Диагностическая работа по читательской грамотности в 5-х классах (На основе текста из учебника «Русский родной язык» 5 класс под ред. О.М. Александровой) упражнение № 183, раздел: «Речь. Текст»
Данный комплекс заданий разработан с целью помочь учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая верную и неверную, а также использовать полученную информацию в жизни.
Комплекс включает 13 разнообразных заданий по прочитанному тексту и содержит 7 заданий с кратким ответом и 6 заданий с полным ответом.
Система оценивания и критерии
Задание 1.
Баллы |
Содержание критерия |
1 |
В ответе есть указание на то, что по первому предложению можно определить тему и основную мысль, так как в данном тексте речь идет о лебеде, о его красоте, ИЛИ Да. В первом предложении говорится о том, что лебедь, по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водяной, или водоплавающей, птицы.
|
0 |
Записано слово «ДА», но отсутствует объяснение; ИЛИ записано слово «НЕТ», и дано объяснение, не соответствующее тексту. |
Задание 2. |
|
2 |
В ответе приведены все 4 доказательства: 1. Лебедь силён, у него величавая осанка; 2. У него красивая длинная шея; 3. Все его движения наполнены прелести; 4. Всё живописно и прекрасно в нём. |
1 |
В ответе приведены 2-3 доказательства |
0 |
В ответе приведено 1 доказательство; ИЛИ В ответе отсутствуют доказательства; ИЛИ Приведенные доказательства не соответствуют тексту. |
Задание 3. |
|
1 |
Дан верный ответ: Б – Когда спокойно плывёт по воде. |
0 |
Выбран любой другой вариант ответа. |
Задание 4. |
|
2 |
Выбран верный ответ: В. Описание внешности выписано: Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами;
|
1 |
Выбран верный ответ: В. Описание не выписано. |
0 |
Выбран любой другой вариант ответа. |
Задание 5. |
|
1 |
Дан верный ответ: очарование, восхищение чем-либо/ красота / что-то красивое/ восхищение от кого-нибудь (лебедем) |
0 |
Любой другой вариант, не относящийся к значению. |
Задание 6. |
|
2 |
Дан верный ответ: описание, потому что автор описывает внешность лебедя, красоту его движений: «Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею…» |
1 |
Дан верный ответ: описание, но отсутствует объяснение. |
0 |
Дан неверный ответ. |
Задание 7. |
|
1 |
Выбран верный вариант ответа: А: Данный текст относится к художественному стилю.
|
0 |
Выбран любой другой вариант ответа. |
Задание 8. |
|
2 |
Выбран верный вариант ответа: В. Есть объяснение: В тексте автор описывает лебедя так: «Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею». Данному описанию соответствует иллюстрация под буквой В. |
1 |
Выбран верный вариант ответа: В. Объяснение отсутствует. |
0 |
Выбран любой другой вариант ответа; ИЛИ Выбран любой другой вариант ответа, объяснение не соответствует. |
Задание 9. |
|
2 |
Отмечены все слова и словосочетания, которые помогают выразить отношение автора к лебедю: «Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно-синей, гладкой поверхности воды».
|
1 |
Отмечено 1-2 выражения |
0 |
Отмечены неверные слова и словосочетания; ИЛИ Не отмечено ни одно из словосочетаний и слов, передающих авторское отношение к теме текста. |
Задание 10. |
|
2 |
Выбраны все верные варианты ответов: Б,В. |
1 |
Выбран один верный вариант ответа: Б/В |
0 |
Выбран неверный ответ. |
Задание 11. |
|
3 |
Выбраны все верные варианты ответов: А,Б,Г. |
2 |
Выбраны два верных варианта ответов. |
1 |
Выбран один верный вариант. |
0 |
Выбран неверный вариант ответа. |
Задание 12. |
|
2 |
План составлен верно. Все три пункта отражают тему каждой микротемы. Примерный план: 1. Лебедь – царь водоплавающей птицы. 2. Красота лебедя. 3. Изящество движений лебедя.
|
1 |
План состоит из трёх пунктов, но один из них не отражает тему одной из микротем. |
0 |
План состоит из трёх пунктов, но ни одна из них не отражает тему каждой из микротем; ИЛИ План отсутствует. |
Задание 13. |
|
1 |
Выбран верный вариант ответа: В. |
0 |
Выбран любой другой вариант ответа. |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл – 25
5 (Повышенный уровень) |
4 (высокий уровень) |
3 (средний уровень) |
2(низкий уровень) |
22-15 |
17-21 |
11-16 |
0-10 |
Диагностическая работа по читательской грамотности в 5-х классах (На основе текста из учебника «Русский родной язык» 5 класс под ред. О.М. Александровой) упражнение № 183, раздел: «Речь. Текст»
Лебедь, по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водяной, или водоплавающей, птицы.
Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно-синей, гладкой поверхности воды.
Но и все его движения исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающиеся далеко с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и на хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет так же носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, — все живописно и великолепно в нем.
1. Прочитайте текст и определите, можно ли по первому предложению определить тему и основную мысль текста? Свой ответ аргументируйте, опираясь на текст.
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. Автор считает, что лебедь справедливо назван царём всей водяной, или водоплавающей, птицы. Опираясь на текст, запишите четыре доказательства.
Ответ:
1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________4.________________________________________________________________________.
3. В какой момент лебедь невыразимо прекрасен? Выберите один верный ответ.
А) Когда поднимает голову вверх и вытягивает шею;
Б) Когда спокойно плывёт по воде;
В) Когда распускает перо, как парус;
Г) Когда далеко разбрасывает брызги воды.
Ответ: ______________________________________.
4. Определи и выпиши верное описание внешнего вида лебедя.
А) Темно-серый окрас с разноцветными отливами (фиолетовым, медным, зеленым). На крыльях есть черные полосы, а изнутри они почти белые;
Б) Коричневый окрас с черными и бурыми вкраплениями. Щеки и брюшко – светлые;
В) Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами;
Г) Хвост окрашен в насыщенный оранжевый цвет, словно сочный апельсин, находится в постоянном движении.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Вам встретилось в тексте слово «прелести». Опираясь на текст, запишите его значение.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Определите и запишите, к какому типу речи относится данный текст. Свой ответ обоснуйте, опираясь на текст.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
7. Отметьте один верный вариант ответа.
А) Данный текст относится к художественному стилю;
Б) Данный текст относится к научному стилю;
В) Данный текст относится к разговорному стилю;
Г) Данный текст относится к официально-деловому стилю.
8. Выберите иллюстрацию, на которой изображён лебедь. Отметьте один верный вариант ответа. Свой ответ аргументируйте.
А) Б) В)
9. Ниже приведён фрагмент текста. Перечитайте его и подчеркните в этом фрагменте слова или словосочетания, которые помогают выразить отношение автора к лебедю.
Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно-синей, гладкой поверхности воды.
10. С чем автор сравнивает лебедя в тексте? Отметьте верные варианты ответов.
А) С блестящими, прозрачными небольшими глазами;
Б) С белым снегом;
В) С длинным косым парусом;
Г) С тёмно-синей, гладкой поверхностью воды.
11. Перечитайте ещё раз последний абзац текста. Определите, какова роль данного предложения в общей композиции текста. Отметьте верные варианты ответов.
А) Предложение содержит отношение автора текста к лебедю.
Б) Это заключительное предложение, которое содержит оценку птицы.
В) Предложение выражает пренебрежительное отношение автора к лебедю.
Г) Это предложение отражает мнение человека, которому довелось увидеть лебедя вживую.
12. Составьте план текста из трёх пунктов.
1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3.________________________________________________________________________.
13. Выберите и отметьте наиболее подходящий заголовок к прочитанному тексту, который отражает его тему.
А) Белая птица;
Б) Лебедь – агрессивная и задиристая птицы.
В) Лебедь – царь водоплавающей птицы;
Г) Живописная картина озера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.