Деятельность воспитателя первой младшей группы по созданию положительного психологического климата

  • Работа с родителями
  • pdf
  • 25.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В период адаптации детей к ДОО педагог прилагает максимум усилий по созданию положительной атмосферы в группе. но общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада
Иконка файла материала Василиненко ТП Создание полож микроклимата.pdf

 

МБДОУ детский сад «Белочка»

гп. Фёдоровский ХМАО

 

Василиненко Татьяна Петровна, воспитатель

 

 

 

 

Деятельность воспитателя первой младшей группы по созданию положительного психологического климата 

 

В дошкольном учреждении адаптационный период – один из самых ответственных моментов, зависит формирование основных базисных новообразований этого возраста. Содержание работы педагогов в рамках этого направления должно обеспечить эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.  

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как страхи, отказ от еды, частые болезни, капризы и другое. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. 

Ребёнок должен приспособиться к новым условиям. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. На перемены в жизни малыши отвечают, как говорила Оверчук Т.И., реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям. Поэтому, период адаптации многие воспитатели считают тяжелым временем для малыша, его родителей и персонала группы. Длительность адаптации у детей раннего возраста составляет 2-3 недели. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или мешающих адекватно приспособиться [3, стр. 26].

Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольников, сто требует особого внимания со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой сложной задачи ложится на педагогов. Они должны организовать жизнь ребенка в дошкольном   учреждении так, чтобы малыш безболезненно приспособился к новым условиям, чтобы у него формировалось эмоционально-положительное отношение к детскому саду и навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Для успешного прохождения адаптационного периода необходимо создание специфической среды, которая способствует установлению контактов с другими детьми и взрослыми. Именно достижение этих целей и предполагается в результате деятельности: развитие доброжелательных отношений к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам, освоение разных способов взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре, повседневном общении, бытовой деятельности [2, стр. 19].

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность как совокупность всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). 

 На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов. Опыт показывает, что сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, рахитом, частыми простудными заболеваниями. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников [1, стр. 15].  

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями и другим персоналом. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского запрета. Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. 

Итак, общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно, чтобы родители познакомились с меню детского сада и приучили детей к блюдам, включенным в него. Научили детей есть разнообразную пищу, тщательно жевать, после еды пользоваться салфеткой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы просим родителей наших будущих воспитанников, чтобы о предстоящем поступлении ребенка в детский сад говорили с ним как о радостном событии. Внушали малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. В присутствии малыша советуем воздержаться от высказывания своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т. д. Чтобы развеять сомнения и тревогу ребенка, предварительно посетить группу. Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют или играют в групповой комнате.

      Группа в дошкольном образовательном учреждении комплектуется постепенно, поэтому персоналу легче уделить больше внимания новичку. Но в первые дни наилучшее время для оставления ребенка - 1—2 часа, с постепенным увеличением времени пребывания до послеобеденного сна, до полдника, а затем — до вечера. Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, младшему воспитателю, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни, разлуку с родителями. Вежливое и приветливое общение родителей и сотрудников детского сада обычно располагает ребенка к общению с ними.        В адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе и вредных (сосание пальца, засыпание с пустышкой или колыбельной, на руках у взрослых) нежелательно, так как осложняет приспособление к новым условиям. Но, к сожалению, на момент поступления малыша в детский сад многим родителям не удается отучить его от вредных привычек.

В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.              Иванова Н.В. Социальная адаптация детей в дошкольной организации. – М: Сфера, 2018. -127 с.

2.              Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Дрофа, 2019. -148 с.

3.              Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста.– С.-Пб.: ДетствоПресс, 2019. -221 с.