Диагностика функциональной грамотности

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 05.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала funkts_gramotnost.pptx

PISA – международная программа по оценке качества обучения

(Programme for International Student Assessment).
Тесты по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. И если в 2000 году Россия занимала в этом рейтинге 27 место, то в 2012 – только 34 - е.

международная шкала PISA-2012

спектр читательских умений, включающих три категории — доступ и извлечение, интеграция и интерпретация, размышление и оценка

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Прием «Инсерт»

при чтении текста параграфа, обучающиеся на полях (карандашом, и этот момент обязателен) ставят пометки «+» - знаю, «-» - не знаю, «?» - хочу узнать, «!» - вызвало удивление. А затем по ходу урока, обучающиеся узнают какие-то факты, получают ответы на вопросы, углубляют уже имеющиеся знания

После ознакомления обучающихся с произведением задаются вопросы

Понравилось ли вам произведение?

Как вы относитесь к героям?

Каково отношение к ним автора?

Какова главная мысль, идея произведения?

Виды деятельности, помогающие понимать и воспринимать текст

осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

анализ и интерпретация произведения;

составление планов, беседа, ответы на вопросы

характеристика героя;

написание отзыва;

написание сочинения.

Интерес к чтению повышают приёмы

ТРКМ – чтение с остановками.
составление вопросов к произведению
синквейн
презентации

музыкальные композиции

прослушивание художественных текстов в актёрском исполнении,

заочные экскурсии по литературным местам.

Домашнее чтение

читают дома произведения по своему выбору, готовят их пересказ, вопросы к ним, создают иллюстрации. На уроке дети пересказывают, задают вопросы, отвечают на них.

письменные творческие задания:

написать сочинение, сказку, придумать свою концовку произведения

система оценивания достижений учащегося

Контроль со стороны учителя
Внешнее оценивание: участия учащихся в олимпиадном и конкурсном движении,
проведение срезовых тестирований ,
самооценивание,
взаимооценивание,
портфолио

Алгоритм разбора лингвистического текста

Тема текста… Идея… Микротема… Тип речи… Стиль речи… Изобразительно-выразительные средства… Предложения с однородными членами… Лексическое значение слов(2–3)… Подбор синонимов(2–3)… Различные виды орфограмм… Простые и сложные предложения…

Алгоритм разбора текста художественного стиля

Уточнение темы и основной мысли текста. Определение стиля текста. Определение типа речи. Отношение автора к изображаемому. Анализ средств выразительности. Краткий пересказ. Эмоционально-окрашенные слова… Изобразительно-выразительные средства… Настроение и чувства автора.

В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению

определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план – прочесть, определить основную мысль текста, вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль, подробно и сжато пересказать, составить устный рассказ в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью

изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. По ходу чтения подчеркнуть слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю. Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. Из фрагмента газетной статьи выписать слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю. Подробно изложить текст публицистического стиля. Определи тип и стиль текстов.

В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают

подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.

Функциональная грамотность. Учимся для жизни.

Читательская грамотность. 5 класс.
Авторы Ю.Н.Гостева, М.И.Кузнецова, Г.А.Сидорова.
ИСРО.РАО.2022. http://skiv/instrao/ru