Деятельность классного руководителя начальной школы
Оценка 4.7

Деятельность классного руководителя начальной школы

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
Междисциплинарный 5
1 кл—4 кл
10.10.2024
Деятельность классного руководителя начальной школы
Деятельность классного руководителя начальной школы очень многообразна, поскольку учитель в начальных классах, реализует функции обучающего, воспитателя и организатора творческой деятельности детей
Деятельность классного руководителя начальной школы.docx

Вербицкая Анжела Валерьевна,

Учитель Первой категории начальных классов в ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4" Г. МЕЛИТОПОЛЬ

    [email protected]

 

Деятельность классного руководителя начальной школы

 

Деятельность классного руководителя начальной школы очень многообразна, поскольку учитель в начальных классах, реализует функции обучающего, воспитателя и организатора творческой деятельности детей; создает условия для развития задатков и способностей детей; осуществляет социально-педагогическое сопровождение каждого обучающегося класса; защищает своих обучающихся в трудных для них ситуациях; демонстрирует детям образец достойного взрослого как пример для подражания; поддерживает инициативы детей в проектировании собственной деятельности; поощряет самостоятельность, творчество; учит разрешать конфликты; является доверенным лицом обучающихся, их советчиком и старшим другом.

На первой ступени основного образования классному руководителю необходимо организовывать свою деятельность, учитывая особенности младших школьников.

Специфика работы с младшими школьниками

Возрастные особенности младших школьников

Особенности деятельности классного руководителя

- признание авторитета взрослых, старших;

- желание поделиться, рассказать, поиграть;

- подражательность;

- острое переживание обид;

- искренность;

- быстрая утомляемость

- интерес ко всему окружающему;

- заниженная или завышенная самооценка;

- произвольность в рефлексии;

- откровенность;

- доверчивость;

- стремление держать слово;

- организованность;

- исполнительность;

- жизнерадостность;

- доброжелательность;

- сострадание, стыдливость.

Могут проявляться: скрытность; неискренность; мелкая воровитость; капризность; своеволие; избалованность; понимание вседозволенности; непослушание; агрессивность

Изучение личности ребенка на основе диагностики:

- интересов, положения в коллективе;

- культуры общения;

- трудовой активности;

- дополнительного образования;

- самостоятельности;

- положение в коллективе

- самооценки;

- наблюдения;

- беседы с детьми и родителями.

Оценивание мотивов поведения. Поощрение и осуждение. Показ, пример. Защита, сплочение детского коллектива. Организация совместных игр, досуговых мероприятий, праздников. Социально-педагогическое сопровождение каждого обучающегося класса. Разработка программы индивидуальной поддержки обучающихся с проблемами в обучении, поведении, общении. Недопущение появления в классе «отверженных» детей, найти в каждом ребенке положительные качества и сделать их достоянием всего класса.

Задача учителя начальной школы как классного руководителя – помочь младшим школьникам адаптироваться к социальной среде, образовательному пространству школы, что позволяет каждому из них овладеть социальными функциями, навыками, общечеловеческими ценностями, нормами и правилами законопослушного поведения.

Пространственная среда образовательного учреждения представляет собой поле социальных отношений, где школьник участвует в жизнедеятельности класса, школы, выступая ее субъектом, самоопределяется, самоактуализируется, самоутверждается, что играет не последнюю роль в личностном становлении.

В деятельности учителя начальных классов важным является его идейная убежденность, педагогический оптимизм, но еще необходимы организаторские способности и умения, при этом важно не только организовать обучающихся, но и вызывать у них желание самим включаться в деятельность.

Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с обучающимися и перестраивать их по мере роста и развития детей. Классный руководитель в начальных классах концентрирует свои усилия на изучении обучающихся, используя для этого различные методы и формы работы. Он должен иметь четкое представление об интересах, способностях и склонностях своих воспитанников, знать условия жизни детей в семье и устанавливать контакт с родителями. Определять ведущие направления в своей деятельности на каждый учебный год, придавать всей воспитательной работе большую целенаправленность и обеспечивать сплочение коллектива класса и разностороннее развитие личности каждого обучающегося.

Для эффективной работы классному руководителю необходимо изучение семьи, ее традиций, духовных ценностей, особенностей взаимоотношений между родителями и детьми. В этих целях он может обратиться к различным методам психолого - педагогической диагностики: наблюдению, беседе, анкетированию, тестированию и др. Следует отметить, что изучение семьи может принести классному руководителю ценные сведения лишь в том случае, если оно является не разовым и фрагментарным, а организованным и систематичным.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача классного руководителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями: изучение семей обучающихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся.

Традиционными формами работы с родителями обучающихся младших классов являются: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, родительские тренинги, посещения на дому.

Не следует забывать, что огромное значение для родителей, обучающихся имеют благодарственные письма в их адрес. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Чтобы более эффективно подобрать формы и методы работы с родителями, необходимо учитывать индивидуальные факторы, влияющие на результативность общения классного руководителя с родителями младших школьников:

· ориентирование на приоритет форм взаимодействия, построенных на диалогических принципах;

· реализация совместной деятельности с родителями на основе личностно-ориентированного подхода;

· разобщенность родителей, инерция и консервативность их взглядов необходимо преодолевать путем повышения педагогического просвещения родителей, включения их в жизнедеятельность детей в школе.

Таким образом, особенность деятельности классного руководителя начальных классов в социально-педагогическом сопровождении каждого обучающегося на первой ступени образования определяется его конструктивной деятельностью, по созданию успешной среды жизнедеятельности в классе.

Организация воспитательного процесса в начальной школе

Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» обучающегося.

Как отмечают И.И. Юдин и И.В. Каменева, внеклассная воспитательная работа в начальных классах, ориентированная на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна опираться на совместную деятельность с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города.

Работа классного руководителя в начальных классах – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

После определения цели и задач воспитания, классные руководители выбирают направления воспитательной работы, реализация которых становится первым кирпичиком для формирования системы воспитательной работы в классе.

В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует также с другими членами коллектива.

Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками

Должность

Особенности взаимодействия

Педагог - психолог

Совместно изучают индивидуальные особенности обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При помощи педагогапсихолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников; помогает ребенку определиться в интересующих видах деятельности; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной внеклассной деятельности.

Педагоги дополнительного образования

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

Педагог - организатор

Согласовывая  совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

Социальный педагог

При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов, защиту интересов несовершеннолетних.

Библиотекарь

Классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения.

Медицинские работники

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье воспитанников, используя информацию, получаемую от врача, фельдшера, медицинской сестры.

Содержание воспитательной деятельности младших школьников во внеурочное время должно быть направлено, прежде всего, на апробацию, тренировку и развитие универсальных учебных действий и личностных результатов:

· осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

· умение давать оценку своим действиям;

· ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

· осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);

· умение выражать собственное мнение и т.д.

Классному руководителю необходимо учитывать то, что младшие школьники, особенно первоклассники, достаточно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную жизнь. Поэтому важно включать ребенка в общность разновозрастных увлечений людей, способных не только осваивать разные виды творчества (художественные, интеллектуальные, танцевальные, свободное общение и т.д.), но и создавать собственные проекты деятельности.

Внеурочная воспитательная деятельность осуществляется во второй половине дня. Каждое образовательное учреждение в соответствии со своими задачами планирует направления воспитательной деятельности, например: спортивно-оздоровительная, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно-полезная, социальная деятельность.

По другому варианту внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.

Во внеклассной деятельности можно выделить следующие элементы: общешкольные и классные традиционные праздники, предметные недели, культурно-просветительские мероприятия, спортивные мероприятия, коллективно творческие дела, которые в том числе можно отнести к формированию мировоззрения обучающихся. Разработка программ кружковой работы во внеурочной деятельности младших школьников должна осуществляться в строгом соответствии со спецификой начальной школы и интересов детей.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации методов воспитания, которые можно рассматривать как способ взаимодействия и взаимовлияния классного руководителя и младших школьников, обеспечивающий решение поставленной воспитательной задачи.

Методы воспитания

Методы

Содержание методов

Методы организации и

самоорганизации

детского коллектива

Коллективная перспектива, коллективная игра, коллективные единые требования, коллективное самоуправление, коллективное соревнование, коллективное самообслуживание.

Методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия

Метод уважения детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания, постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей), педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтные ситуации

Методы детской самодеятельности

1) Методы самоорганизации духа (самоанализ, самокритика, самопознание); 2) Методы самоорганизации чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание); 3) Методы самоорганизации воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование)

Методы педагогического воздействия, коррекции

сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей

1) Обращение к сознанию (пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения); 2) Обращение к чувству – совести, достоинству, самолюбию и чести, к чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха брезгливости и т.п.; 3) Обращение к воле и поступку: требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание.

Традиционно к формам внеклассной деятельности под руководством классного руководителя относят: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (кружки, поисковые и научные исследования, постановка спектаклей, рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей); коллективные (классные часы, экскурсии и целевые прогулки, клуб, секции, викторины, социальные проекты, организация выставок работ, тематические вечера); массовые (олимпиады, конкурсы, соревнования как совместные мероприятия детей и родителей, организация спортивных соревнований, праздников, участие детей индивидуально или вместе с родителями в конкурсах разного уровня).

В начальной школе различают и другие формы внеклассной воспитательной деятельности, в том числе, выбранные классным руководителем совместно с родителями обучающихся: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Формы массовой внеклассной воспитательной деятельности принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая воспитательная деятельность содержит в себе большие возможности активизации ребят. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого.

В процессе внеклассной совместной воспитательной деятельности младшие школьники овладевают навыками и умениями участия в социально-значимых мероприятиях, развивают свои творческие и интеллектуальные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучше человеческие качества: эмпатию, доброту и т.д.

Таким образом, воспитательная деятельность является составной частью воспитательной работы общеобразовательной организации, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения младшим школьником необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Адаптация младшего школьника в ученическом коллективе

В жизни каждого ребенка наступает период, когда ему приходится выходить за рамки своего привычного окружения и попадать в новые для него условия развития. Чаще всего это связано с возрастными этапами становления личности. Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне системы общественных отношений и коллектива. Таким образом, ему очень часто на протяжении жизни приходится сталкиваться с необходимостью социально-психологической адаптации к новым условиям.

Как один из видов адаптации, школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Процесс физиологической адаптации младшего школьника к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Этапы физиологической адаптации младшего школьника

Этапы

Специфика этапов

1 этап (3 недели)

Ориентировочный этап, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма

2 этап (2 недели)

Период неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какието оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

3 этап (1 неделя)

Период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Продолжительность всех 3 фаз адаптации составляет приблизительно шесть недель, этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются 1-4 недели.

В период адаптации огромную роль играет кризис семи лет. В это время у ребенка происходит переломный момент в его жизни, что ведет эмоциональной неустойчивости.

Значимую роль в успешной адаптации к школе и в ученическом коллективе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Конникова Т.Е. немалую роль в успешной адаптации отводит таким личностным особенностям ребенка как умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Эти умения чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто игнорируется ими. В данных случаях будет отмечаться переживание психологического дискомфорта.

Класс может влиять на ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата. В конечном счете, все это находит отражение в структуре и в характере взаимоотношений, формирующихся в классе и служащих самым мощным фактором влияния на личность школьника.

Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложен, неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален и зависит не только от психических особенностей личности, но и от ее индивидуального социального опыта. Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причин этого. Иногда он неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение своих товарищей. Занять благоприятное положение в сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним это удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию, плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения в коллективе любой ценой.

Можно говорить о том, что, если положение младшего школьника в коллективе класса благоприятно и его статус достаточно высок, класс будет являться благоприятной средой для развития личности такого ребенка.

Методики для изучения личности младших школьников

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения обучающихся, их взаимоотношения со сверстниками, педагогами и семьей, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, быть безопасными детей. Результаты диагностических исследований желательно обсудить с психологом.

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса и выступает оценочной практикой, направленной на изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся и социальнопсихологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса. В педагогическом процессе диагностика выполняет определенные функции.

Функции психолого-педагогической диагностики

Функция

Содержание функции

Информационная

Выявить относительный уровень развития ребенка; Выявить уровень состояния педагогического взаимодействия; Определить основные параметры будущей характеристики обучающегося

Прогнозирующая

Способствовать выявлению потенциальных возможностей развития обучающихся; Определять прогноз организации взаимодействия с обучающимся

Оценочная

Иметь представление о результативности педагогического взаимодействия; Определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая

Использовать диагностические методики для демонстрации обучающемуся его возможностей и перспектив развития; Создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Результаты методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики, дают хороший материал для дальнейших тем и бесед с обучающимися и родителями .

Таким образом, становление личности младшего школьника происходит под влиянием взрослых, сверстников, новых видов деятельности (учения), общения, включения в целую систему коллективов (классного, общешкольного). У ребенка формируются элементы социальных чувств, навыки общественного поведения. Роль начальной школы в целом и классного руководителя в частности в социализации личности, формирования нравственного поведения у школьников огромна.


 

Вербицкая Анжела Валерьевна ,

Вербицкая Анжела Валерьевна ,

Могут проявляться: скрытность; неискренность; мелкая воровитость; капризность; своеволие; избалованность; понимание вседозволенности; непослушание; агрессивность

Могут проявляться: скрытность; неискренность; мелкая воровитость; капризность; своеволие; избалованность; понимание вседозволенности; непослушание; агрессивность

Пространственная среда образовательного учреждения представляет собой поле социальных отношений, где школьник участвует в жизнедеятельности класса, школы, выступая ее субъектом, самоопределяется, самоактуализируется, самоутверждается, что играет не…

Пространственная среда образовательного учреждения представляет собой поле социальных отношений, где школьник участвует в жизнедеятельности класса, школы, выступая ее субъектом, самоопределяется, самоактуализируется, самоутверждается, что играет не…

Не следует забывать, что огромное значение для родителей, обучающихся имеют благодарственные письма в их адрес

Не следует забывать, что огромное значение для родителей, обучающихся имеют благодарственные письма в их адрес

Работа классного руководителя в начальных классах – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных…

Работа классного руководителя в начальных классах – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных…

Педагоги дополнительного образования

Педагоги дополнительного образования

Классному руководителю необходимо учитывать то, что младшие школьники, особенно первоклассники, достаточно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную жизнь

Классному руководителю необходимо учитывать то, что младшие школьники, особенно первоклассники, достаточно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную жизнь

Методы организации и самоорганизации детского коллектива

Методы организации и самоорганизации детского коллектива

В начальной школе различают и другие формы внеклассной воспитательной деятельности, в том числе, выбранные классным руководителем совместно с родителями обучающихся: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые

В начальной школе различают и другие формы внеклассной воспитательной деятельности, в том числе, выбранные классным руководителем совместно с родителями обучающихся: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые

Процесс физиологической адаптации младшего школьника к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем…

Процесс физиологической адаптации младшего школьника к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем…

Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто игнорируется ими

Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто игнорируется ими

Результаты диагностических исследований желательно обсудить с психологом

Результаты диагностических исследований желательно обсудить с психологом

Таким образом, становление личности младшего школьника происходит под влиянием взрослых, сверстников, новых видов деятельности (учения), общения, включения в целую систему коллективов (классного, общешкольного)

Таким образом, становление личности младшего школьника происходит под влиянием взрослых, сверстников, новых видов деятельности (учения), общения, включения в целую систему коллективов (классного, общешкольного)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2024