Диагностическая работа по биологии на тему "Многообразие растительных организмов"( 7 класс, биология)
Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
биология
7 кл
03.03.2018
Диагностическая контрольная работа составлена на основе материала, рассматриваемого в учебнике А.М.Шереметьева, Д.И. Рокотова - Биология. 7 класс, в 2-х частях. В работе 8 заданий, разного уровня сложности. К диагностической работе прилагается текст, к которому тоже составлены задания. Есть работа задания на работу с графическим и табличным материалом.
Диагностическая контрольная работа по биологии 7 класс 1 полугодие.docx
Диагностическая контрольная работа по биологии 7 класс 1 полугодие
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы:
Растительный мир, насчитывающий около 400 тыс. видов, условно делят на две группы — низшие и
высшие растения.
К низшим растениям, которые возникли около 2 млрд. лет назад, относятся наиболее просто
устроенные представители растительного мира — водоросли. По широкому распространению в
природе и по численности индивидуумов низшие растения превосходят высшие. Роль их в природных
процессах и в жизни человека очень велика, и с течением времени оценка значения низших
растительных организмов все повышается. Название «низшие» указывает лишь на простоту их
морфологической организации и на большую историческую древность.
Высшие растения появились на суше примерно 430 млн. лет назад в виде небольших по размеру и
примитивных по строению риниофитов, или псилофитов. В дальнейшем их эволюция неразрывно
связана с постепенным завоеванием суши.
Одним из ключевых событий раннего этапа выхода растений на сушу было появление спор с
прочными оболочками, позволяющими переносить засушливые условия и распространяться ветром.
К высшим растениям относятся ныне вымершие риниофиты и такие современные отделы, как
Моховидные, Хвощевидные, Папоротникообразные, Голосеменные и Покрытосеменные. Это
преимущественно наземные растения, тело которых расчленено на органы и ткани. Вегетативные
органы — листостебельные побеги и корни, выполняют функции питания и обмена веществ с внешней
средой, то есть обеспечивают индивидуальную жизнь растений, генеративные органы служат для
полового размножения. У голосеменных и покрытосеменных появляется особый орган полового
размножения — семя.
Значение растений трудно переоценить. Например, водоросли являются производителями первичного
органического вещества. Водоросли поддерживают уровень кислорода в атмосфере. Из водорослей
получают множество химических веществ, необходимых человеку: альгинаты; агар; кизельгур;
ламинария используется в пищу, порфира – настоящий деликатес; одноклеточная водоросль –
хлорелла использовалась в качестве лабораторного объекта в космических исследованиях. Человек
использует водоросли в хозяйстве, употребляет их в пищу.
Лишайники – индикаторы чистоты воздуха, корм для оленей, сырье для химической
промышленности, некоторые можно употреблять в пищу. Отмирающие части мхов образуют торф.
Болота и леса, в которых произрастают мхи, служат накопителями влаги и влияют на водный режим
территории.
Использование и значение голосеменных растений в разных сферах жизни очень велико. Из
сердцевинной части саговника производят соответствующую крупу. В пищу употребляют семена
сибирского кедра. Древесина – прекрасный материал для отделки и производства конструкций. Сухая
древесина используется для отопления индивидуальных домов. Эфирные масла, почки сосны – основа
для лекарственных средств. Из голосеменных вырабатывают скипидар, смолу, вар, эфирные масла.
Среди хвойных деревьев есть декоративные виды. Велико значение голосеменных в создании
лесополос вдоль полей и дорог. Сельскохозяйственные пищевые, кормовые и технические культуры, огромное количество
лекарственных и декоративных растений все это покрытосеменные растения.
Вариант 1.
Задание 1.
Прочитайте текст и выполните задания:
1. Какой живой организм изображен на рисунке 1, о котором идет речь в тексте.
2. Назовите его положение в систематике растительного царства.
3. Рассмотрите рисунок и обозначьте основные элементы его строения.
4. Используя текст, приведите 5 основных значений этой группы живых организмов в природе и
жизни человека.
5. Перечислите представителей этой группы живых организмов.
Задание 2.
1.Водоросли – это:
А.Растения, обитающие в воде. Б.одноклеточные растения, обитающие в воде.
В.Самые древние растения на Земле.
Г.Самые древние растения на Земле, тело которых одноклеточное или многоклеточное слоевище.
2.Хроматофор – это:
А.Название многоклеточной водоросли. Б.Название пигмента.
В.Один крупный хлоропласт. Г.Чашеобразная пластида в клетке водоросли.
3.Морской капустой называют:
А.Ламинарию Б.Порфиру В.Ульву Г.Филлофору.
4.Сфагнум в отличии от кукушкина льна:
А.Быстро всасывает и проводит воду. Б. Не имеет ризоидов.
В.Размножается спорами. Г.Не имеет стебля и листьев.
5.Торф – это:
А.Толща полуразложившихся растений Б.Название мхов.
В.Тип болота. Г.Толща разложившихся папоротников. 6.Вайями называют:
А.Сильно рассечённые листья папоротника. Б.Вид папоротника.
В.Корень папоротника. Г.Подземные побеги.
Задание 3.
Выберите верные суждения :
А. Цветковыми растениями называются те, которые цветут хотя бы раз в жизни;
Б. Водоросли относятся к высшим растениям;
В.Орган – часть организма, имеющая определённое строение и выполняющая определённые функции;
Г. Высшие растения имеют дифференцированные органы;
Д.Вегетативные органы отвечают за размножение растений;
Е.Основная функция корня – удержание растения на земле
Ж.Листья папоротника называются – вайи
З.Клеточная стенка состоит из целлюлозы
Задание 4.
1.Установите соответствие между растениями и способами их расселения
1. спорами
А. кукушкин лён Б. плаун булавовидный
2. семенами В. хвощ полевой Г. сосна чёрная
Задание 5.
В тексте описаны отделы, относящиеся к подцарству Высших растений.
1. Жизненный цикл представителя какого отдела, показан на рисунке 2. Рис. 2
2. Что обозначено под цифрами?
2 3 4 5 6 7 8
1
3. Какой цифрой на рисунке обозначен спорофит и гаметофит?
4. Какое условие необходимо, для протекания такого жизненного цикла и почему?
а) наличие солнечного света б) наличие воды в) наличие второго растения
Задание 6.
Вставьте в текст, пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого
цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся
последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Мхи – это ____(А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в
особых органах – ____(Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и
белые мхи, например ____ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они
часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения
мхов на болотах образуют залежи ____ (Г) – ценного удобрения и топлива.
1) низшее 2) коробочка 3) семенное 4) сорус 5) споровое 6) сфагнум 7) торф 8) цветковое
А Б В Г
Задание 7. Используя данные таблицы, выпишите черты сходства и черты различия представителей
голосеменных растений.
Задание 8.
1. Придумайте название к тексту.
2. Составьте развернутый план текста (57 пунктов).
3. Составьте 3 вопроса к тексту.
4. Используя текст, приведите примеры представителей растительного царства, относящихся к
каждому отделу, начиная от самого простого к самому сложноорганизованному.
Вариант 2.
Задание 1.
Прочитайте текст и выполните задания:
1. Какой живой организм изображен на рисунке 1, о котором упоминается в тексте.
2. Назовите его положение в систематике растительного царства.
3. Рассмотрите рисунок и обозначьте основные элементы его строения. 4. Используя текст, приведите примеры 5 основных значений этой группы живых организмов в
природе и жизни человека.
5. Перечислите представителей этого отдела живых организмов.
Задание 2.
1.К низшим растениям относят:
А.Мхи. Б.Водоросли В.Мхи и водоросли. Г.Папоротники.
2.Для водорослей характерны следующие признаки:
А.Имеют листья и стебли. Б.Обитают в водоёмах и цветут. В.Размножаются семенами.
Г.Имеют слоевище и ризоиды.
3.Ризоиды – это:
А.Название растений. Б.Вид корня. В.Органоид клетки.
Г.Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату.
4.У кукушкина льна женские растения, в отличие от мужских имеют:
А.Сперматозоиды. Б.Яйцеклетки. В.Коробочки на длинных ножках. Г.Листья.
5.Показателем повышенной кислотности почв на пашне служит распространение на этой
территории:
А.Папоротника. Б.Хвоща. В.Плауна. Г.Крапивы.
6.Сходство с водорослями имеют мхи:
А.Риччия. Б.Маршанция. В.Сфагнум. Г.Кукушкин лён.
Задание 3.
Выберите верные суждения:
А. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (на коре деревьев, на почве и в почве). Б. Одноклеточная водоросль хламидомонада хорошо различима невооруженным глазом.
В. Хламидомонада питается только как зеленые растения — образует органические вещества из
неорганических, используя солнечный свет.
Г. При наступлении неблагоприятных условий хламидомонады образуют гаметы.
Д. Хлорелла не имеет жгутиков.
Е. У ламинарий имеются корни.
Ж. Бурую водоросль ламинарию в некоторых странах используют в пищу.
З. Зеленые пластиды называются хлоропластами.
Задание 4.
Установите соответствие между отделом растительного царства и его представителями.
Вид растения Отдел
А) хвощ полевой 1) Плауны
Б) нефролепис 2) Хвощи
В) баранец обыкновенный 3) Папоротники
Г) плаун булавовидный
Д) орляк
Задание 5.
В тексте описаны отделы, относящиеся к Царству Растения.
1. Чей жизненный цикл показан на рисунке 2.
2. Что обозначено под цифрам: 1, 2,3,4,5,6,7,8,9.
3. Что на рисунке 2 обозначено римскими цифрами I и II?
4. Какие условия необходимы, для этого жизненного цикла?
рис.2 Задание 6.
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые
обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность
цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Бóльшую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно
называют ____(А) изза особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты
смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной
особенностью голосеменных является развитие на побеге ____(Б), в которых развиваются семена. В
лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая ____(В), а также кустарник ____(Г).
1) коробочка 2) можжевельник 3) плод 4) сосна 5) споровое 6) хвойное 7) цветковое 8) шишка
А Б В Г
Задание 7.
Используя данные таблицы, выпишите черты сходства и черты различия зеленых, красных и бурых
водорослей.
Задание 8.
1. Придумайте название к тексту.
2. Составьте развернутый план текста (57 пунктов).
3. Составьте 3 вопроса к тексту.
4. Используя текст, приведите примеры представителей растительного царства, относящихся к
каждому отделу, начиная от самого простого к самому сложноорганизованному.
Диагностическая работа по биологии на тему "Многообразие растительных организмов"( 7 класс, биология)
Диагностическая работа по биологии на тему "Многообразие растительных организмов"( 7 класс, биология)
Диагностическая работа по биологии на тему "Многообразие растительных организмов"( 7 класс, биология)
Диагностическая работа по биологии на тему "Многообразие растительных организмов"( 7 класс, биология)
Диагностическая работа по биологии на тему "Многообразие растительных организмов"( 7 класс, биология)
Диагностическая работа по биологии на тему "Многообразие растительных организмов"( 7 класс, биология)
Диагностическая работа по биологии на тему "Многообразие растительных организмов"( 7 класс, биология)
Диагностическая работа по биологии на тему "Многообразие растительных организмов"( 7 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.