Диагностические материалы по исследованию уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Диагностические материалы по исследованию уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
docx
05.05.2022
Диагностические материалы по исследованию уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста
Диагностические материалы по исследованию уровня нравственной воспитанности.docx

Диагностические материалы по исследованию уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста

 

Косачева Елена Александровна,

воспитатель ГБУ НСО «Центр «Виктория»

 

Диагностическая работа по исследованию уровня нравственной  воспитанности у детей дошкольного возраста осуществляется в условиях педагогического процесса на базе ГБУ НСО «Центр «Виктория». В диагностике принимают участие воспитанники дошкольной группы.

Подобран диагностический инструментарий по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста, в процессе диагностики выявлялся уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста в соответствии с выделенными критериями и показателями, а именно:

ü образно-содержательный, проявляющийся в представлении и знании детьми таких нравственных качеств, как: отзывчивость, честность, ответственность, доброта, трудолюбие и др.; в наличии эмоционально-образного компонента, воплощающего нравственные ценности в художественных образах классического искусства и народного творчества: знание поговорок, пословиц, сказок, современных произведений для детей, в которых в художественно-образной форме выражены нравственные ценности: забота о близких, выполнение обязанностей в семье, бережное, заботливое отношение к окружающим и близким людям, к природе, значимость дружбы;

ü эмоционально-мотивационный, проявляющийся в эмоциональной отзывчивости на художественные образы – носители нравственных ценностей (сопереживание героям сказок, выражение к ним своего отношения, стремление подрожать им);

ü действенно-практический, проявляющийся в способности к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с нравственной проблематикой; способности к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях на занятиях и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества.

Целью диагностической работы стало выявление уровней нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста по трем критериям: образно-содержательному, эмоционально-мотивационному, действенно-практическому.

Задачи:

1.Уточнить уровневые характеристики выделенных показателей нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.

2.Проанализировать авторские диагностики и на их основе разработать диагностический инструментарий, позволяющий получить информацию об уровнях нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.

3.Провести педагогическую диагностику по выявлению уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста, проанализировать ее результаты, сделать выводы.

Для диагностики, воспитания нравственных качеств были изучены следующие методики, наиболее близкие направлению моей деятельности: «Наблюдение за детьми в течении дня в разных видах деятельности и в режимных моментах», «Беседа с детьми о нравственных качествах» И.Б. Дерманова; методика «Закончи историю» в обработке Р.Р. Калинина; методика «Сюжетные картинки» Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик; метод опроса «Социальные эмоции» М.В. Лаврентьевой, методика «Не намочи ног» Т.Н. Марковой.

На основе совокупности выделенных критериев и показателей, мной определена шкала оценивания таким образом: высокий, средний и низкий уровни.

Высокий уровень – ребенок обладает значительным багажом художественных произведений и народного творчества, воплощающими нравственные ценности, знает пословицы, поговорки, сказки, современные произведения для детей, в которых в художественно-образной форме выражены нравственные ценности: забота о близких, выполнение обязанностей в семье, бережное, заботливое отношение к окружающим и близким людям, к природе, значимость дружбы. Ребенок проявляет интерес, эмоциональную отзывчивость к образам произведений с нравственной проблематикой, умеет выразить свои чувства к воспринимаемым образам и визуализировать собственную нравственную позицию в продуктах творчества. Ребенок демонстрирует способность соотнесения ценностно- смыслового содержания сказки с личностным опытом, отличается развернутыми высказываниями и рассуждениями о поступках героев сказок и ее содержании, принимает активное участие в играх драматизациях и спектаклях по сюжету сказки в Центре.

Средний уровень – у ребенка ограничен круг художественных впечатлений, связанных с образами-носителями нравственных ценностей. Мало знаком с детскими произведениями, затрудняется назвать пословицы и поговорки, договаривает только их окончание. У ребенка проявление любознательности и позитивной эмоциональной реакции к сказке с нравственной проблематикой сочетается с недостаточной инициативностью и эмоциональной  вовлеченностью в выражении своих чувств и собственной позиции к сказкам, У ребенка освоение ценностно-смыслового содержания сказки происходит с помощью подсказок и наводящих вопросов педагога, в проблемных игровых ситуациях ребенок действует по подсказке или по подражанию другим, проявляет инертность, неопределенность (или, наоборот, прямолинейность) в высказываниях и суждениях о героях и их поступках в сказке, затрудняется в объяснении содержания сказок, проявляет старательность в подготовке спектаклей в Центре, но отличается отсутствием творческой инициативы.

Низкий уровень – произведения с нравственной проблематикой не входят вкруг интересов ребенка. Ребенок не знает пословиц и поговорок, сказкам и другим детским художественным произведениям предпочитает мультфильмы и компьютерные игры. У ребёнка художественные впечатления в этой сфере фрагментарны, поверхностны или отсутствуют вообще, ребенок не проявляет интереса к сказке как способу выражения своих нравственных чувств, в проблемных игровых ситуациях переключается на занятия своими делами, Ребенок не участвует в обсуждении сказок, связанных с нравственными качествами: доброта, добрый поступок, ответственность, трудолюбие, не знает названий и содержания сказок, не стремится участвовать в коллективной деятельности при подготовки спектаклей в Центре, проявляет эмоциональную замкнутость, непослушание, пассивность.

Уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста определяется суммой набранных балов, структурирую их в таблице.

 

Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста

 

Баллы

Уровень

1

низкий

2

средний

3

высокий

 

По образно-содержательному критерию были использованы следующие диагностические методики:

1.Метод «Наблюдения за детьми в течение дня в разных видах деятельности и режимных моментах».

Цель: проанализировать поведение детей, проявление у них нравственных качеств к сверстникам в различных ситуациях.

Материал: составить таблицу нравственных качеств, которые наблюдаются.

Содержание: в течении дня наблюдать за детьми группы, какие качества они проявляют к взрослым, к сверстникам.

Заполнить таблицу. Для наблюдения, мной выбраны следующие качества, которые буду наблюдать: доброта, честность, ответственность, отзывчивость, трудолюбие.

 

Оценка нравственных качеств детей по результатам «Наблюдения»

 

Балл

Характеристика действий

3

Ребенок всегда проявляет такие нравственные качества, как доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, ответственность. К любому взрослому, к сверстникам.

2

Ребенок не всегда проявляет такие нравственные качества, как доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, ответственность. Иногда приходиться ему напоминать. Проявляет выборочно к любому взрослому, к сверстникам.

1

Ребенок проявляет такие нравственные качества, как доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, ответственность, только в присутствии взрослых и под контролем взрослого.

 

2.Метод «Беседа с детьми о нравственных качествах» (И.Б. Дерманова).

Цель: выявить наличие у детей знаний и представлений о таких нравственных качествах, как: доброта, честность, ответственность, отзывчивость, трудолюбие.

Содержание: для беседы с детьми, мной выбрана сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», чтение сказки, обсуждение с детьми сказки.

Результаты ответов детей в ходе беседы фиксировались в таблицу, показатели по которым выставлялись баллы: ребенок правильно называет нравственные качества героев сказки; правильно соотносит поступки героев с нравственными качествами; ребенок отвечает эмоциональным и полным ответом.

 

Оценка знаний детей по результатам беседы

 

Балл

Характеристика действий

3

Ребенок активно и развернуто отвечает на вопросы, размышляет, приводит примеры из жизни, правильно соотносит нравственные качества с поступками героев сказки.

2

Ребенок эмоционально вовлечен в процесс, рассуждает с помощью дополнительных вопросов, не всегда правильно соотносит нравственные качества и поступкам героев сказки, по наводящим вопросам педагога характеризует поступки главных героев сказки.

1

Ребенок не проявляет интереса к обсуждению сказки, односложно отвечает на вопросы, на некоторые вопросы не может ответить даже с помощью педагога, не может соотнести нравственные качества с поступками героев сказки.

 

По эмоционально-мотивационному критерию были использованы следующие методики.

1.Метод «Закончи историю» (Р.Р. Калинина).

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта, честность, ответственность, отзывчивость, трудолюбие. Отношения детей к этим качествам.

Содержание: проводится индивидуально. Ребенку предлагается прослушать и закончить ситуацию, так как он считает правильным. Сюжеты ситуации-истории, которую ребенок должен продолжить сам и закончить, читаются ребенку по очереди, в произвольном порядке. Результаты ответов заносятся в таблицу и проставляются баллы каждому ребенку, уровень определяется по среднему баллу. Показатели, по которым ставятся баллы: называет нравственное качество; оценивает поведение детей; объясняет свою оценку.

 

Оценка осознания детьми нравственных качеств по результатам методики «Закончи историю»

 

Балл

Характеристика действий

3

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

2

Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

1

Ребенок не может оценить поступки детей.

 

2.Метод «Сюжетные картинки» (Л.Г. Матвеева).

Цель: применяется для изучения понимания детьми нравственных норм поведения и эмоциональной реакции, на тот или иной поступок.

Материал: набор из 8-10 карточек с изображение нравственного поступка (можно взять иллюстрации из сказок), протокол в виде таблицы, в таблицу проставляются баллы каждому ребенку, баллы проставляются по трем показателям: правильно разложил картинки, дал объяснение своему выбору, выраженная эмоциональная реакция.

Содержание: детям в индивидуальном порядке предлагаются пары картинок, на которых представлены сюжеты, иллюстрирующие следующие понятия: добрый-злой, трудолюбивый-ленивый, отзывчивый-равнодушный, аккуратный-неопрятный, защитник-драчун, щедрый-жадный, герой-трус, умелый-неумелый.

Алгоритм проведения такой, ребенок получает карточки с изображениями, далее педагог ставит задачу разложить картинки в две стопки, чтобы в одной стопке были изображения хороших поступков и качеств, а в другой – плохих. После этого воспитатель задает вопросы ребенку по каждой картинке: Правильно ли поступил мальчик? Почему, ты так думаешь? В зависимости от качества выполнения задания ребенок получает баллы, педагог фиксирует их в таблицу, по результатом среднего балла определяется уровневая характеристика.

 

 

Оценка понимания детьми нравственных норм поведения по результатам метода «Сюжетные картинки»

 

Балл

Характеристика действий

3

Ребенок правильно разложил рисунки, объяснил выбор, назвал нравственное

качество и проявил эмоциональную реакцию с помощью мимики, жестов и так далее.

2

Ребенок правильно рассортировал картинки, обосновал свой выбор, но эмоции выражены очень слабо.

1

Ребенок распределил карточки верно, но дать обоснование классификации не

смог, также отсутствуют эмоциональные проявления, связанные с сюжетом рисунков, малыш не в состоянии соотнести настроения людей на иллюстрациях с ситуацией.

 

По действенно-практическому критерию использую следующие методики.

1.Метод опроса «Социальные эмоции» (М.В. Лаврентьевой).

Цель: проводится для определения уровня нравственного поведения,

эмоционального состояния ребенка.

Содержание: опрос проводится в индивидуальном порядке, в две серии.

Первая серия, ребенку задаются вопросы о правилах нормах поведения на улице, в общественных местах, в группе детского сада и др. вторая серия, ребенку предлагается закончить несколько ситуаций. Данные по проведению опроса заносятся в таблицу, выставляются баллы по критериям: правильно называет нравственную норму; правильно оценивает поведение детей; может объяснить свое мнение, выбор.

 

Оценка нравственного поведения и эмоционального состояния ребенка по результатам опроса «Социальные эмоции»

 

Балл

Характеристика действий

3

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей

и мотивирует свою оценку.

2

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

1

Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

 

2.Метод «Не намочи ног» (Т.А. Маркова).

Цель: выявляет способность детей к сопереживанию и отзывчивости.

Материал: по 3 листа бумаги, заменяющей дощечки, каждой паре детей.

Содержание: для выполнения этого задания формируются пары детей. Детям нужно в паре по дощечкам перебраться через болото (реку, лужу), не замочив ног и не оставить товарища (предварительно показывается, как выполнять движение). Каждой паре дается по три дощечке (листа), ребенок кладет одну доску на пол, осторожно встает на нее, затем кладет вторую в направлении движения, идет дальше и т.д., ребенок который в паре с ним идет за ним, по тем же дощечкам. Третья доска остается у ребенка, как правило лишней, ребенок должен иметь ее при себе, чтобы в случае экстренной ситуации воспользоваться ей или поделиться с другим ребенком.

Инструкция данной методики не предполагает соревновательного характера. Воспитатель в таблице фиксирует, как поведет себя ребенок в паре, в специально созданной ситуации: заметит ли, что его товарищ попал в беду и ему нужна помощь, или пойдет дальше.

 

Оценка способности детей к сопереживанию и отзывчивости по результатам методики «Не намочи ног»

 

Балл

Характеристика действий

3

Ребенок сразу поделился одной из своих дощечек, как только увидел, что

его товарищу нужна помощь.

2

Ребенок заметил, что товарищ «тонет», продолжает путь, подбадривая его, и передает ему дощечку, только перебравшись на другой берег.

1

Ребенок заметил, что произошло какое-то событие, на время прерывает движение, но все-таки продолжает путь до другого берега, или игрок не обращает внимания на ситуацию на игровом поле и заканчивает свое движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. [Текст] / Р.Р. Калинина. – СПб. Речь, 2003. – 144 с.

2.Матвеева, Л.Г. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. [Текст]: научно-популярная литература / Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушкин. – М.: АСТ-ПРЕСС: Южно-Уральское книжное изд-во, 1997. – 320 с.

3.Потаповская, О.В. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. [Текст] / О.В. Потаповская // Педагогика. – 2013. – №6. – C. 72-82.

 

 


 

Диагностические материалы по исследованию уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста

Диагностические материалы по исследованию уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста

Провести педагогическую диагностику по выявлению уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста, проанализировать ее результаты, сделать выводы

Провести педагогическую диагностику по выявлению уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста, проанализировать ее результаты, сделать выводы

Ребенок не участвует в обсуждении сказок, связанных с нравственными качествами: доброта, добрый поступок, ответственность, трудолюбие, не знает названий и содержания сказок, не стремится участвовать в…

Ребенок не участвует в обсуждении сказок, связанных с нравственными качествами: доброта, добрый поступок, ответственность, трудолюбие, не знает названий и содержания сказок, не стремится участвовать в…

Ребенок проявляет такие нравственные качества, как доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, ответственность, только в присутствии взрослых и под контролем взрослого

Ребенок проявляет такие нравственные качества, как доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, ответственность, только в присутствии взрослых и под контролем взрослого

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта, честность, ответственность, отзывчивость, трудолюбие

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта, честность, ответственность, отзывчивость, трудолюбие

Оценка понимания детьми нравственных норм поведения по результатам метода «Сюжетные картинки»

Оценка понимания детьми нравственных норм поведения по результатам метода «Сюжетные картинки»

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку

Литература 1.Калинина Р. Р

Литература 1.Калинина Р. Р
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2022