Деятельность учителя и учеников в системе метапредметного подхода в обучении и составления метапредметных заданий в условиях введения ФГОС
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению.
В.Г. Белинский
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах.
Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, в основе которых лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к мышлению — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Попробуем разобраться какова же деятельность учителя и учеников в системе метапредметного подхода в обучении и составления метапредметных заданий в условиях введения ФГОС.
Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода.
Как сам урок, так и подготовка к нему состоит из нескольких этапов.
1. Определение темы занятия. Она не обязательно должна совпадать с формулировкой Программы по предмету. Для этого перед учащимися ставится проблемная ситуация входе разрешения учащиеся формулируют тему урока.
2. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.п. Однако для того чтобы определить «новое», необходимо вспомнить «старое», т.е. имеющуюся у учащихся базовую информацию относительно изучаемого объекта.
3. Целеполагание – важный этап планирования учебного занятия. Достижение цели зависит от того, каким образом она была задана. Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достижения. Например, «разработать собственные версии происхождения электрического тока» т. е. конечный продукт деятельности учеников, который может быть продиагностирован и оценен...
Таким образом основными категориями учебных целей являются: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
4. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Например, она может быть создана с помощью практического задания, которое не может быть выполнено учащимися, поскольку у них не хватает информации или они не владеют нужным способом действия. Потребность в поисках недостающего знания или способа действия формирует мотивационную составляющую проблемной ситуации.
5. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся, в процессе которой они сообща обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов.
6. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов.
7. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы.
После проведения занятия, сравнивая достигнутый результат с планировавшимся, педагог получает возможность дальнейшего конкретного профессионального, результативного ведения своей педагогической деятельности, точно зная, каков уже достигнутый результат и что еще предстоит сделать.
8. Планирование заданий для применения нового знания.
При планировании заданий следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Например, задание, нацеливающее ученика на поиск новой информации.
- Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Учащимся предлагается: поставить опыт, демонстрирующий, что при изменении направления тока в проводнике, изменяется и направление магнитного поля вокруг проводника с током. Например: Даю алгоритм:
– Выберите необходимое оборудование
– Соберите установку.
– Продемонстрируйте опыт и прокомментируйте его по следующему плану:
– Какое предположение проверялось в опыте?
– Какое оборудование было выбрано для опыта и почему?
– Что наблюдалось при проведении опыта?
– Какой вывод можно сделать по результатам опыта?
1) В течение года учащиеся успешно выполняют домашние исследования. Например
Исследование 1
Исследование 2
задания для практического применения универсальных учебных действий – это систематические упражнения. Например:
1. С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь.
2. В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде.
3. Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 2,4 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах.
С целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме предлагаю применять задания с использованием учащимся при ответах блок-схемы типа:
1) назначение; 2) устройство; 3) принцип действия; 4) применение; 5) условия применения;
1) определение; 2) обозначение; 3) формула для вычисления; 4) единица измерения; 5) прибор для измерения.
· С целью выявления метапредметных результатов рекомендуется проведение мониторинга.
· Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; “лабиринты”; упорядочивание; “цепочки”; хитроумные решения составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д.
· С целью проверки уровня сформированности экспериментальных умений, учащихся проводятся контрольные, лабораторные работы.
При этом в соответствии со структурой эксперимента необходимо исходить из предположения, что учащиеся, в первую очередь, должны выполнить следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; выяснить условия эксперимента; спроектировать эксперимент; отобрать необходимые приборы, материалы, инструменты; собрать установку; провести запроектированные опыты; провести расчеты; на основе анализа сделать выводы. Таким образом мы видим, что установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Физика, как стержневой представитель системы естественно-научного знания, обладает огромным социально-гуманитарным потенциалом, а современное состояние образовательной сферы требует сосредоточения методического внимания и усилий на раскрытии и реализации данного потенциала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.