С.К. Рыженко
Диагностика эмоционального состояния у детей и подростков
Рыженко Светлана Кронидовна — кандидат психологических наук, за ведующая кафедрой психологии ГБОУ «Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования», до цент кафедры педагогики и психоло гии Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования, председа тель Краснодарского регионального отделения Федерации психологов об разования России. Сертифицирован ный психотерапевт по методу сим волдрамы, арттерапевт. Сфера профессиональных интересов: психотерапия и коррекция поведения детей и подростков, психологическое сопровождение процессов модерниза ции образования. Автор более 40 статей, учебноме тодических пособий и методических рекомендаций, программ переподго товки и повышения квалификации для специалистов службы практи ческой психологии образования. |
В статье описывается тест Р. Сильвер, а также возможно сти его использования в образовательных целях.
Рисуночный тест, созданный американским арттера певтом Р. Сильвер, позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное со стояние, отношение к себе и другим, то есть и познава тельные, и эмоциональные особенности человека. Тест оказался очень эффективным: обеспечивая исходную и заключительную диагностику, он предлагает варианты заданий и сопоставление результатов. Адаптация теста для России произведена под руководством председате ля Арттерапевтической ассоциации, кандидата медицин
ских наук А.И. Копытина.
В настоящее время Тест Сильвер начинают активно ис пользовать службы практической психологии образования для выявления эмоциональных расстройств, в частности, склонности к депрессии, агрессии, суициду, для оценки потен циального риска агрессивного поведения детей, а также для ди агностики задержки психического развития. Он выступает аль тернативой традиционным тестам, используемым в школах, поскольку обеспечивает оценку тех психологических особенно стей учащихся, которые трудно оценить с использованием дру гих методик. Для этого тест Сильвер имеет ряд оценочных шкал. А.И. Копытиным была введена в тест дополнительная шкала оцен ки чувства юмора, которая помогает оценить рассказ и рисунок, насыщенный разными оттенками юмора: от «чёрного» и болез ненного до положительного, игривого. В данной статье мы оста новимся на использовании задания на воображение, на шкалах оценки эмоционального содержания и образа Я, а также рассмот рим особенности проецирования на стимульный материал теста Сильвер ведущего интрапсихического конфликта у детей и под ростков.
Обычно время работы с Рисуночным тестом Сильвер состав ляет 1520 минут. Ребенку предлагают выбрать из картинок две и придумать, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Потом предлагается нарисовать то, что он придумал, то есть то, что про исходит в его вымышленной истории. При этом можно изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые дополни тельные предметы и персонажи. Далее ребенок рассказывает свою историю — что происходит на рисунке и что, возможно, про изойдёт через некоторое время.
В ходе работы важно наблюдать за тем, как прохо дит рисование. Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уро вень притязаний, а смещение в нижнюю — занижен ный уровень. Левая сторона рисунка соответствует эмоциональноинтуитивной сфере личности, а правая — интеллектуальнорациональной. В соответствии с этим можно определять как ведущую сферу восприя тия и переработки информации, так и сферу менее развитую, слабо дифференцированную.
Горизонтальный формат выбирается обычно деть ми, стремящимися охватить одновременно как мож но больше областей в жизни. Это характерно для эк стенсивного типа личности. Часто на рисунке помимо выбранных персонажей изображается несколько предметов, дорога и т. п. Выбор вертикального фор мата свидетельствует о целеустремленности, о спо собности сконцентрироваться на какомто деле. Это соответствует интенсивному типу личности. Обычно на рисунке изображается одиндва предмета или пер сонажа.
Большое значение имеют средства, которые вы бираются для рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть свободный. И если из всех материалов ребенок выбирает, например, простой карандаш, это говорит о страхе перед самовыраже нием красками (страх перед неопределенностью). Часто для таких детей свойственны навязчивые чер ты. Черные фломастеры и маркеры, как правило, со ответствуют агрессивности. Если из всего многооб разия средств для рисования ребенок выбирает шариковую ручку, это говорит о навязчивой, слишком конкретной личности, для которой рисование шари ковой ручкой служит определенной защитой.
Иногда диагностируемый долго не решается на чать рисунок и задаёт излишние вопросы: «А нужно ли в точности перерисовывать картинки? Насколько должна быть длинной история? А история может быть не интересной?» Подобные вопросы характерны для зажатого, тревожного, боящегося ошибок и критики учащегося.
С диагностической точки зрения, важно, что самое актуальное рисующий бессознательно располагает в центре или на первом плане, как бы потом он сам ни комментировал свой рисунок. При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные элементы утри рования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков про водится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов, например, теста «Дом. Дерево. Человек» или «Несуществующее животное».
Тест Сильвер предлагает следующие критерии для оценки рисунков и рассказа согласно шкале эмоционального содержания.
В 1 балл оцениваются рисунки и рассказ с выра женным отрицательным эмоциональным содержани ем, например:
а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персона жей;
б) изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.
В 2 балла оцениваются рисунки и рассказ с уме ренно отрицательным эмоциональным содержанием, например:
а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей;
б) изображение напряженных или враждебных отно шений между персонажами.
В 3 балла оцениваются рисунки и рассказ с нейт ральным эмоциональным содержанием, например:
а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрица тельные характеристики или амбивалентное со держание;
б) изображение персонажей или отношений с про тиворечивым и неясным смыслом;
в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.
В 4 балла оцениваются рисунки и рассказ с уме ренно положительным эмоциональным содержанием:
а) изображение счастливых, но пассивных персона жей;
б) изображение дружественных отношений между персонажами.
В 5 баллов оцениваются рисунки и рассказ с вы раженным положительным содержанием, например:
а) изображение счастливых или успешных и пред принимающих активные действия персонажей;
б) изображение отношений любви или заботы.
Недостаточно оценить рисунок и рассказ только с точки зрения эмоционального содержания. Важно понять, с кем из персонажей идентифицирует себя ребенок: с жертвой или агрессором? Со спасителем или спасаемым? Например, подросток изображает горящее дерево. Рисунок иллюстрирует историю, в которой извергается вулкан и погибает находящееся рядом дерево. Данный рисунок и рассказ оценивает ся по шкале эмоционального содержания в 1 балл. Чтобы понять, с кем идентифицирует себя ребёнок, ему предлагаются косвенные вопросы: «Если бы ты был одним из этих персонажей, то кем скорее бы ты был? Кто из этих персонажей тебе больше нравится?» При работе механизмов психологической защиты «идентификация с агрессором» и «смещение агрес сии» у ребенка, подвергающегося насилию в семье или со стороны сверстников, будет скорее выбран вулкан; если агрессия направлена на себя — дерево.
Тест Сильвер предлагает следующие критерии для оценки рисунков и рассказа согласно шкале образа «Я».
В 1 балл оцениваются болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспо мощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смер тельной опасности персонажем.
В 2 балла оцениваются неприятные фантазии: ис пытуемый идентифицируется с испуганным, фрустри рованным, несчастным или страшным персонажем.
В 3 балла оцениваются противоречивые или ам бивалентные фантазии: испытуемый идентифициру ется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не про сматривается или неясен, а также если испытуемый идентифицируется с рассказчиком.
В 4 балла оцениваются приятные фантазии: ис пытуемый идентифицируется со счастливым, но пас сивным персонажем или тем, кого спасают.
В 5 баллов оцениваются фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифициру ется с активным, достигающим своей цели и удовлет воренным персонажем, в том числе с тем, кто совер шает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели, а также с тем, кого любят.
Сюжет рассказа и рисунка может быть как высо кодинамичным, так и спокойным, может передавать самую разнообразную гамму психических процессов, состояний, отражать свойства личности испытуемо го. Нам представляется важным здесь диагностика потребностномотивационной сферы детей и подро стков, а также переживаемой фрустрации.
Например, 14летняя девочкаподросток пред ставляет, что наблюдает из дома за прыжками пара шютистов. Ей тоже очень хочется прыгнуть с парашю том, но она не решается. В один момент она уже почти выходит из дома, чтобы направиться к парашютистам, но вдруг у неё резко начинает болеть живот, и это за ставляет её вернуться.
Характерные для интрапсихического конфликта несовместимость и противоречивость неизбежно за трудняют построение целостного интегрированного поведения, способствуют повышению фрустрацион ной напряженности и увеличению риска нарушений психической адаптации. Наличие сравнимых по силе, но противоположных по направленности потребнос тей делает невозможным устранение фрустрации в процессе мотивированного поведения, поскольку независимо от выбора стратегии этого поведения одна из конкурирующих потребностей неизбежно блокируется.
Определение ведущего интрапсихического конф ликта является ключом к успешной коррекционной работе психолога, поэтому, работая с Рисуночным тестом Сильвер, мы не должны упускать эту возмож ность и сосредотачиваться только на формальной оценке шкал. Важно понять выраженный в символи ческой форме ведущий внутриличностный конфликт ребенка, который чаще всего и является причиной его дезадаптивного поведения и негативных эмоциональ ных состояний.
Приведу пример работы с Сашей М. 7 лет, у кото рого использование Рисуночного теста Сильвер по зволило выявить конфликт сиблингового соперниче ства со старшими детьми в семье.
Среди стимульных открыток диагностируемый выбрал цыпленка и червяка. На альбомном листе он стал создавать рисунок, используя простой карандаш (рис. 1). Сначала были изображены два домика цып лят, которые имели яркую фаллическую символику. Домик слева был нарисован первоначально ещё бо лее высоким, но потом стёрт и уменьшен в размерах, что продемонстрировало включение в процессе ри сования механизма защиты от чувства тревоги, свя занного с преувеличенной грандиозностью и силой старшего брата.
В центре рисунка были изображены два цыпленка разного размера и ворона, хватавшая с земли червя
Рис. 1. Первый рисунок Саши М., 7 лет
ка. Рисунок сопровождала следующая история: «Жилибыли два цыпленка. Однажды они вышли из домиков погулять и увидели на земле червяка. Они побежали, чтобы схватить добычу, но один другому попал клювом в голову, и между ними завязалась дра ка. В это время прилетела ворона, схватила и унесла червяка».
Интерпретация персонажей данной истории не составляла труда. Саша идентифицировал себя с меньшим цыпленком, соответственно, другой цыпле нок был его старшим братом, а ворона — старшей сестрой. В рассказе передаётся борьба сиблингов за ресурсы в семье. Своей цели достигает старшая сес тра, тогда как конфликт интересов проявляется в от крытой форме между братьями, но они оба остаются в проигрыше. По шкале эмоционального содержания и шкале оценки образа «Я» данную историю не оце нишь выше 2 баллов, так как она передает напряжен ные, даже враждебные отношения и оканчивается состоянием фрустрации.
После того как с Сашей М. была проведена кор рекционная работа с использованием игротерапии, сказкотерапии и символдрамы, повторно применял ся Рисуночный тест Сильвер для оценки коррекцион ной работы и сопоставления результатов. В этот раз для своей истории Саша М. выбрал кота и собаку.
Композиция рисунка, иллюстрирующего рассказ о коте и собаке, имела схожесть с первым рисунком. Сначала Саша изобразил два дома, кота и собаки, со ответственно (рис. 2). В этот раз дом кота был мень ше по размерам, чем дом собаки. Это явилось под тверждением избавления от чувства неполноценности перед старшим братом. Фигура кота рисовалась бо лее уверенно, размеры не были гипертрофированы, центр конфликта сместился на территорию старшего брата.
Рисунок сопровождался следующим рассказом: «Жилибыли кот и собака. Собака
жила в будке и у неё были хозяева. Кот был бездомный, и ему трудно было
добывать себе пропитание. Однажды хозяин кинул собаке большой кусок мяса. К
этому куску мяса под бежал кот. Тут же, откуда ни возьмись, появилась кры са и
ухватилась за этот кусок. Собака могла их про
Рис. 2. Второй рисунок Саши М., 7 лет
гнать, но она подумала, что кусок мяса очень боль шой и его на всех хватит. И тогда собака побратски поделилась с котом и крысой, и они стали дружить».
Мы видим, как с использованием другого вариан та Рисуночного теста Сильвер у нас проецируется тот же интрапсихический конфликт; и хотя персонажи меняют свои маски и антураж, его сущность остаётся та же. На моменте возможного переживания негатив ных чувств, при покушении сиблингов на ресурс, сра батывает механизм рационализации («кусок мяса большой, его хватит на всех, можно поделиться»). Можно сделать заключение об эффективности про ведённой коррекционной работы, так как при повтор ной диагностике сиблинговый конфликт решается не агрессивно, а с использованием адаптивных и соци ально одобряемых копингстратегий поведения.
История Максима В., 12 лет, созданная с помощью Рисуночного теста Сильвер, позволила выявить не вротический конфликт между желаемым и реальным, а также беспомощность, страдание и аутодеструктив ные тенденции. Данный опыт наиболее ярко иллюст рирует возможности теста для экологичной оценки суицидального риска у детей и подростков.
Среди стимульных открыток варианта А диагнос тируемый выбрал человека и бокал с трубочкой, ко торый у него ассоциировался с коктейлем. На рисун ке, используя простой карандаш и лист тетради, он схематично изобразил человека, пьющего из трубоч ки коктейль (рис. 3).
Рисунок иллюстрировал следующую воображае мую историю: «Однажды молодой человек чувствовал себя очень уставшим, и ему захотелось поехать в кафе. Он сел на свою машину, приехал в кафе. Там он заказал коктейль за 200 рублей. После того, как он выпил коктейль, ему захотелось простой воды и ему принесли стакан воды за 100 рублей. Вскоре моло дой человек покинул кафе и поехал домой, но тут по дороге у него закончился бензин. Он докатил машину до заправки, заправил на последние деньги и поехал дальше. Ему удалось проехать совсем немного, как он попал в аварию. В результате он потерял одну ногу и попал в больницу. В больнице молодой человек про лежал два месяца, наконецто его выписали, и он по шёл на костылях домой. Когда он переходил дорогу, его насмерть сбила машина».
В этой истории проявляется фрустрация потреб ности в безопасности и естественных потребностей (желание пить, коктейль и вода, психическая энергия). Персонаж представляется несчастным, подвергаю щимся опасности, не достигающим своей цели (не доехал домой), в конце концов — мёртвым.
В процессе своего рассказа Максим В. теребит свой рисунок и разрывает его, давая таким образом выход накопившейся агрессии. Постоянные препят ствия (заканчивается бензин, авария, трагический несчастный случай) говорят нам о том, что Максим сталкивается с объективно непреодолимыми трудно стями, возникшими при достижении цели или реше нии актуальных жизненных задач. Данные результа ты исследования Рисуночным тестом Сильвер позволяют сделать вывод о необходимости оказания экстренной психологической помощи подростку, на ходящемуся в состоянии эмоционального стресса.
Таким образом, мы видим, что выявление ведуще го интрапсихического конфликта, связанного с ним эмоционального состояния и образа «Я» является не обходимой задачей эффективного использования данного проективного теста и построения последую щей психокоррекционной работы. Приведённые при меры показывает значительную диагностическую и терапевтическую ценность Рисуночного теста Силь вер и целесообразность его применения в практике психологов образования для решения ряда психопро филактических, диагностических и коррекционных задач.
Умение выбирать (содержание или идея рисунка и/или истории)
0 баллов. Нет признаков сознательного выбора.
1 балл. Перцептивный уровень восприятия. Изоб ражены одиночные объекты, то есть не связанные по смыслу, размеру и расположению на листе.
2 балла. Объекты могут быть связаны по размеру и расположению, но нет взаимодействия.
3 балла. Функциональный уровень. Рисунок отра жает то, что персонажи или предметы делают или то, что с ними делают другие (конкретно).
4 балла. Скорее описательный, чем абстрактный стиль изображения. Активность воображения мини мальна.
5 баллов. Концептуальный уровень. В рисунке проявлена активность воображения, хорошо прора ботана идея, подразумевается больше, чем можно увидеть, ясно видна способность к абстракции. Худо жественные навыки в этом случае не принципиальны.
Умение комбинировать (форма рисунка)
0 баллов. Единственный предмет или персонаж, нет пространственной связи.
1 балл. Персонажи и предметы «плавают» в про странстве и связаны скорее близостью, а не распо ложением на базисной линии.
2 балла. Попытки показать связь, например стрел ками или пунктирными линиями.
3 балла. Нарисована или предполагается базис ная линия (нижняя горизонтальная линия), все объек ты расположены на ней.
4 балла. Попытки изобразить глубину, но, по край ней мере, половина территории рисунка пустая.
5 баллов. Полная взаимосвязь. Изображена глу бина пространства или используется все простран ство рисунка, либо изображена серия из двух и более рисунков.
Умение передавать историю (креативность, проявленная в форме и содержании рисунка и в сочинении истории)
0 баллов. История не представлена.
1 балл. Имитация. Копирование стимульного ма териала, схематично изображенные фигуры и стерео типы.
2 балла. Больше, чем имитация, однако идея ри сунка банальна.
3 балла. Реструктуризация. Изменение или усложнение стимульных рисунков или стереотипов.
4 балла. Больше, чем реструктуризация, рисунок умеренно оригинальный и выразительный.
5 баллов. Трансформация. Рисунок высокоориги нален, выразителен, проявлено игровое начало, со держится скрытый смысл, используются метафоры, игра слов, шутки, сатира, двоякий смысл.
Рис. 3. Рисунок Максима В., 12 лет
Проекционная шкала для оценки эмоционального содержания в задании на воображение
1 балл. Темы с выраженным отрицательным со держанием, например одинокие персонажи, изобра женные печальными, одинокими, беспомощными, пы тающимися покончить жизнь самоубийством, мертвыми или находящимися в смертельной опасно сти. Деструктивное взаимодействие между фигура ми, связанное с убийством или угрозой для жизни.
2 балла. Умеренно отрицательные темы, напри мер одинокие персонажи, изображенные испуганны ми, злящимися, неудовлетворенными, нападающими, чтото разрушающими или несчастными. Взаимоот ношения между персонажами или предметами напря женные, враждебные, неприятные.
3 балла. Нейтральные темы, например, амбива лентные, включающие как положительный, так и от рицательный смысл. Не эмоциональные, не отрица тельные, не положительные. Темы с противоречивым или неясным смыслом.
4 балла. Умеренно положительные темы, напри мер, одиночные персонажи или предметы, изобра женные счастливыми, но пассивными, испытывающи ми удовольствие, а также кемлибо спасаемые. Взаимоотношения дружественные или приятные.
5 баллов. Темы с выраженным положительным содержанием, например одиночные персонажи или предметы, изображенные как успешные, счастливые или достигающие своих целей. Отношения заботы и любви.
Шкала оценки образа «Я»
1 балл. Болезненные фантазии: испытуемый идентифицирует себя с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубий ством, мертвым или находящимся в смертельной опасности персонажем.
2 балла. Неприятные фантазии: испытуемый идентифицирует себя с испуганным, фрустрирован ным или несчастным перонажем.
3 балла. Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицирует себя с пере живающим противоречивые чувства или равнодуш ным персонажем, либо образ «Я» не просматривается или неясен (например, если испытуемый идентифи цирует себя с рассказчиком).
4 балла. Приятные фантазии: испытуемый иден тифицирует себя со счастливым, но пассивным пер сонажем или тем, кого спасают.
5 баллов. Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицирует себя с силь ным персонажем, или с тем, кто совершает деструк тивные действия, нападает и достигает своей цели, или с тем, кого любят. Если испытуемый идентифици рует себя более чем с одним персонажем, следует оценить все.
Шкала оценки чувства юмора
1 балл. Рисунок отражает «чёрный», болезненный юмор, например, проявляющийся в насмешке над уми рающим или находящимся в смертельной опасности персонажем. При этом персонаж испытывает страда ния или страх, переданные в словах или изображении. В 1,5 балла можно оценить рисунок, который отражает «чёрный», но не болезненный юмор, проявляющийся в насмешках над несчастным, мёртвым или находящим ся в смертельной опасности персонажем. При этом персонаж не испытывает страдания или страха, пере данных в словах или изображении.
2 балла. Рисунок отражает уничижительный юмор, проявляющийся в насмешках над таким глав ным персонажем, который отличается от испытуемо го (например, по полу) и при этом представлен как непривлекательный, разочарованный, глупый, несча стный, но не находящийся в смертельной опасности. В 2,5 балла можно оценить рисунок, который отража ет самоуничижительный юмор, проявляющийся в на смешках над таким главным персонажем, который похож на испытуемого или представлен от первого лица как непривлекательный, разочарованный, глу пый, несчастный, но не находящийся в смертельной опасности.
3 балла. Рисунок отражает амбивалентный, про тиворечивый или нейтральный юмор. При этом перс пективы развития ситуации для персонажа представ ляются как амбивалентные либо неясные.
4 балла. Рисунок отражает умеренно положитель ный, жизнеутверждающий юмор. При этом главный персонаж представлен как преодолевающий препят ствия или финал ситуации для него благоприятен.
5 баллов. Рисунок отражает положительный иг ривый юмор, проявляющийся в насмешке над абсур дом, игре слов, в частности, в стихотворной форме.
Задание на воображение (вариант А)
Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы приду мали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картин ках, и рисовать любые новые, дополнительные пред меты и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажи те, что происходит и что может произойти через не которое время.
Задание на воображение (Вариант Б)
Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы приду мали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картин ках, и рисовать любые новые, дополнительные пред меты и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажи те, что происходит и что может произойти через не которое время.
Стимульный материал Рисуночного теста Сильвер (варианты А и Б)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.