Консультация . Подготовила Самойлова Ирина Леонидовна.
«Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культуре и традициям своего народа »
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя
воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою
страну, с уважением относящегося к другим народам.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное
отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Особую роль в приобщении ребенка к русской культуре играют народные праздники,
декоративно-прикладное искусство, музыкальный, игровой фольклор.
Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к
большой Родине.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
«Никто не сможет стать сыном своего народа, если он не проникнется
теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна
психология психология национальной связи, мы можем однако утверждать, что мы не
можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы
присущие душе нашей силы могли получить развитие», - писал Зеньковский.
При всей неоднозначности происходящих в наши дни событий нельзя не порадоваться
постепенному восстановлению прерванных духовных связей поколений, возвращению
к нашим корням, традициям.
Знакомство
ребенка с народным искусством развивает у него бережное отношение к
материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Важно знакомить
детей с крестьянской культурой, бытом. Крестьянское искусство входит в жизнь
современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно
так близко ему и понятно.
В устном
народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие
ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое
место в произведениях устного народного творчества, занимают уважительное
отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Благодаря
этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного
развития детей.
Наша задача, задача педагогов детского сада – дать детям представление о разных видах народного искусства: от резных наличников на окнах дома, расписной конской дуги до бытовой утвари и одежды.
Народный
костюм представляет собой памятник материальной культуры народа и является
частью народно-прикладного искусства.
Важно знакомить детей с
народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным
изобразительным искусством.. Планомерная, систематическая работа, использование
разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи,
ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные
результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Таким образом, воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.