективе, получает пользу от обмена эмоциями, ведет незаметную, но активную борьбу со своими комплексами.
Почему тимбилдинг так необходим в детском коллективе?
С помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем. Детский «Тимбилдинг» — это активный отдых, мероприятие (игра), способствующее развитию способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды.
С помощью модулирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы. Руководство опытного педагога направляет общение в необходимое русло. Ребенок при этом обретает те драгоценные качества, какие в дальнейшем ему пригодятся для будущей взрослой жизни. Ребенок в процессе игры становится целеустремленный, уверенный и предсказуемый, и самое главное, он на практике с юного возраста осваивает и учится владеть в совершенстве искусством общения, нарабатывает определенные человеческие и деловые качества.
Благодаря тимбилдингу ребята:
· приобретают уверенность в себе и целеустремленность;
· начинают чувствовать свою собственную значимость;
· перестают быть тихонями;
· проявляют инициативу, креативность.
В игры «Тимбилдинга» можно играть как небольшой группой, так и с большим количеством детей. Поверьте, проведя такие игры в незнакомой группе, вам будет легче найти общий язык, сплотить коллектив и сформировать дружеские отношения.
Заключение
Таким образом, детский тимбилдинг, основанный на позитивном общении- эффективный способ активизации двигательной деятельности у воспитанников и развития интереса к играм и занятиям, средство вовлечения детей в мероприятия командной направленности. При правильной организации он превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент физически активного, психологически стабильного и успешного человека в будущем.
Список литературы:
1. Геллерт М., Новак К. Все о командобразовании − М.: Вершина, 2006.
2. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования. − М.: Аспект пресс, 2008.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. – СПб.: Речь, 2011.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. − М.: Генезис, 1998.
5. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. − М.: Генезис, 2003.
6. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.