Деятельность учителя в формировании культуры здоровья
Оценка 4.9

Деятельность учителя в формировании культуры здоровья

Оценка 4.9
docx
28.12.2021
Деятельность учителя в формировании культуры здоровья
Деятельность учителя в формировании ЗОЖ.docx

Деятельность учителя математики и информатики с целью формирования культуры здоровья в системе образования.

 

  Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. 
  Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
 


  Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому я решила, что мне, как учителю, необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
 

 

    Передо мной  встала задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников, а помочь в  решении данных задач и может применение приёмов здоровьесбережения.
     Следует отметить, что все здоровьесберегающие приёмы, которые я применяю  в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы:

·        приёмы, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

·         приёмы оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

·        разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.


  От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
На моем уроке существуют правила, основанные на  принципах здоровьесбережения.

 

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых,  это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя, должно быть,  научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. 

Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин  пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Учитель может добиться интереса разными способами: во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более  привлекательным, во-вторых, за счет личностных качеств учителя, в-третьих,  взаимный интерес,  который подавляет утомление.

 

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того,  какое из них является доминирующим:

левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к  абстрагированию и обобщению, поэтому необходимо на уроке:

·    ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от  части к целому;

·    неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке.

правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение, поэтому необходимо на уроке:

·                      связь информации с практикой,

·                      анализ от целого к частному,

·                       задачи зрительно-пространственного анализа, 

·                      творческие задания, эмоции, эксперименты,  речевой и музыкальный ритм.

равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных  каналов восприятия информации различают:

·             аудиальное восприятие;  

·             визуальное восприятие;

·             кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его  запоминания.

 

Правило 3. Учет  зоны работоспособности учащихся 

Экспериментально  доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так  и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных  особенностей детей.

 

Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

·             5-25 минута – 80%

·             25-35 минута -  60-40%

·             35-40 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся  во мнении, что урок, организованный на основе  принципов здоровьесбережения, не должен  приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

     Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

·             начало учебного года и недели;

·             возникает ежедневно к 3-4-му урокам;  

·             сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

·             окончание четверти, учебного года, недели.

 

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

 

Создание благоприятного психологического климата на уроке

 

    Пожалуй, одним из важнейших аспектов, на мой взгляд, является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

    Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

    Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

          Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

           

 

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

 

Технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала в большой степени отвечают принципам здоровьесбережения. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

   Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом передо мной, как учителем, встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

    Для решения этих задач могут применяться следующие приёмы:

·      создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

·      использование проблемных творческих заданий;

·      стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

·      применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

·      рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

 

Приёмы здоровьесбережения присутствуют в любой педагогической технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учеников.

 Использование на уроках здоровьесберегающих  приёмов – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  учащихся.

Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

1. С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются  в урок физкультминутки,   материал урока дополняется информацией, благоприятно воздействующей на эмоциональную сферу школьников. Школьники включаются   в групповую и парную работу. Учитель применяет  эмоциональную передачу содержания учебного материала,  юмор, организует смену  видов деятельности,  организует деятельность, развивающую воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

 

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся;  проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

 

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся   на уроках используются видеоматериалы, средства ИКТ,  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся;  обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения.  Учитель контролирует  интенсивность и длительность самостоятельной работы, разрабатывает таблицы оценки трудности уроков, выделяет мотивационные линии урока.

 

4. С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся. Следует избегать в собственном поведении отрицательных эмоций в свой адрес и в адрес учеников, так как они являются здоровьеразрушающими. С целью уменьшения психологического напряжения, ученикам во время ответа следует  разрешать пользоваться опорными конспектами. Учитель должен обеспечить доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление  межпредметных связей.

 

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных  перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

 

6. Формируя у учащихся  знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать  задания для проведения самоанализа.

   Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности учителя, который должен обладать широким спектром методов превентивного воздействия на организм учеников, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определённых условиях успех конкретного ученика.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание собственного опыта (достигнутные результаты по формированию культуры здоровья у обучающихся)

По теме «Применение здоровьесберегающих технологий при обучении информатике и ИКТ» я работаю третий  год. Все началось с анкетирования вновь прибывших пятиклассников с целью проверки осведомленности детей о влиянии компьютера на их здоровье.  Оказалось, что менее 30 % школьников считают, что компьютер, неправильное обращение с ним наносит вред здоровью. Заинтересовавшись этой проблемой, я обратилась к школьному фельдшеру за информацией о состоянии здоровья учащихся 5-х классов. Оказалось, что на параллели 5-х классов из 35 человек совершенно здоровых детей нет. 24 % учащихся имеют плохое зрение, 51 % – имеют нарушения осанки. Из 35 человек ко второй основной группе здоровья можно отнести только 18 человек, остальные имеют диагнозы – внушительные и не очень. По итогам анализа состояния здоровья учащихся мною было проведено тест-анкетирование для ориентировочной оценки риска нарушений зрения, сколиоза, нарушений осанки, по самооценке школьниками факторов риска ухудшения здоровья. Оказалось, что, по мнению родителей и самих детей, незначительное нарушение зрения или осанки, гастрит - это даже  не болезнь, потому что «это есть почти у каждого». Но после него из трех вопросов образования – «Зачем учить?», «Чему учить?» и «Как учить?», я поняла, что самый главный последний. На сегодняшний день такое тест-анкетирование я провожу регулярно (в начале года, когда дети приходят в школу после каникул, и в конце года, после окончания учебных занятий) с целью оценки динамики состоянии здоровья учащихся. Если посмотреть на диаграмму можно увидеть, что состояние здоровья учащихся не ухудшилось, а осталось на прежнем уровне. Т. е. можно сделать вывод, что систематическое применение на уроках здоровьесберегающих технологий способствует сохранению здоровья. Применяя элементы здоровьясбережения на своих уроках, мы не ставим перед собой цель – улучшить зрение или осанку учащихся, нет. Наша цель – не навредить, т. е.  сохранить здоровье ребенка на том уровне, с которым он пришел в школу.

Кроме этого мною проводится мониторинги усвоения материала на различных этапах урока. Как результат -  смена форм урока, активных методов обучения через поисковый, диалоговый, игровой, проектный, исследовательский, чередование интенсивности обучения и релаксации.  Анализируя результаты мониторинга, я планирую и корректирую свои подходы к «западающим» этапам урока, включая дополнительные динамические паузы, связанные с темой урока, постоянно контролируя эмоциональный фон учащихся. Например, на этапе Проверки домашнего задания для повышения мотивации предлагается связать теоретический аспект с творческим практическим заданием: определение палитры цвета в системе цветопередачи RGB, CMYK с помощью графического редактора Adobe Photoshop путем изменения числовых значений базовых цветов. На этапе Решение проблемы путем сравнительного анализа форматов растровых и векторных файлов продемонстрировать лучшие творческие работы, выполненные в различных графических редакторах, учащимися прошлых выпусков. На этапе Обоснование выбора форматов для сохранения изображения для слабых учащихся, затрудняющихся чётко и грамотно сформулировать вывод по проделанной практической работе, предлагаются варианты шаблоны ответов. (Разница в изображении незаметна для человеческого глаза…, изображение теряет палитру цветов… и т. п.)

Главный упор, который делается на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения, игровые моменты.       Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках информатики и повышение интереса к изучаемому предмету, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Поэтому на уроках максимально используются игровые моменты, аудио- и видеоаппаратура для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков используются нетрадиционные формы такие, как урок-игра, урок-конференция, урок-викторина, урок-путешествие и так далее. Включение элементов игры в учебный процесс дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение материалом в новой ситуации, учитывая при этом тот фактор, чтобы учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них.

         Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Обязательным условием проведения уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Воздушно-тепловой и световой режим в кабинете соблюдается. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностей зрения. На уроке используются разные методики ведения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом восприятия детьми визуальной, аудиальной и кинестетической системам мировосприятия.

При составлении тематического планирования я  предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. У меня имеются свои обозначения: синим кружочком я помечаю уроки, на которых затрагивается материал по физическому здоровью детей, красным – по духовно-нравственному, зеленым – по экологическому здоровью. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и  предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно составленного учебного занятия.

Заключение

Сегодня  каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, нездоров. И учить его нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью. Именно поэтому, применяя здоровьесберегающие технологии, я прихожу к выводу в целесообразности дальнейшей разработки и воплощению идей здоровьесбережения для повышения качества образования.

Результаты работы на данном этапе:

  1. Качество знаний обучающихся составляет на начало 2016 – 2017 учебного года – 57 %, на конец – 65 %; уровень обученности – 100 %.
  2. Участие обучающихся в разноуровневых олимпиадах по информатике – 12 %.
  3. Сохранение состояния здоровья учащихся на прежнем уровне.

В новом учебном году планирую:

  1. Увеличение количества участия учащихся в различных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности) не только школьного уровня.
  2. Увеличение качества обученности учащихся на 0,5 %.
  3. Сохранение состояния здоровья учащихся на прежнем уровне.
  4. Публикация собственного опыта по теме «Здоровьесбережения на уроках информатики».

 

Корень слова «заключение» – «ключ». И я, надеюсь, что этот самый короткий пункт моего отчета окажется тем самым эмоционально-смысловым ключом, который поможет мне открыть заветную дверь в замечательный мир здоровьесберегающей педагогики, где можно обрести и удовлетворение от результатов работы, и собственное здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Деятельность учителя математики и информатики с целью формирования культуры здоровья в системе образования

Деятельность учителя математики и информатики с целью формирования культуры здоровья в системе образования

Губит здоровье детей тоска зеленая»

Губит здоровье детей тоска зеленая»

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и…

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и…

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности

С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности…

С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности…

Описание собственного опыта (достигнутные результаты по формированию культуры здоровья у обучающихся)

Описание собственного опыта (достигнутные результаты по формированию культуры здоровья у обучающихся)

RGB , CMYK с помощью графического редактора

RGB , CMYK с помощью графического редактора

На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным…

На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным…

Публикация собственного опыта по теме «Здоровьесбережения на уроках информатики»

Публикация собственного опыта по теме «Здоровьесбережения на уроках информатики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2021