Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.
Оценка 4.7

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
23.04.2017
Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.
В данной публикации раскрывается значение термина "технология обучения" и её структурными составляющими, принципы реализации деятельностного метода обучения, методические основы построения урока введения нового знания с использованием деятельностного способа обучения в организации учебного процесса, приведены примеры приёмов создания проблемной ситуации, методов постановки учебной проблемы.
Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся..docx
Деятельностный   метод   обучения  как   средство   повышения   качества   знаний обучающихся. Любая деятельность может быть либо  технологией, либо искусством.  Искусство основано на интуиции,  технология – на науке. С искусства все начинается,  технологией – заканчивается,  чтобы затем все началось сначала. В.П. Беспалько Особенность федеральных   государственных   образовательных   стандартов   общего образования ­   их   деятельностный   характер,   который   ставит   главной   задачей   развитие личности   ученика.   Современное   образование   отказывается   от   традиционного представления   результатов   обучения   в   виде   знаний,   умений   и   навыков.   Формулировки федерального государственного образовательного стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная   задача   требует   перехода   к   новой системно­ деятельностной образовательной   парадигме,   которая,   в   свою   очередь,   связана   с принципиальными   изменениями   деятельности   учителя,   реализующего   новый   стандарт, поэтому   к   учителю   предъявляют   новые   требования   ­   использование   новейших педагогических технологий. Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации; технология обучения   –   это   наука   о   способах   воздействия   преподавателя   на   учеников   в   процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных  средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.   Педагогическое   мастерство   учителя   состоит   в   том,   чтобы отобрать   нужное   содержание,   применить   оптимальные   методы   и   средства   обучения   в соответствии   с   программой   и   поставленными   образовательными   задачами.   Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: 1. Цели обучения; 2. Содержание обучения; 3. Средства педагогического взаимодействия; 4. Организация учебного процесса; 5. Ученик – учитель; 6. Результат деятельности; Широкое распространение в начальной школе получают личностно­ориентированные педагогические   технологии.   Уходит   в   прошлое   практика,   когда   учитель   работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы   на   уроке.   Постепенно   преодолевается   авторитарный   стиль   общения   между учителем и учеником. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология   деятельностного   метода   обучения».   Новая   технология,   новый   способ организации   обучения   не   разрушает   «традиционную»   систему   деятельности,   а преобразовывает  её,  сохраняя  всё  необходимое   для  реализации  новых  образовательных целей. Реализация   технологии   деятельностного   метода   в   практике   преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Принцип деятельности  – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде,   а,   добывая   их   сам,   осознает   при   этом   содержание   и   формы   своей   учебной деятельности,   понимает   и   принимает   систему   ее   норм,   активно   участвует   в   их совершенствовании,   что   способствует   активному   успешному   формированию   его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.  Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения   на   уровне   технологии,   содержания   и   методик   с   учетом   возрастных психологических особенностей развития детей.  Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления   о   мире   (природе,   обществе,   самом   себе,   социокультурном   мире   и   мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).  Принцип минимакса  – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность   освоения   содержания   образования   на   максимальном   для   него   уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип   психологической   комфортности  –   предполагает   снятие   всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   в   школе   и   на   уроках доброжелательной   атмосферы,   ориентированной   на   реализацию   идей   педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.  Принцип   вариативности  –   предполагает   формирование   учащимися   способностей   к систематическому   перебору   вариантов   и   адекватному   принятию   решений   в   ситуациях выбора.  Принцип   творчества  –   означает   максимальную   ориентацию   на   творческое   начало   в образовательном   процессе,   приобретение   учащимся   собственного   опыта   творческой деятельности.  Методические основы построения урока введения нового знания: 1. Деятельностный способ обучения в организации учебного процесса Компоненты учебной деятельности Цель ­ предполагаемый результат Деятельностный способ обучения В   процессе   проблематизаци   обеспечивается внутреннее принятие цели Мотивы – побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы Средства   –   способы   осуществления деятельности Действия   –   основной   элемент деятельности Совместный с учащимися выбор Вариативные,   возможность   индивидуального выбора Результат – конечный продукт Позитивные внутренние личностные изменения Оценка – критерий достижения цели Самооценка индивидуальных эталонов достижения основе   на     применения 2. Структура   уроков   введения   нового   знания:   действии – 4­5 минут        Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1­2 минуты  Актуализация  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном Постановка учебной задачи – 4­5 минут  Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7­8 минут  Первичное закрепление – 4­5 минут  Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4­5 минут.  Включение нового знания в систему знаний и повторение ­ 7­8 минут.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2­3 минуты.  3. Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации С удивлением Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации Между   двумя   (или   более) положениями 1. Одновременно   предъявить факты, противоречивые теории или точки зрения.   2. Столкнуть   разные   мнения учеников   вопросом   или практическим заданием.   житейским Между представлением   учащихся   и научным фактом 3.   житейское   Обнажить ­ представление учащихся   вопросом   или   практическим заданием «на ошибку». ­   Предъявить   научный   факт сообщением,   экспериментом или наглядностью. С затруднением Между   необходимостью   и невозможностью   выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не 6. невыполнимое   задание,   Дать сходное с предыдущими. ­   практическое сходное с предыдущими. ­   Доказать, учениками не выполнено.   что   задание 4. Методы постановки учебной проблемы Побуждение к созданию противоречий Побуждение к формулированию учебной проблемы Приём 1: О   фактах:   Что   вас   удивило?   Что   интересного заметили? Какие вы видите факты? О   теориях:     Что   вас   удивило?   Сколько   существует теорий (точек зрения)? Приём 2: Сколько же в нашем классе мнений? Приём 3: Вы сначала как думали? Приём   4:   Вы   смогли   выполнить   задание?   В   чём затруднение? Приём   5:   Вы   смогли   выполнить   задание?   Почему   не получается?   Чем   это   задание   не   похоже   на предыдущие? Приём   6:   Что   вы   хотели   сделать?   Какие   знания применили? Задание выполнено? 5. Методы решения учебной проблемы Выбрать подходящее: ­ Какой возникает вопрос? ­ Какова будет тема урока? Побуждающий к гипотезам диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение Подсказка Сообщение К любым гипотезам: ­   Какие   есть   гипотезы? Догадки? Предположения? гипотезы Решающей (учителем приводится довод   за   или   против гипотезы) Решающей гипотезы     Реализация   деятельностного   метода   обучения   позволяет   учителю   не   только повысить  мотивацию   учащихся   на  предмет  получения   новых   знаний,   но   и   учить   детей творчеству,   воспитывать   в   каждом   ребёнке   самостоятельную   личность,   владеющую инструментарием   саморазвития   и   самосовершенствования,   умеющую   находить эффективные   способы   решения   проблемы,   опираясь   на   имеющийся   жизненный   опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Литература. 1 Дусавицкий   А.К.,   Кондратюк   Е.М.,   Толмачева   И.Н.,   Шилкунова   З.И.   Урок   в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА­ПРЕСС, 2008.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.   http://festival.1september.ru/articles/527236/ Деятельностный   школе Шубина метод   Т.И.     в 2 3

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.

Деятельностный метод обучения как средство повышения качества знаний обучающихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017