Детский учебный проект "Запреты в русских народных сказках и их нарушение"
Оценка 5

Детский учебный проект "Запреты в русских народных сказках и их нарушение"

Оценка 5
doc
12.05.2020
Детский учебный проект "Запреты в русских народных сказках и их нарушение"
Запреты в русских народных сказках и их нарушение.doc

Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа №3 г. Белоярский»

 

 

 

Проект в номинации № 10 «Первые шаги»

 

 

Тема проекта:

 

«Запреты в русских народных сказках и их нарушение»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   

 

                                                                                          

 

                                                                                           Автор проекта:

                                                                                           Кулаков Владимир Владимирович,

                                                                                           ученик 3а класса

                                                                                           Руководитель проекта:

                                                                                           Медуница Татьяна Николаевна,

                                                                                           учитель начальных классов                          

                                                                                           МОСШ №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белоярский

 

Оглавление

 

 

 

Введение. 3-4

Основная часть

Глава1. Запрет как элемент построения сказки. 5-6

1.1.  Понятие запрета, его история. 5-6

Глава 2. Запреты в русских народных сказках. 6-14

2.1. Анализ запрета в сказке “Гуси – лебеди”. 6-7

2.2. Анализ запрета в сказке “ Сестрица Алёнушка и братец    Иванушка”. 7-8

2.3. Анализ запрета в сказке “ Жар – птица и Василиса – царевна ”. 8-9

2.4. Анализ запрета в сказке “Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”-10

2.5.Анализ запрета в сказке “Крошечка – Хаврошечка”. 10-11

2.6. Анализ результатов диагностики взрослых и детей. 11-13

Заключение. 13-14

Литература. 15

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                                                 

          Бери  чужое, близко смотри  телевизор, долго  разговаривай  по  телефону – такого

мы  никогда  не  услышим  от  взрослых. И, наоборот, не  кради, не  обманывай, не  увлекайся телевизором, не  привязывайся  к  телефону, не  играй  с  огнем, не  обижай  младших - мы  слышим  на  каждом  шагу: в  детском  саду, дома, в  школе и на улице. Воспитатели, родители, бабушки  и  дедушки, дяди  и  тети, учителя  и  классные  руководители постоянно запрещают  нам что-нибудь  делать. Запрещающие  слова  звучат для нас,  как  и  в  мягкой,  так  и  в  строгой форме. (Приложение 1) 

         Запретов  очень  много и в реальной  жизни, и в сказках. Сказочные события  уносят нас   на    острова  фантазии, где  неизбежна  встреча  с  добром  и  злом, бедностью  и  богатством, любовью  и  ненавистью, жизнью  и  смертью. А  еще в фантастических произведениях часто встречаются и запрет,  и  его  нарушение. Нас  это  очень  заинтересовало. Мы  прочитали  главу  « Карты Проппа»  из  книги  Д. Родари  «Грамматика  фантазии. Введение  в  искусство  придумывания Историй»  и  решили  провести  исследование. 

Актуальность выбранной темы обусловлена  значимостью запретов  в воспитании ребенка, основывающейся на восприятии детских сказок.

Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа.

Объект: русские народные сказки

Предмет исследования: запреты  и  их  нарушения в сказках “ Гуси – лебеди ”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ”, “ Жар-птица и Василиса-царевна ”, “ Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”, “ Крошечка-Хаврошечка ”.

Выбор данных  русских народных сказок обусловлен тем, что они являются самыми популярными сказками, с которыми дети впервые знакомятся в раннем возрасте.

Цель  исследования: анализ  запретов  в  сказках, выполнение  или  нарушение  этих  запретов  и  выявление  их  последствий

Задачи:

1.  Изучение  литературы по  данной теме.

2.  Подбор  сказок  для  исследования.

3.  Анализ  запретов  в  выбранных  сказках  и  последствий при  их  нарушении.

4.  Обобщение  полученных  результатов.

5.  Проведение диагностики (рисунки, анкетирование).

Гипотеза:  возможно, что  нарушение  запрета  в  сказках  совершается  во  благо и всегда имеет положительные последствия.

В  своей  работе  мы  использовали такие методы  исследования как   анализ,  сравнение,  синтез.      

            В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы и определение запрета как лексической  категории. Во второй главе мы более подробно остановимся на каждой сказке, проанализируем формы запретов и их реализацию (выполнение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Глава 1. Запрет как элемент построения сказки

1.1.  Понятие запрета, его история

 

Сказки  создавались  с  глубокой  древности. До сих пор они  хранятся  в  народной  памяти и  передаются  из  уст  в  уста. Впервые  сказки  были  записаны  лет  200-300 назад. Как  же  построена  любая  сказка? Каким  планом  пользовались  составители  и  сказители? Только  ли  счастливая  развязка  объединяет  многие  сказки?

Изучением  происхождения  и  построения  волшебных  сказок  занимался  замечательный ученый  Владимир  Яковлевич  Пропп. Филолог  пришел  к  выводу, что условно  сказка  может  состоять  из  31  части. (Приложение  2), по которым каждую сказку можно подвергать анализу.

Другой  исследователь, Д. Родари,  произвольно  свел  сказочные элементы к двадцати составляющим. (Приложение 3).

Конечно, не  во  всех  сказках  присутствуют  все выше обозначенные  части, последовательность  функций  может  тоже   меняться. Возможны  какие-то  добавления – все  зависит  от  воли  автора. Для себя мы выделили 9 частей. ( Приложение 4)

Нас заинтересовали два  сказочных  элемента: запрет (запрещение чего-либо)  и  его  нарушение. Мы   выбрали  для  своего  исследования  пять русских народных   сказок.  

Так, что же обозначает слово запрет и как его трактуют разные словари и справочники?

            В «Кратком толковом  словаре русского языка» дается следующее определение запрета- «непозволение делать что-нибудь, пользоваться чем-нибудь». Словарь синонимов  русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу (книж.), воспрещение (офиц.). Словарь синонимов Н.Абрамова  определяет запрет как «категорическое указание, распоряжение не делать чего либо». Аналогичное определение дано в словаре синонимов издательства «Наука»- «категорическое распоряжение не делать чего-либо, запрещение, воспрещение, заказ».

В «Словаре живого великорусского языка В.Даля», запрещать - « запретить что кому, не позволять, не разрешать, не допускать, зарекать, воспрещать, возбранять, заказывать, заповедывать; налагать запрет, заказ. Запрещенный плод сладок. яросл. ром. налагать или давать завет, обет; взять твердое намеренье. Она себе запретила идти на богомолье, да вот все и твердит тебе одно. Запрещаться, быть запрещаему. Запрещенье ср. окончат. запрета ж. запрет м. об. действ. по глаг. Наложить на именье запрещенье. запрет, запретить продажу, дар и залог». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой запрет синонимичен запрещению. На наш взгляд, более полно значение слова запрет выражает словарь синонимов Н.Абрамова, отражая категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов. Данным определением мы будем пользоваться в нашем исследовании.

В разные времена существовали самые различные формы запретов. К самым древним запретам можно отнести запреты, связанные с уходом, отлучкой кого-либо из членов семьи. Дети или жена остаются одни, без защиты. Сам воздух вокруг них становится насыщенным  неведомыми  опасностями, страхами и бедами. В средние века запрещалось нарушение церковных законов, ослушание родителей, невыполнение воли имеющего власть. В наши дни запреты касаются самых разных сфер человеческой жизни. Эти запреты корнями уходят в устное народное творчество, берут оттуда свое начало. Что же запрещалось героям сказок и почему? На эти вопросы мы постараемся ответить в своем исследовании.

 

Глава 2. Запреты в русских народных сказках

2.1. Анализ запрета в сказке “Гуси – лебеди”  

 

В начале народной сказки  «Гуси-лебеди» идёт запрет или запрещение.  Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. В её словах звучит материнская любовь и забота, тревога и волнение, надежда на благополучный исход. Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, за выполнение которых обещаны подарки.

Сестричке доверили жизнь брата. Но… после запрета идёт его нарушение. “ Старшие

ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась”. Приказ-просьба девочкой нарушен. Жизнь брата  оказалась в опасности.        

Далее события развиваются молниеносно. Девочка отправляется на поиски брата и благополучно возвращается с ним домой.

Сказка составлена мудрым народом так, что кроме забывчивости легкомыслия,

обнаруживаются и другие отрицательные черты «нарушителя»: высокомерие и заносчивость. Нами исследована система построения сказки (Приложение5).

Если бы не было запрета и его нарушения, не раскрылись бы дурные качества  характера девочки и острейшая необходимость их искоренить. Сестра, преодолевая  большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев упрямство.

Возможно, впредь она будет очень заботливой сестрой, послушной и покладистой

дочерью.

               

 

2.2. Анализ запрета в сказке “ Сестрица Алёнушка и братец    Иванушка”.

 

В сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” запрет мы слышим из уст любящей сестры пять раз. Четыре раза младший братец послушно выполнял указания сестры, а на пятый ослушался.

            “- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.” Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности. Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет. Не смогла она отыскать нужных слов, не смогла придумать более убедительное предостережение. (Приложение 6)

Алёнушка и Иванушка – царские дети, выросшие в атмосфере взаимопомощи и взаимопонимания. Они были окружены особой заботой и любовью. Старшие всегда оберегали младших от опасности. Благородство и беззаветная верность угадываются в поступках героев. А также царь и царица научили своих детей принимать любую жизненную ситуацию спокойно и всегда помнить о любви друг к другу.

Таким образом, нарушив запрет, Иванушка так и остался козлёночком, а сестрица

Алёнушка всё также горячо его любила.

 

2.3. Анализ запрета в сказке “ Жар – птица и Василиса – царевна ”

Нарушает запрет - предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.

Горестные трудные испытания не замедлили появиться: после получения пера нужно саму добыть жар-птицу, потом доставить невесту, затем подвенечное платье для неё и, наконец, самое настоящее горе – купание в горячей воде. Часто мы видим горькие слёзы раскаяния героя и обращение за помощью к верному помощнику-коню.

Несмотря на то, что стрельцом руководило желание быть отмеченным царём, желание выделиться, преодолев все преграды, он всё-таки сделался красавцем, стал царём и женился на Василисе-царевне.

 

2.4. Анализ запрета в сказке “Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”.     

Два  запрета-предостережения даёт серый волк Ивану-царевичу в “Сказке об Иване-царевиче жар-птице и о сером волке”: “ Не трогать золотую клетку и не брать золотую узду, а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!”. Но Иван-царевич нарушил запрет. Только сразу “пришёл к серому волку и рассказал всё, что с ним случилось”

Иван-царевич, нарушив запрет серого волка, не оправдывается перед ним, не перекладывает свою вину на другого. Он полностью доверяет серому другу и подчиняется ему. Спокойно он нарушает и второй запрет, зная, что верный волк его выручит.

Итак, нарушив один запрет, герой должен преодолеть другие, более трудные испытания. После нарушения второго запрета задача ещё более усложняется. Со всеми трудностями помогает царевичу справляться добрый помощник, серый волк. Иван-царевич добыл златогривого коня, жар-птицу и женился на прекрасной королевне Елене.

 

2.5.Анализ запрета в сказке “Крошечка – Хаврошечка”

 

В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай”.

 

Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и  вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает. Свои яблочки яблонька отдала только послушной Хаврошечке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала в добре поживать.

 

            2.6. Анализ результатов диагностики взрослых и детей.

 

            В целях выявления отношения взрослых и детей к запретам  нами была разработана анкета для взрослых и анкета для детей. (Приложение 7) В опросе приняло участие 7 взрослых и  30 детей разных возрастных групп (1-8класс). Ответы опрашиваемых целесообразно представить в виде сравнительной таблицы (см. таблицу1), показывающей результаты анализа полученных данных.

Результаты диагностики показали, что всегда для детей существовали практически одинаковые запреты, только формы табу были самые различные, и у современных детей они касаются   ограничения «современных, вредных факторов» (компьютер, наркотики, «взрослые фильмы»).

 

Таблица 1.

Вопрос

Взрослые

Дети

Что для вас является запретом?

 

Курение - 0%,

Наркотики -15%,

То, что нельзя - 16%;

Курение - 25%;

алкоголь - 15%;

нецензурная  брань - 7%; воровство - 5 %

Часто ли Вам что – либо запрещали в детстве?

 

Да-18%, нет-81%

Да- 61%; нет- 38%

Если “ да ”, то, что именно?

Кушать много сладкого-15%, режим дня-2%

Компьютер-14%; кушать сладкое-14%; телевизор-11%, режим дня -11%

Нарушали ли Вы запреты?

 

Да-63%, нет-26%, иногда-11%

Да-34%, нет-26%, иногда-14%

Если нарушали, то, какие и почему?

 

Кушали сладости-18%

Кушали сладкое-11%;смотрели телевизор-9%; играть на компьютере-8%, режим дня-4%; одежда-4%

В какой форме (мягкой или строгой) Вы хотели бы слышать запрет?

 

Мягкая-74%, строгая 22%; по обстоятельствам-2%

Мягкая-86%, строгая -14%

Какие запреты в сказках вам знакомы?

 

«не садись»-48%, «не пей»-33%; «не ходи со двора»-11%

не садись»-24%, «не пей»-32%; «не ходи со двора»-5%; «не трогай клетку, уздечку»-3%; «не открывай дверь»-1%

Считаете ли Вы, что запрет и наставление - это одно и то же?

100%-нет, да-0%

Да-16%, нет-84%

Вопрос только для детей.

Согласны ли Вы с утверждением: «Если бы не запрещалось, то и не нарушалось бы?

Да-37%, нет-63%

Вопросы только для взрослых людей.

Что сейчас вы запрещаете своему ребенку?

 

Компьютер- 15%; режим дня-18%; наркотики-37%; курение-67%;алкоголь-48%, сладкое-18%; смотреть «взрослые фильмы»-2%; ничего-10%

Приводят ли запреты, на Ваш взгляд, к желанию вкусить «запретный плод»?

Да-3%; нет-97%

            Среди учащихся 1-4-х классов был проведен конкурс рисунков «Запреты в сказках». Самые популярные сюжеты, встречающиеся в рисунках обучающихся это сюжеты сказок  «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учащиеся изобразили запреты «не ешь меня», «не садись на пенек, не ешь пирожок», «не ходи со двора», «не  говори», «не ешь яблока». К сожалению, остались без внимания сказки «Царевна Лягушка», «Молодильные яблоки», «Волк и семеро козлят» и другие русские сказки, построенные на нарушении запрета и преодолении  препятствий - последствий этого нарушения.

 

Заключение

 

Сказки  будят  наше  воображение, заставляют  видеть  необычное  в  самом  обычном, будят  желание  не  унывать, раскрывают  добро  и  зло, правду  и  ложь, любовь  и  ненависть, риск  и  рассудительность.

Мы  затронули  только  два элемента  в  сказке: запрет  и  его  нарушение, проследив  за  последствиями  этих  нарушений. И  по  сказочному  сюжету  выходит, что  запрет иногда надо  нарушать, надо  забывать  про  разум и логику. Главное – вовремя остановиться, признать своё бессилие, ошибки, свою вину и не бояться обратиться за помощью. Путь к успеху и процветанию труден. 

          В  учебе, в  спорте, в  отдыхе и в жизни нужно  учиться  принимать  ограничения  и  запреты. Особенно  внимательным  нужно  быть  к  запретам-предостережениям. А  если в  нас  живет  риск, дерзость, если нам нравится преодолевать препятствия, хотим познать себя, мечтаем изменить себя, то…

          Но  всегда  дети  и  взрослые  должны  приветствовать  запреты, несущие  мир  и  созидание, а  разрушительные – отвергать. Разумные  запреты  полезны  для  всех.

Интересно отношение к запретам моих современников. Анализ диагностики показал, что родители ограничивают, в основном, в сладостях, в работе за компьютером, в просмотре телепередач, а также   запрещают своим детям употреблять никотин, наркотики и алкоголь.  Среди популярных запретов были выделены соблюдение ПДД, ППБ, соблюдение режима дня и режима питания, а некоторые дети отметили, что их родители не ограничивают их свободу.

Среди популярных сюжетов, иллюстрирующих запреты в сказках, учащиеся изобразили сюжеты сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Проанализировав  пять  русских  народных  сказок, мы  составили сводную таблицу (Приложение 8). В  большинстве  сказок  герой  неоднократно  нарушает  запрет, что не всегда приводит к отрицательным последствиям. Ответственное отношение к своим поступкам и к последующему наказанию развивает в «нарушителях» положительные качества, помогает им посмотреть на себя со стороны и стать благороднее и честнее.

Если  бы  запрет  не  был  нарушен, то  герои  сказок  Иван-царевич и  стрелец-молодец  не  женились  на  прекрасных  царевнах, а  дочка  не  обнаружила  бы  и  не исправила  бы  свои  отрицательные  качества  характера. Правда  Иванушка  так  и  остался  козленочком, но  стал  жить  в  семье  Аленушки, в  которой  царили  любовь  и  согласие. Послушная, заботливая  сиротка  в  сказке  “ Крошечка-Хаврошечка”, выполнив  запрет-просьбу, получила  награду.

В.Я. Пропп  в  своей  научной  работе  называет  и  другие  запреты  в  сказочных  сюжетах: не  купаться, не  загорать, не  есть  мяса, не  показывать  свое  лицо, не  стричь  волосы, что и будет предметом исследования в нашей следующей работе.

              Таким образом,  выдвинув в  начале  своего  исследования  гипотезу: возможно, что  нарушение  запрета  в  сказках  ведет  к  дальнейшему  благополучию в жизни героев, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нарушение запрета ведет к положительному исходу. Если  бы  запрет  не нарушался, то  герои  сказок  Иван-царевич и  стрелец-молодец  не  были счастливы, а  дочка  не  изменила бы свой характер. Правда,  Иванушка стал  жить козленочком  в  любящей семье  Аленушки. Однако крепкое семейное счастье Хаврошечки, избежавшей трудностей и неприятностей- достойная награда за ее послушание. Прислушиваясь к советам мудрых и старших, мы можем избежать многих трудностей, учиться на чужих ошибках и достичь счастья, избежав многих трудностей и препятствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.                                Аникин В.П.”Русская народная сказка“. М.: Просвещение, 1977.

2.                                 «Гуси-лебеди»// Сборник “ Русские сказки” Афанасьева А.Н., М.: «Художественная литература, 1987.

3.                                 «Жар-птица и Василиса-царевна»// Сборник “ Русские сказки” Афанасьева А.Н. М.: Художественная литература, 1987.

4.                                Краткий толковый  словарь русского языка

5.                                 «Крошечка-Хаврошечка»// Сборник “ Русские сказки” Афанасьева А.Н. М.: Художественная литература, 1987.

6.                                 Пропп В.Я. “Исторические корни волшебной сказки”. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986.

7.                                Родари Д. “Грамматика фантазий. Введение в искусство придумывания историй”. М.: «Прогресс»,1978.

8.                                 «Сестрица Аленушка, братец Иванушка»//  Сборник “ Русские сказки”. Афанасьева А.Н. М.: Художественная литература, 1987.

9.                                 «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»// Сборник “ Русские сказки” Афанасьева А.Н. М.: Художественная литература, 1987.

10.                            Словарь живого великорусского языка В.И.Даля. М.: «Русский язык», 1978.

11.                            Словарь русских синонимов Абрамова Н.— Москва: Русские словари, 1999.

12.                            Словарь синонимов  русского языка» З.Е.Александрова,  - М.: Русский язык, 2001.

13.                            Словарь синонимов. Справочное пособие. Издательство «Наука», 1975.

14.                            Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, М.: Издательство «Азъ».

 

 http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-22742.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Формы запретов

             Строгий запрет

                  Мягкий запрет

1.Запрещается стучать по клавиатуре!

 

2.Не сбивайся с нужного темпа!

 

 

3.Не отвлекайся!

 

 

4.Не ленись!

 

5.Не жалеть времени!

 

6.Не завидовать!

 

 

7.Отключить мобильные телефоны

 

1.Очень прошу меня поберечь!

                                             Клавиатура

 

2.Я надеюсь, что ты сохранишь прежний темп!

 

3.Пожалуйся, не отвлекайся во время

занятий!

 

4.Очень попрошу не лениться!

 

5.Несправедливо жалеть время на игру!

 

6.Очень попрошу НЕ ЗАВИДОВАТЬ     

другим людям!

 

7.Спасибо за то, что отключили

мобильные телефоны!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Система построения сказки у  В.Я.Проппа

                                                

1. Отлучка кого-либо из членов                                                                                                             2.  Запрет, обращенный к герою.                                                                                     3. Нарушение запрета.

4. Выведывание.

5. Выдача.

6. Подвох.

7. Невольное пособничество.

8. Вредительство (или недостача)

9. Посредничество.

10. Начинающееся противодействие.

      11. Герой покидает дом.

12. Даритель испытывает героя.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

14. Получение волшебного средства.

15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поиска

16. Герой и антагонист вступают в борьбу.

17. Героя метят.

18. Антагонист побежден.

19. Беда и недостача ликвидируется.

20. Возвращение героя.

21. Герой подвергается преследованиям.

22. Герой спасается от преследования.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предъявляется трудная задача.

26. Задача решается.

27. Ложный герой или антагонист изобличается. 

28. Героя узнают.

29. Герою дается новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает в брак.

 

 

 

Приложение 3. Система    построения  сказки  по    Д. Родари

 

              

1.                                              Предписание    или    запрет

2.                                               Нарушение

3.                                               Вредительство   или    недостача

4.                                              Отъезд    героя

5.                                              Задача

6.                                                Встреча   с   дарителем

7.                                               Волшебные     дары

8.                                                Появление    героя

9.                                               Сверхъестественные    свойства    антагониста

10.                                           Борьба

11.                                          Победа

12.                                            Возвращение

13.                                           Прибытие    домой

14.                                           Ложный    герой

15.                                            Трудные   испытания

16.                                           Беда   ликвидируется

17.                                            Узнавание    героя

18.                                            Ложный    герой    изобличается

19.                                             Наказание   антагониста

20.                                            Свадьба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4. Упрощённая система построения сказки

 

                                          

1. Запрет

2. Нарушение

3. Вредительство или исчезновение

4. Трудная задача

5. Встреча с помощником

6. Борьба

7. Сложные испытания

8. Победа

9. Прибытие домой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5. Запреты в сказках и строгие предостережения

Сказка

     Запрет

Предостережение

1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

НЕ ПЕЙ братец…

а то будешь теленочком.

а то сделаешься жеребеночком

а то будешь баранчиком

а то будешь поросеночком

а то будешь козленочком

2. «Гуси-лебеди»

…будь умна, береги

Братца, не ходи со двора…

а если уйдешь, не уследишь, мы умрём от тоски, а ты останешься со-

всем одна.

а если не убережешь братца, то будешь неделю сидеть на ржаном хлебе, воде и на лесных яблоках

3. «Сказка об Иване-царе

виче, жар-птице и о

сером волке».

1.Ты жар-птицу возьми, а золотую

клетку не трогай;

2.Только тут на стене висит золотая узда, ты ее не бери,

еже ли клетку возьмешь,

то тебе оттуда не уйти

будет: тебя тотчас поймают.

а то худо тебе будет

4. «Жар-птица и Василиса-царевна».

Не бери золотого пера;

возьмешь – горе узнаешь

5. «Крошечка-Хаврошечка»

А ты, прекрасная девица, не ешь моего мяса;

косточки мои собери, в платочек завяжи, в

саду их рассади и ни-

когда меня не забывай, каждое утро водою их поливай

а если съешь мое мясо, то

тебя саму черви съедят (предполагаемое предостережение)

                                          

 

 

Приложение 6. Сводная таблица запретов в сказках

   

    Название сказки

    Количество                

     запретов           

  Количество                       

 нарушений

 

  Количество

 выполнений

     

 

         Последствия

 

 

«Гуси – лебеди»

   

  

     1                                                                                                    

 

 

 

    1    

       

 

     1

 

 

 

Дочка, преодолевая испыта-

ния, исправила свои отрица-

тельные свойства характера,

спасла брата.

 

 

 

 

«Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка»

 

 

     5

 

 

     1 

 

 

   4

Непоправимые изменения в

жизни брата и непрекраща-

ющаяся сестринская любовь.

 

 

 

 

 

«Жар-птица и Василиса- Царевна»

 

 

     1

 

 

     1

 

 

   –  

Слёзные искренние призывы

стрельца о помощи открыли

ему путь к личному и общественному успеху.

 

 

 

«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке».

 

     2

 

     2

 

 

     –

 

Труднейшие жизненные испытания дерзновенный  царевич благополучно проходит.         

 

 

«Крошечка-Хаврошечка»

 

 

   

     1

 

 

 

 

     –

 

 

 

 

     1

 

Крепкое семейное счастье

Хаврошечки – это награда за

послушание.

 

 

 

 

Приложение 7. Анкетирование

                                   Анкета

 

 

Взрослый

 

1.                        Что для вас является запретом?

2.                        Часто ли Вам что – либо запрещали в детстве?

3.                         Если “ да ”, то, что именно?

4.                        Нарушали ли Вы запреты?

5.                         Если нарушали, то, какие и почему?

6.                         В какой форме (мягкой или строгой) Вы хотели бы слышать запрет?

7.                        Что сейчас вы запрещаете своему ребенку?

8.                        Какие запреты в сказках вам знакомы?

9.                        Считаете ли Вы, что запрет и наставление - это одно и то же?

10.                    Приводят ли запреты, на Ваш взгляд, к желанию вкусить «запретный плод»?

 

 

Ребенок

 

 

1.                              Что для вас является запретом?

2.                              Часто ли Вам что – либо запрещали в детстве?

3.                              Если “ да ”, то, что именно?

4.                              Нарушали ли Вы запреты?

5.                               Если нарушали, то, какие и почему?

6.                               В какой форме (мягкой или строгой) Вы хотели бы слышать запрет?

7.                              Что сейчас вам запрещают родители?

8.                              Какие запреты в сказках вам знакомы?

9.                              Считаете ли Вы, что запрет и наставление - это одно и то же?

10.                          Согласны ли Вы с утверждением: «Если бы не запрещалось, то и не нарушалось бы?

 

 

 

 

Приложение 8.  Моя любимая сказка

У каждого из нас есть любимые предметы. Это и любимая игрушка, и любимое домашнее животное,  самый долгожданный праздник, любимые рисунки, любимый мультфильм.  И, конечно же, любимая сказка – много раз читанная – перечитанная.

Мне очень нравится русская народная сказка “Гуси-лебеди”. Нравятся изображённые в ней события, которые быстро меняются, очень привлекают  герои сказки, братец и сестрица, радует появление доброго помощника, ёжика, и, счастливая развязка.

Я попыталась составить план сказки. Можно поменять местами пункты плана, но всегда на первом месте будет стоять запрет, а потом его нарушение, а на последнем – счастливый конец.

Мне близки вопросы, которые поднимаются в сказке. Как изменить свой характер? Как избавиться от высокомерия и заносчивости?! Моей героине это удалось, потому что на первом месте оказалось спасение брата. Все указания  бабы Яги она послушно выполняла. Однако похитительница не пожелала вернуть Иванушку добровольно, сестрице пришлось хитростью возвращать братца домой.

Хочется к прочитанному выполнить яркие иллюстрации, потому что благодаря краскам герои становятся ещё ближе, ярче, родней. Пробую сочинять и свои сказки,  может быть, для кого-то они тоже будут любимыми.

 

Любимый герой любимой сказки

В одних героях нас привлекает яркая внешность, в других – сильный характер, в третьих – добрые и мужественные поступки, в четвёртых – грамотная речь. За кого-то мы радуемся, из-за кого-то переживаем, кому-то сочувствуем, вместе с кем-то плачем. А если в герое нас привлекает всё, то он становится нашим любимым героем.

В сказке “Гуси-лебеди” мне очень нравится главная героиня – девочка. Назову её Маша. Это обычная девочка, с обыкновенной внешностью. Одеждой и подарками родители её не баловали. Девочка очень любила гулять в лесу, в поле, в саду. А больше всего ей нравилось играть с подружками. Выдумщица и затейница, Машенька знала много всяких интересных историй и всегда рассказывала их подругам с большим  удовольствием.

В сказке “Гуси-лебеди” мы видим  не только внимательную и общительную  Машу, но и  заботливую сестру. Она ухаживала за младшим братом. Но однажды девочка заигралась, загулялась и потеряла братца. Забрали его с собой гуси-лебеди. Героиня решила действовать решительно, она приказала себе не отчаиваться и  начать поиски.

В сказке обнаруживаются не только положительные, но и другие, отрицательные черты нашей героини: высокомерие, заносчивость, тщеславие.  Она должна была забыть об  этих дурных  чертах характера, чтобы найти брата.

Нашей маленькой сказочной героине это удалось: она изменила себя и своё отношение к жизни. Она одержала победу над собой.

Мне очень нравится моя Машенька и впечатляет то, что ей удалось изменить, улучшить себя. 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Оглавление Введение . 3-4

Оглавление Введение . 3-4

В ведение

В ведение

В своей работе мы использовали такие методы исследования как анализ, сравнение, синтез

В своей работе мы использовали такие методы исследования как анализ, сравнение, синтез

Основная часть Глава 1. Запрет как элемент построения сказки 1

Основная часть Глава 1. Запрет как элемент построения сказки 1

Н.Абрамова, отражая категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов

Н.Абрамова, отражая категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов

Сказка составлена мудрым народом так, что кроме забывчивости легкомыслия, обнаруживаются и другие отрицательные черты «нарушителя»: высокомерие и заносчивость

Сказка составлена мудрым народом так, что кроме забывчивости легкомыслия, обнаруживаются и другие отрицательные черты «нарушителя»: высокомерие и заносчивость

Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет

Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет

Горестные трудные испытания не замедлили появиться: после получения пера нужно саму добыть жар-птицу, потом доставить невесту, затем подвенечное платье для неё и, наконец, самое настоящее…

Горестные трудные испытания не замедлили появиться: после получения пера нужно саму добыть жар-птицу, потом доставить невесту, затем подвенечное платье для неё и, наконец, самое настоящее…

Иван-царевич, нарушив запрет серого волка, не оправдывается перед ним, не перекладывает свою вину на другого

Иван-царевич, нарушив запрет серого волка, не оправдывается перед ним, не перекладывает свою вину на другого

Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и вырастила яблоньку

Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и вырастила яблоньку

Таблица 1. Вопрос

Таблица 1. Вопрос

Что сейчас вы запрещаете своему ребенку?

Что сейчас вы запрещаете своему ребенку?

Среди популярных сюжетов, иллюстрирующих запреты в сказках, учащиеся изобразили сюжеты сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и

Среди популярных сюжетов, иллюстрирующих запреты в сказках, учащиеся изобразили сюжеты сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и

Л итература 1. Аникин

Л итература 1. Аникин

Приложение 1. Формы запретов

Приложение 1. Формы запретов

Приложение 2. Система построения сказки у

Приложение 2. Система построения сказки у

Приложение 3. Система построения сказки по

Приложение 3. Система построения сказки по

Приложение 4. Упрощённая система построения сказки 1

Приложение 4. Упрощённая система построения сказки 1

Приложение 5. Запреты в сказках и строгие предостережения

Приложение 5. Запреты в сказках и строгие предостережения

Приложение 6. Сводная таблица запретов в сказках

Приложение 6. Сводная таблица запретов в сказках

Приложение 7. Анкетирование

Приложение 7. Анкетирование

Приложение 8. Моя любимая сказка

Приложение 8. Моя любимая сказка

В сказке обнаруживаются не только положительные, но и другие, отрицательные черты нашей героини: высокомерие, заносчивость, тщеславие

В сказке обнаруживаются не только положительные, но и другие, отрицательные черты нашей героини: высокомерие, заносчивость, тщеславие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020