Дисциплина на уроке

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 15.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Способы и приемы поддержания дисциплины на уроке
Иконка файла материала Дисциплина на уроке Масюк Е.А..docx

Дисциплина на уроке

Масюк Елена Андреевна, учитель биологии МАОУ СШ № 46 г.Красноярска

 

Существует много педагогических технологий и приемов, позволяющих повысить качество образования. Все они прекрасно работают при условии наличия дисциплины в классе. Проблема  поддержания дисциплины очень актуальна для молодых педагогов, да и не только. Поделюсь своими наработками в этой области. Стаж педагогической работы почти 40 лет, поэтому было время опробовать способы поддержания дисциплины на уроке. Сейчас веду уроки биологии  в 25 классах – это более 650 человек.

 Известна всем пословица «Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил». Так и на уроке можно заранее спрогнозировать ситуации, где возможна потеря дисциплины и организовать работу так, чтобы не возникли проблемы. Я выделила следующие возможные проблемы и пути их предупреждения.

Проблема

Решение по предупреждению

«А Вы не говорили…»

В начале учебного года на первом уроке во всех классах озвучиваю правила организации работы. Из записываю на доске, а ученики в тетрадь. Потом строго придерживаюсь этих правил

«А я не был на прошлом уроке, поэтому не готов..», «или тетрадь не сдал, т.к. не было на уроке меня»

Заранее создаю списки всех классов. После звонка и приветствия, провожу перекличку, отмечаю присутствие учеников. (ученики поднимают руку). При проверке тетрадей, если ученик не сдал тетрадь, ставлю 2.

Опоздания на урок

В начале года озвучиваю правила своей реакции на опоздание и действия учеников при опоздании: Опоздавшие молча заходят в класс, не мешая остальным и я не отвлекаюсь. После звонка с урока надо подойти ко мне, чтобы я вместо «Н» в моем журнале поставила опоздание. Если сразу не подошли, потом никаких исправлений не будет. Так как в журнале у меня отражаются все случаи опозданий, то отрабатываю с классным руководителем, если опоздания систематические

Разговоры на уроке

Часто это связано с тем, как сидят ученики. Поэтому я для каждого класса составляю схему, как они сидят и не разрешаю пересаживаться. В некоторых классах рассаживаю сама, учитывая зрение, рост, болтливость и другие особенности детей.

Еще это пресекается тем, что при любом виде опроса я говорю, что буду выбирать тех, кто хочет выделиться из массы.

Слишком бурная перемена, не могут организоваться.

Всегда на перемене нахожусь в кабинете. Озвучиваю требования к культуре поведения в общественных местах – недопустимость громких разговоров, беготни, включения звука на телефоне.

Начало урока – сразу после звонка встаю, выхожу на середину кафедры и делаю паузу, контролируя, что все дети тоже замерли, аккуратно и красиво стоят. Потом здороваюсь и  киваю головой. Говорю ученикам, что это самый главный момент урока – мы приветствуем друг друга.

Не готовы к уроку – не подготовлены учебник, тетрадь, принадлежности.

Всегда повторяю, что главная цель перемены – подготовиться к уроку, потом уже отдых 

Громкие разговоры

Говорю тихо, не проявляю негативных эмоций. В проблемных ситуациях перехожу на обращение «Господин…» и на Вы. Все требования исходят только из Закона об образовании, Устава школы и локальных актов. Никаких переходов на личности. Если ученики начинают шуметь, я понижаю голос.

Ученик начинает спорить со мной

Отвечаю, что никогда не спорю с учениками, что спор – это разговор равных, а мы отличаемся во возрасту, образованию, социальным ролям

«Я сдавал тетрадь, а Вы потеряли»

Создала систему хранения тетрадей: лабораторные и контрольные тетради на стеллаже, все подписано, классные тетради на специальном столе в лаборантской, где для каждого класса есть свое место. Ни одной тетради в случайном месте. Демонстрирую ученикам эту систему и все вопросы у них снимаются.

Начинают отвлекаться, разговаривать, если не работают на уроке.

Класс оборудован интерактивной доской, в комплекте с которой шел диск с программой StarBoard Software. Я работаю на доске  и с помощью графического планшета создаю все записи, схемы. Все сохраняется. Для каждого класса отдельный файл, где я могу в любой момент открыть и показать, что мы делали на каждом из уроков. Ученикам объявляю, что если на уроке ничего на сделано, то, следовательно, ученик не работал на уроке и ставлю 2. И говорю, что и родителям,  и администрации буду показывать, что было написано на доске, какие задания давались, а что сделано в тетради. Следовательно, ученики во время урока заняты и не имеют возможности отвлекаться.

Нарушение оговоренных правил

После урока приглашаю подойти ко мне и обсудить. В крайнем случае – сразу вызываю родителей или организовываю совет профилактики, не затягивая.

Списывание

Телефоны не собираю. В начале года  проговариваю и записываю на доске, а ученики в тетрадях, что ТЕЛЕФОНОВ НА УРОКЕ НЕТ, обосновываю это законом. В случае, если ученики пользуются телефоном, говорю о нарушении закона РФ, это звучит очень внушительно.

В случае проверочных и контрольных работ ученики приводят рабочее место в состояние «Контроль» - убираются все учебники, тетради, пеналы. На столе только тетради для контрольных работ и письменные принадлежности. Весь урок я стою и контролирую самостоятельность выполнения работы.

Тетради

В начале года проговариваются и записываются требования к тетрадям : рабочая тетрадь – в клетку, 48 листов, лабораторная – в клетку – 24 листа, контрольная -  в клетку – 12 листов. Все тетради подписываются на внешней стороне обложки. Потом на следующем уроке во время переклички каждый ученик подходит ко мне и сдает тетради, а я отмечаю в своем журнале в специальной колонке. Поэтому знаю, кто не сдал тетради

Неаккуратные записи

Очень часто повторяю правила культурной работы в тетради: записи делают ручкой, графические работы – карандашом, линии по линейке. Главное правило – если делаешь дело, делай его качественно. При проверке тетрадей делаю письменные комментарии с советами по оформлению.

 Конечно, это далеко не все ситуации, но это база. Важно уважать себя и детей, быть уверенным в своих действиях, Не повышать голос на детей, быть приветливым, отлично знать свой предмет, иметь чувство юмора. И всегда держать свое слово!!!