Учитель Первой категории начальных классов в ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4" Г. МЕЛИТОПОЛЬ
anzhelaverbickaya69@yandex.ru
Деятельность классного руководителя начальной школы
Деятельность классного руководителя начальной школы очень многообразна, поскольку учитель в начальных классах, реализует функции обучающего, воспитателя и организатора творческой деятельности детей; создает условия для развития задатков и способностей детей; осуществляет социально-педагогическое сопровождение каждого обучающегося класса; защищает своих обучающихся в трудных для них ситуациях; демонстрирует детям образец достойного взрослого как пример для подражания; поддерживает инициативы детей в проектировании собственной деятельности; поощряет самостоятельность, творчество; учит разрешать конфликты; является доверенным лицом обучающихся, их советчиком и старшим другом.
На первой ступени основного образования классному руководителю необходимо организовывать свою деятельность, учитывая особенности младших школьников.
Специфика работы с младшими школьниками
Возрастные особенности младших школьников |
Особенности деятельности классного руководителя |
- признание авторитета взрослых, старших; - желание поделиться, рассказать, поиграть; - подражательность; - острое переживание обид; - искренность; - быстрая утомляемость - интерес ко всему окружающему; - заниженная или завышенная самооценка; - произвольность в рефлексии; - откровенность; - доверчивость; - стремление держать слово; - организованность; - исполнительность; - жизнерадостность; - доброжелательность; - сострадание, стыдливость. Могут проявляться: скрытность; неискренность; мелкая воровитость; капризность; своеволие; избалованность; понимание вседозволенности; непослушание; агрессивность |
Изучение личности ребенка на основе диагностики: - интересов, положения в коллективе; - культуры общения; - трудовой активности; - дополнительного образования; - самостоятельности; - положение в коллективе - самооценки; - наблюдения; - беседы с детьми и родителями. Оценивание мотивов поведения. Поощрение и осуждение. Показ, пример. Защита, сплочение детского коллектива. Организация совместных игр, досуговых мероприятий, праздников. Социально-педагогическое сопровождение каждого обучающегося класса. Разработка программы индивидуальной поддержки обучающихся с проблемами в обучении, поведении, общении. Недопущение появления в классе «отверженных» детей, найти в каждом ребенке положительные качества и сделать их достоянием всего класса. |
Задача учителя начальной школы как классного руководителя – помочь младшим школьникам адаптироваться к социальной среде, образовательному пространству школы, что позволяет каждому из них овладеть социальными функциями, навыками, общечеловеческими ценностями, нормами и правилами законопослушного поведения.
Пространственная среда образовательного учреждения представляет собой поле социальных отношений, где школьник участвует в жизнедеятельности класса, школы, выступая ее субъектом, самоопределяется, самоактуализируется, самоутверждается, что играет не последнюю роль в личностном становлении.
В деятельности учителя начальных классов важным является его идейная убежденность, педагогический оптимизм, но еще необходимы организаторские способности и умения, при этом важно не только организовать обучающихся, но и вызывать у них желание самим включаться в деятельность.
Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с обучающимися и перестраивать их по мере роста и развития детей. Классный руководитель в начальных классах концентрирует свои усилия на изучении обучающихся, используя для этого различные методы и формы работы. Он должен иметь четкое представление об интересах, способностях и склонностях своих воспитанников, знать условия жизни детей в семье и устанавливать контакт с родителями. Определять ведущие направления в своей деятельности на каждый учебный год, придавать всей воспитательной работе большую целенаправленность и обеспечивать сплочение коллектива класса и разностороннее развитие личности каждого обучающегося.
Для эффективной работы классному руководителю необходимо изучение семьи, ее традиций, духовных ценностей, особенностей взаимоотношений между родителями и детьми. В этих целях он может обратиться к различным методам психолого - педагогической диагностики: наблюдению, беседе, анкетированию, тестированию и др. Следует отметить, что изучение семьи может принести классному руководителю ценные сведения лишь в том случае, если оно является не разовым и фрагментарным, а организованным и систематичным.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача классного руководителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями: изучение семей обучающихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся.
Традиционными формами работы с родителями обучающихся младших классов являются: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, родительские тренинги, посещения на дому.
Не следует забывать, что огромное значение для родителей, обучающихся имеют благодарственные письма в их адрес. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
Чтобы более эффективно подобрать формы и методы работы с родителями, необходимо учитывать индивидуальные факторы, влияющие на результативность общения классного руководителя с родителями младших школьников:
· ориентирование на приоритет форм взаимодействия, построенных на диалогических принципах;
· реализация совместной деятельности с родителями на основе личностно-ориентированного подхода;
· разобщенность родителей, инерция и консервативность их взглядов необходимо преодолевать путем повышения педагогического просвещения родителей, включения их в жизнедеятельность детей в школе.
Таким образом, особенность деятельности классного руководителя начальных классов в социально-педагогическом сопровождении каждого обучающегося на первой ступени образования определяется его конструктивной деятельностью, по созданию успешной среды жизнедеятельности в классе.
Организация воспитательного процесса в начальной школе
Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» обучающегося.
Как отмечают И.И. Юдин и И.В. Каменева, внеклассная воспитательная работа в начальных классах, ориентированная на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна опираться на совместную деятельность с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города.
Работа классного руководителя в начальных классах – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
После определения цели и задач воспитания, классные руководители выбирают направления воспитательной работы, реализация которых становится первым кирпичиком для формирования системы воспитательной работы в классе.
В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует также с другими членами коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками
Должность |
Особенности взаимодействия |
Педагог - психолог |
Совместно изучают индивидуальные особенности обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При помощи педагогапсихолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников; помогает ребенку определиться в интересующих видах деятельности; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной внеклассной деятельности. |
Педагоги дополнительного образования |
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей. |
Педагог - организатор |
Согласовывая совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. |
Социальный педагог |
При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов, защиту интересов несовершеннолетних. |
Библиотекарь |
Классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения. |
Медицинские работники |
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье воспитанников, используя информацию, получаемую от врача, фельдшера, медицинской сестры. |
Содержание воспитательной деятельности младших школьников во внеурочное время должно быть направлено, прежде всего, на апробацию, тренировку и развитие универсальных учебных действий и личностных результатов:
· осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
· умение давать оценку своим действиям;
· ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
· осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
· умение выражать собственное мнение и т.д.
Классному руководителю необходимо учитывать то, что младшие школьники, особенно первоклассники, достаточно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную жизнь. Поэтому важно включать ребенка в общность разновозрастных увлечений людей, способных не только осваивать разные виды творчества (художественные, интеллектуальные, танцевальные, свободное общение и т.д.), но и создавать собственные проекты деятельности.
Внеурочная воспитательная деятельность осуществляется во второй половине дня. Каждое образовательное учреждение в соответствии со своими задачами планирует направления воспитательной деятельности, например: спортивно-оздоровительная, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно-полезная, социальная деятельность.
По другому варианту внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Во внеклассной деятельности можно выделить следующие элементы: общешкольные и классные традиционные праздники, предметные недели, культурно-просветительские мероприятия, спортивные мероприятия, коллективно творческие дела, которые в том числе можно отнести к формированию мировоззрения обучающихся. Разработка программ кружковой работы во внеурочной деятельности младших школьников должна осуществляться в строгом соответствии со спецификой начальной школы и интересов детей.
В педагогической литературе предлагаются различные классификации методов воспитания, которые можно рассматривать как способ взаимодействия и взаимовлияния классного руководителя и младших школьников, обеспечивающий решение поставленной воспитательной задачи.
Методы воспитания
Методы |
Содержание методов |
|
Методы организации и самоорганизации детского коллектива |
Коллективная перспектива, коллективная игра, коллективные единые требования, коллективное самоуправление, коллективное соревнование, коллективное самообслуживание. |
|
Методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия |
Метод уважения детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания, постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей), педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтные ситуации |
|
Методы детской самодеятельности |
1) Методы самоорганизации духа (самоанализ, самокритика, самопознание); 2) Методы самоорганизации чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание); 3) Методы самоорганизации воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование) |
|
Методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей |
1) Обращение к сознанию (пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения); 2) Обращение к чувству – совести, достоинству, самолюбию и чести, к чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха брезгливости и т.п.; 3) Обращение к воле и поступку: требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание. |
|
Традиционно к формам внеклассной деятельности под руководством классного руководителя относят: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (кружки, поисковые и научные исследования, постановка спектаклей, рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей); коллективные (классные часы, экскурсии и целевые прогулки, клуб, секции, викторины, социальные проекты, организация выставок работ, тематические вечера); массовые (олимпиады, конкурсы, соревнования как совместные мероприятия детей и родителей, организация спортивных соревнований, праздников, участие детей индивидуально или вместе с родителями в конкурсах разного уровня).
В начальной школе различают и другие формы внеклассной воспитательной деятельности, в том числе, выбранные классным руководителем совместно с родителями обучающихся: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.
Формы массовой внеклассной воспитательной деятельности принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая воспитательная деятельность содержит в себе большие возможности активизации ребят. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого.
В процессе внеклассной совместной воспитательной деятельности младшие школьники овладевают навыками и умениями участия в социально-значимых мероприятиях, развивают свои творческие и интеллектуальные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучше человеческие качества: эмпатию, доброту и т.д.
Таким образом, воспитательная деятельность является составной частью воспитательной работы общеобразовательной организации, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения младшим школьником необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Адаптация младшего школьника в ученическом коллективе
В жизни каждого ребенка наступает период, когда ему приходится выходить за рамки своего привычного окружения и попадать в новые для него условия развития. Чаще всего это связано с возрастными этапами становления личности. Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне системы общественных отношений и коллектива. Таким образом, ему очень часто на протяжении жизни приходится сталкиваться с необходимостью социально-психологической адаптации к новым условиям.
Как один из видов адаптации, школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Процесс физиологической адаптации младшего школьника к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.
Этапы физиологической адаптации младшего школьника
Этапы |
Специфика этапов |
1 этап (3 недели) |
Ориентировочный этап, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма |
2 этап (2 недели) |
Период неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какието оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. |
3 этап (1 неделя) |
Период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. |
Продолжительность всех 3 фаз адаптации составляет приблизительно шесть недель, этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются 1-4 недели.
В период адаптации огромную роль играет кризис семи лет. В это время у ребенка происходит переломный момент в его жизни, что ведет эмоциональной неустойчивости.
Значимую роль в успешной адаптации к школе и в ученическом коллективе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Конникова Т.Е. немалую роль в успешной адаптации отводит таким личностным особенностям ребенка как умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Эти умения чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто игнорируется ими. В данных случаях будет отмечаться переживание психологического дискомфорта.
Класс может влиять на ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата. В конечном счете, все это находит отражение в структуре и в характере взаимоотношений, формирующихся в классе и служащих самым мощным фактором влияния на личность школьника.
Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложен, неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален и зависит не только от психических особенностей личности, но и от ее индивидуального социального опыта. Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причин этого. Иногда он неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение своих товарищей. Занять благоприятное положение в сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним это удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию, плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения в коллективе любой ценой.
Можно говорить о том, что, если положение младшего школьника в коллективе класса благоприятно и его статус достаточно высок, класс будет являться благоприятной средой для развития личности такого ребенка.
Методики для изучения личности младших школьников
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения обучающихся, их взаимоотношения со сверстниками, педагогами и семьей, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, быть безопасными детей. Результаты диагностических исследований желательно обсудить с психологом.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса и выступает оценочной практикой, направленной на изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся и социальнопсихологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса. В педагогическом процессе диагностика выполняет определенные функции.
Функции психолого-педагогической диагностики
Функция |
Содержание функции |
Информационная |
Выявить относительный уровень развития ребенка; Выявить уровень состояния педагогического взаимодействия; Определить основные параметры будущей характеристики обучающегося |
Прогнозирующая |
Способствовать выявлению потенциальных возможностей развития обучающихся; Определять прогноз организации взаимодействия с обучающимся |
Оценочная |
Иметь представление о результативности педагогического взаимодействия; Определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств. |
Развивающая |
Использовать диагностические методики для демонстрации обучающемуся его возможностей и перспектив развития; Создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики. |
Результаты методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики, дают хороший материал для дальнейших тем и бесед с обучающимися и родителями .
Таким образом, становление личности младшего школьника происходит под влиянием взрослых, сверстников, новых видов деятельности (учения), общения, включения в целую систему коллективов (классного, общешкольного). У ребенка формируются элементы социальных чувств, навыки общественного поведения. Роль начальной школы в целом и классного руководителя в частности в социализации личности, формирования нравственного поведения у школьников огромна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.