Девиантное поведение детей и подростков.

  • ppt
  • 25.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Девиантное поведение детей и подростков.ppt

Девиантное поведение детей и подростков

Девиантное поведение

По словарю Ожегова:
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три формы девиантного поведения:
1. Антисоциальное поведение
2. Асоциальное поведение
3. Аутодеструктивное поведение

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Насилие над более младшими и слабыми сверстниками,
животными.
Воровство.
Мелкое хулиганство.
Вандализм.
Порча чужого имущества.
Торговля наркотиками.

Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Побеги из дома
Систематические пропуски уроков в школе
Агрессивное поведение
Ложь
Вымогательство
Беспорядочные половые связи
Настенные надписи и рисунки непристойного характера
Ненормативная лексика

Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.
Курение
Токсикомания
Наркомания
Вскрытие вен
Алкоголизм
Суицид
Задание «Обсуждение ситуаций»
Перед вами ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.



Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник».
Правонарушителями не рождаются, ими становятся.
Как достигается такой результат?
Упражнение «Чистый лист»

ФАКТОРЫ РИСКА,
которые подталкивают ребёнка на
отклоняющееся поведение:
1. Семья
2. Здоровье
3. Проблемы в подростковом возрасте
4. Отсутствие прочных социальных связей


1. СЕМЬЯ
Формирование личности, привычки и нормы поведения закладываются в семье. Поэтому ребёнка на путь правонврушений толкают:
- интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых;
- эгоизм и низкий уровень нравственности семьи;
- тунеядство и пьянство взрослых;
- неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение
интереса к воспитанию;
- удручающий образ жизни, раздоры, конфликты.

2. НАРУШЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ:
- поражение нервной системы в родах;
- проблемы с психическим и физическим здоровьем — разного рода психопатии;
- физические дефекты;
- наследственность;
- рождение от наркомана или алкоголика.





3. ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

период полового созревания (подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов); (животные весной)
период осознания себя как личности (сравнивание себя с другими), отчуждение от взрослых (сепарация, «Я не ребёнок») и поиск себя в группе сверстников (проблемы межличностного общения, связанных с учёбой и взаимоотношениями со сверстниками, поиск нового межличностного общения). Но не всегда подростка принимают сверстники.
Отсюда возникают:
непринятие сверстниками,
конфликты,
вымогательство денег, давление,
шантаж, угрозы, запугивания, унижения,
принуждение совершать проступки против воли (насилие, воровство, …)


4. ОТСУТСТВИЕ ПРОЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ:
Школа, общество (стереотип проблемного ребёнка: когда ребёнок ошибившись в жизни раз, становится чёрным пятном, второсортным ребёнком на всю жизнь; добавляется его семейное положение, алкоголизм родителей, кто-то из семьи находится в местах заключения и др.). Если оступился раз, значит он такой на самом деле и поступить иначе не может.
Отсюда наблюдается:
- негативное отношение учителя к ребёнку;
- тенденция постоянных придирок и приписок ребёнку негативных характеристик;
- несправедливое отношение к ребёнку в сравнении с другими детьми;
- в разных ситуациях ребёнок обвиняется во всех проблемах и трудностях.
Отсюда:
- деструктивное поведение (протест, агрессия, жестокость);
- чувство незащищённости, обида;
- употребление наркотиков, алкоголя, занятие сексом;
- высокое эмоциональное напряжение может привести к суицидальным попыткам;
- подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

Три типа поведения у дошкольников:

1-й тип — дисциплинированный;
2-й тип — недисциплинированный правдивый;
3-й тип — недисциплинированный не правдивый.

Дисциплинированный тип. Наблюдается во всех возрастных периодах дошкольного детства. Преобладает в 3-4 года. Дети ведут себя правильно, выполняют правила поведения.

Недисциплинированный правдивый тип. Поведение импульсивно, легко нарушают запрет, смущённо признаваясь в этом. К 5-7 годам склонность к такому типу поведения заметно уменьшается, трансформируясь в 1-й или 3-й типы.

Недисциплинированный не правдивый тип. Легко нарушают правила, говорят неправду, лгут целенаправленно. Особенно ярко это проявляется в 5 лет. По мере взросления ребёнок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать не по принципу, что он «должен», а потому, что он «хочет» (соподчинение мотивов)

Все ситуации, встречающиеся в практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений:
нарушение обучения,
нарушение поведения,
нарушение самосознания,
смешанные формы.
Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы воздействия и помощи девиантному ребёнку.

Основные направления работы с девиантными детьми

Нарушение в обучении: Выявить где больше всего проблем с обучением и только потом с помощью учителей (репетиторов) оказываем ребёнку индивидуальную помощь, пока ребёнок не получит успех.

При нарушении в поведении:

- побеседовать с ребёнком по поводу совершённого проступка;
- совместно найти пути решения ситуации до полного понимания ребёнком причин и последствий своих действий (в 11-12 лет новообразование – возникновение рефлексии);
- ролевые игры, мероприятия должны быть систематичны и отрефлексированы вместе с ребёнком;
создать комфортные условия в семье для ребёнка: формировать устойчивые позитивные представления о себе, уверенность в себе (положительная оценка его деятельности), создавать ситуации успеха (секции, кружки по интересу и возможностям ребёнка);
развивать волевые качества («Я должен» над «Я хочу»); (7 лет)
оказывать помощь в достижении поставленной цели; (любая деятельность)
пример взрослого.

Нарушения в общении:
семейные советы,
- продуктивное систематическое общение с ребёнком,
- путешествия, походы в гости,
- праздники, ритуалы, традиции.

Нарушения в самосознании:
- воспитание (даже если семья «группы риска», у ребёнка есть шанс вырасти здоровым и социально благополучным если есть «здоровый» коллектив, окружающие, социум),
- общение, коллективная деятельность (признание и возможность самоутвердиться),
- ситуации успеха (секции, кружки и др.),
- ЗОЖ,
- уважение, доброжелательное отношение взрослых, сверстников.

«Добро воспитывается добром,
а зло — злом»

Спасибо за внимание!