Детский коллектив

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятель- ности, направленной на пользу общества, забота об общем резуль- тате, определенные организация и характер общения, широкая сис- тема коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотноше- ний детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-об- щественной, трудовой, художественной, спортивной и др.
Иконка файла материала Детский коллектив.doc
Детский коллектив      Развитый детский  коллектив  представляет  собой необходимое  условие самоутверждения личности.  Ему присущи общность целей  и  адекватность  мотивов предметно­практической совместной  деятель­  ности,  направленной на пользу общества, забота об общем резуль­  тате,  определенные организация и характер общения, широкая сис­  тема коллективных связей.  Наиболее развитые формы  взаимоотноше­  ний  детей  создаются в процессе целенаправленной организации их  социально­одобряемой деятельности:  учебной,  организационно­об­  щественной,  трудовой, художественной, спортивной и др. При  этом  придание основным типам деятельности детей определенной   целевой  направленности, социальной значимости позволяет не только  форми­  ровать отношения детей внутри возрастных групп,  но и строить их  на единой основе.  Сочетание взаимоответственности, с одной сто­  роны,  а с другой ­ необходимости проявления самостоятельности в  организации и осуществления просоциальной деятельности  обеспечи­  вает условия для развития  подлинной  самостоятельности.  Макси­  мальное развитие  самодеятельности  детей выступает  определяющим  признаком развитого детского коллектива.      Социально признаваемая  деятельность как средство формирова­  ния детского коллектива и определенных отношений его членов   мо­  жет быть реализована в том случае,  если она соответствующим об­  разом организована.      Это должна быть такая организация, при которой:      а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за­  дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;б) значимые  цели  этой деятельности имеют как общественный,  так и личностный смысл;      в) обеспечивается равноправная, инициативно­творческая пози­  ция  каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа­  тов);      г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной дея­  тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но,  главное,  с позиции ее активного участника, действующего вначале  для "контактного" коллектива,потом для общешкольного,а затем  для  района, города, общества;      д) деятельность эта направлена на благо  другим  людям,  об­  ществу.  Именно  в развитых формах социально одобряемой  деятель­  ности формируется умение  ребенка  учитывать  интересы,   позицию  другого  человека и соответственно этому ориентироваться в своем  поведении.      Как инструмент  воспитаний  детский  коллектив  организуется  взрослым.  При этом важное значение приобретает вопрос о соотно­  шении:  1) потребности детей в общении и 2) задач,  поставленных  перед этим коллективом. Практически в любом организованном  детс­  ком объединении реально существует определенное сочетание  данных  двух факторов.  Однако наиболее широкие возможности  их   взаимо­  действия создаются в условиях сформированного детского  коллекти­  ва.  Активно включая детей в решение социально важных задач, та­  кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения,  обуслов­  ливает возможности развития индивида как личности. Психолого­ пе­  дагогическая  задача  при этом заключается в том,  чтобы детский  коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности,  что­бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на  второй план перед его социально  полезной  функцией.  Иначе  его  воспитательное воздействие нивелируется,  заменяясь влиянием так  называемых неофициальных, неформальных детских объединений.      Детский коллектив,  существующий в современной  общеобразова­  тельной школе представляет собой многоплановую  систему,   внутри  которой дети могут быть членами объединений, разных по  характеру  и длительности существования.      Важную роль играет характер взаимоотношений, которые  склады­  ваются между  детьми  в изменяющейся структуре постоянных и  вре­  менных объединений, что проводит всех школьников через  положение  руководителей и исполнителей,  формируя умения командовать  това­  рищами и подчиняться товарищу,  создавая развернутую сеть разно­  образных связей, отношений.      Особое место в креплении межколлективных связей занимает це­  ленаправленное создание временных объединений, позволяющих  орга­  низовать деятельность детей в небольших группах, которым  поруча­  ется выполнение  кратковременных дел. Психологическое  своеобразие  этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас­  читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится  под  воздействием общественного мнения товарищей и не может  уклонить­  ся от  принятых норм поведения.  Кроме того детям легче осущест­  влять самостоятельное руководство небольшим числом   сверстников.Но главное состоит в том,  что только в небольших группах каждый  ребенок может  определить  для себя такое положение в  совместной  работе,  при котором он способен приложить все свои знания, силы  и способности,  т.е.  возникает возможность для каждого выделить  свою роль в общей деятельности,  в наибольшей степени  адекватную  его индивидуальным склонностям.      К числу  важных  моментов  в организации детского коллектива  относится  разновозрастное  построение  контактных   объединений  школьников. Разновозрастный состав детских коллективов  нивелиру­  ет обычно существующую в объединении сверстников тенденцию  замы­  каться в кругу групповых интересов.  Ребенок испытывает  влияние  каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же  время сам воздействует на  окружающих,  оптимизируя   собственное  развитие.      Но этот  путь реализуется лишь в многоплановой системе детс­  кого коллектива школы в целом,  где в сложных структурных  связях  находятся контактные коллективы,  разные по длительности  сущест­  вования, объему и содержанию деятельности.  В общешкольном коллективе складывается совершенно особая   психо­  логическая ситуация.  Наличие для детей разных возрастов и заня­  тых разными видами деятельности  общих  интересов:   общешкольные  дела,  взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков ­  создает возможности для установления  между  детьми   развернутых  типов отношений.      В частности  общешкольный  коллектив  обеспечивает единство,  дружбу, товарищество старших и младших школьников.Ежегодно обновляясь,  общешкольный коллектив сохраняет в  то  же время свои законы,  обычаи, традиции и требования. В этом от­  ношении он является постоянно действующей силой, помогающей  соз­  давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти­  вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном  кол­  лективе,  тем  прочнее спаяны контактные объединения детей;  чем  значимее,  обширнее общая цель, зримее ее общественный характер,  тем  прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.  Целенаправленная организация разветвленного детского   коллектива  обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия  фор­  мирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.      Коллективизм составляет  одно из определяющих отношений  лич­  ности в ее конкретной деятельности ­ творческое отношение к  об­  щественной делу,  выражая потребность в деле, необходимом  другим  людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом  коллек­  тиве, акцентированном  лишь на достижении своих целей,  что таит  опасность развития групповщины.  Нередко дети,  проявляя  внутри  своего коллектива отношения товарищества,  взаимопомощи,  ответс­  твенности, не демонстрируют качеств коллективиста  за  пределами  своего коллектива.      В чем  причина  слабой сформированности коллективистских ка­  честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно  указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.      Формирование коллектива класса,  ученической бригады, несом­  ненно,  способствуют воспитанию у детей определенных отношений к  своему коллективу,  внутри коллектива.  Однако даже  товарищеские  отношения,  отношения  деловой независимости все же сами по себене идентичны коллективистским качествам личности  отдельных   де­  тей,  составляющих  коллектив.  Коллективизм не может основываться лишь на делах своего   коллек­  тива,  потому  что быть коллективистом ­ значит болеть не только  за дела своего коллектива.  Главное в коллективизме ­ обществен­  ная ориентация деятельности,  творческое отношение к любому  дру­  гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.      Поэтому формирование  подлинно коллективистских качеств лич ­  ности предполагает "абстрагирование" от дел и целей  конкретного  коллектива, связь  этих  дел  и  целей с более широкими задачами  других коллективов,  образующих общество,  именно на этом пути  у  подростка, юноши формируется личная ответственность за общие  де­  ла. В этом плане показательны данные,  полученные в исследовании  по выявлению  условий формирования коллективистских качеств  лич­  ности детей подросткового возраста.  Схематично эти  исследования  выглядят следующим образом.      Возник, однако,  вопрос о степени сформированности коллекти­  вистских качеств личности детей.  Для выяснения этого был прове­  ден дополнительный  эксперимент.  Смысл его состоял в  коссвенной  проверке того,  как поведет себя каждый подросток в ситуации вы­  бора между личной и социально значимой целью.  Оказалось, что те  дети, которые длительно действовали в многоплановом   коллективе,  ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели  кон­  тактных коллективов,  а на общее, общественно значимое дело, об­ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами.   Дея­  тельность, выполняемая для общества,  была для них важна потому,  что это  было связано с определением своего места в обществе,  с  формированием самосознания.      Следовательно задача  взрослых заключается в такой организа­  ции просоциальной деятельности в условиях  детского  коллектива,  которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему  делу  в широком плане.  Именно в этом  случае  происходит  становление  личности ребенка,  для которого общественное дело ­ потребность.  Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского  коллектива,  формировать отношения  детей не только к цели данного  коллектива  (при сохранении ее конкретной значимости),  но и к  общему  делу  вообще.      Полученные данные убеждают  в  необходимости   одновременного  включения детей  в  специально  организованную "скользящую сеть"  различных коллективов:      а) учебных, трудовых, организационно­общественных, художест­  венных, спортивных, игровых;      б) постоянных, сезонных, временных;      в) одно­ и разновозрастных;      г) малочисленных и многочисленных.      Такая подвижная  сеть  многоплановых коллективов при условии  соподчинения социально значимых целей деятельности всех   коллек­  тивов и  подчинения  решению  общей  задачи не позволяет ребенку  замкнуться в кругу близких товарищей.      Она непрерывно включает малый коллектив  в  большой,  группы  детей одного возраста в разновозрастный коллектив,  создавая пе­  реплетение взаимозависимостей,  разрывая рамки своего  конкретно­  го,  "нашего" коллектива, выводя детей в целом на общество. При­чем это не формальный разрыв,когда ребенок участвует "то там, то  тут", а система, которая, с одной стороны, способствует формиро­  ванию непосредственно­личностного общения детей в коллективе,   а  с другой ­ обеспечивает осознание ребенком его  включенности  не  только в данный коллектив, но и в общество.      В частности,  большое число коллективов,  в  состав  которых  ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в из­  вестную оппозицию,  а скользящие формы разнопланового  коллектива  эту возможность  исключают,  создавая условия для разнообразного  общения, общения в чистом виде, для построения отношений  дружбы,  сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.      Итак, формирование личности  человека­коллективиста  требует  организации системы многопланового детского коллектива,  системы,  а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом  важно направленное включение каждого ребенка в развернутую  соци­  ально одобряемую деятельность в системе именно такого  специально  заданного многопланового  коллектива  при  соподчиненности  целей  каждого конкретного коллектива решению общих социально   значимых  задач. Необходимо подчеркнуть,  что воспитание детей в коллекти­  ве, основу которого составляет система просоциальной деятельнос­  ти ­ это не один из ряда важных воспитательных принципов, а осо­  бый, качественно своеобразный подход  к  формированию   растущего  человека как личности.