Технологическая карта этической беседы для учащихся начальной школы (3 класса)
Тема: «Умеем ли мы прощать?»
Цель: побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
Задачи:
· Учить детей анализировать поступки героев и оценивать свои;
· Развивать умения у детей управлять своими эмоциями;
· Воспитывать нравственную культуру общения.
Форма проведения: этическая беседа в рамках изучения программного материала по предметам в начальной школе (литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство), а также в ходе реализации программ внеурочной деятельности и воспитательной работы.
Оборудование: компьютер, проектор.
Раздаточный методический материал: бумага, карандаши, памятка «Уметь прощать».
Методические указания: Этическая беседа - это форма разъяснения обучающимся принципов и норм нравственного общечеловеческого опыта в виде последовательного обсуждения той или иной темы между учителем и обучающимися. Таким образом, этическая беседа выступает одновременно и формой образования детей и методом нравственного воспитания.
№ |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Результат |
1. |
Погружение в проблематику беседы |
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм, а после мы с вами его обсудим.( мультфильм «И мама меня простит»). |
- смотрят мультфильм |
Актуализация знаний о значении слова «прощение», умение анализировать поступки героев. |
|
|
2. Обсуждение информации на основе вопросов: - Как вы считаете, почему мальчик обиделся на маму? - Правильно ли он поступил, что обиделся? Почему? - Как вы считаете, кто виноват мальчик или мама? Разберем 1 ответ. - Что произошло, если бы мальчик попросил у мамы прощение?
Как вы думаете, мама простила своего сына? Разберем 2 ответ. - Что произошло, если бы мама попросила у мальчика прощение?
Какие слова прощения, вы знаете?
Согласны ли вы с тем, что слова прощения приводят к миру, не зависимо от того, кто виноват?
|
- Он обиделся, потому что ему не понравился подарок, который подарила мама. - Мальчик поступил неправильно.
- Виноват мальчик, потому что он расстроил маму, показав своими действиями, что подарок ему не понравился. (1ответ). - Они сразу же помирились. - Мама простила бы своего сына.
-. Виновата мама, что подарила плохой подарок (2 ответ). - Они тоже бы сразу помирились.
-Простите, извините, прошу прощения, мне очень жаль, я виноват(а), я не хотел (а) тебя обидеть и др. -Да. |
|
|
|
-Давайте поразмышляем, что означает слово «прощение». Для этого поиграем в игру «Ассоциации». Разделение детей на 6 групп. - Запишите, пожалуйста, в столбик слова (сущ., в И.п., ед.ч.), которые ассоциируются у вас со словом «прощение». - Это первое слово в столбике. На работу дается 40 секунд. Теперь во второй столбик запишите ассоциации ко второму слову из первого. На работу 40 секунд. Сейчас в третий столбик запишите ассоциации ко второму слову из первого. Выделите цветом первое слово первого столбика (оно у вас у всех одинаковое) и последнее, записанное вами слово. Прочитайте получившиеся пары. В толковом словаре Ожегова вот так объясняется значения слова: Простить - Не поставить в вину чего-нибудь, забыть вину, обиду. |
Дети слушают учителя.
Дети выполняют задание.
Дети зачитывают слова.
|
|
2 |
Совместный анализ приведенных примеров из художественной литературы. |
1. Чтение притчи о двух братьях |
1.Как начинается притча? 2.Какой главный смысл данной притчи? 3.Какие чувства испытывал Тим, кода Нор выгнал его? 4.Как вы думаете, почему Нор заплакал? 5.Какое окончание причти, вы бы предложили? |
Умение анализировать поступки героев. Определение эмоционального состояния героев. установление соответствия поступков героев по нравственным правилам; |
3 |
Формирование нравственного поведения, навыков саморегуляции. |
1. Беседа на проблемные вопросы. |
1.Обижал ли вас кто-то? 2.Испытывали ли вы такие чувства как огорчение, обиду, злость, когда вас обидели? 3.А вы кого-то обижали? 4.Какие чувства, вы испытывали, когда, вы кого- то обидели? 5.Хотели ли, вы чтобы у вас попросили прощение? |
Овладение способами саморегуляции, Оценивание своего поведения и поведения окружающих людей. |
|
2. Составление памятки «Уметь прощать». |
Составляют памятку вместе с учителем(прил.1) |
|
|
|
3. Обыгрывание ситуации. - Предлагаю, вам, разделиться на пары (кто с кем сидит). Выберите, кто из вас, будет в роли Пети, кто в роли Васи? Потом необходимо поменяться ролями. Учащимся предлагается ситуация. «Петя ставит подножку Васе. Они сорятся. Потом Петя осознает свою вину, и просит у Васи прощение. Вася его прощает, и они снова становятся лучшими друзьями». Задача Васи: попросить прощение у Пети. Задача Пети: простить Васю. Видите, ребята прощать и просить прощения на самом деле не так уж и сложно. |
Обыгрывают предложенную ситуацию |
|
|
|
Рефлексия |
Определите, изменилось ли ваше настроение после беседы, и в какую сторону? Что мы все теперь чувствуем? Ребята, не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — делайте сами первый шаг. Не носите в себе обиды: они ранят нашу душу. Постарайтесь скорее помириться. Если научишься прощать, тебя уже никто не обидит. |
- Да, в положительную сторону поменялось настроение. - На душе стало легко! |
Делать вывод о необходимости умения прощать других людей. |
Приложение 1
Притча о двух братьях
Жили-были два брата Нор и Тим. Жили очень дружно. Вместе растили детей, ухаживали за пшеницей, помогали людям. Но вот однажды старший Нор нашел в земле горшок с золотыми монетами. С тех пор он очень сильно изменился. Стал злым и жадным. В одно лето случился неурожай. Пришел Тим к старшему Нору попросить еды. Засмеялся Нор и прогнал младшего брата. Вышел Тим из дома и тихонько заплакал.
Настала весна. Пришли в селение разбойники и обокрали Нора. Стало совсем нечего есть. Делать нечего , пошёл старший брат к младшему и попросил у него еды. Тим подошёл к Нору, обнял его и отдал последнюю еду, что была у него в доме. Вышел Нор из дома и громко заплакал…
Памятка «Уметь прощать»
1) Подумай, как изменится ваша жизнь в лучшую сторону после извинения. Как легко станет на душе не только вам, но и тому, перед кем вы извиняетесь.
2) Если возникают сложности с извинениями, заранее придумает текст и прорепетируй его, чтобы было легче.
3) Подойди к человеку, у которого вы хотите попросить прощения и искренне, глядя в глаза, скажи те слова, которые хотел.
4) Дождись ответной реакции, внимательно выслушай и при прощании улыбнись.
Мультфильм «И мама меня простит» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12805667353089149322&text=Мультфильм%20и%20мама%20меня%20простит&path=wizard&parent-reqid=1587894230089970-251355137110777919500121-production-app-host-vla-web-yp-72&redircnt=1587894235.1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.