PISA – международная программа по оценке качества обучения
(Programme for International Student Assessment).
Тесты по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. И если в 2000 году Россия занимала в этом рейтинге 27 место, то в 2012 – только 34 - е.
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Прием «Инсерт»
при чтении текста параграфа, обучающиеся на полях (карандашом, и этот момент обязателен) ставят пометки «+» - знаю, «-» - не знаю, «?» - хочу узнать, «!» - вызвало удивление. А затем по ходу урока, обучающиеся узнают какие-то факты, получают ответы на вопросы, углубляют уже имеющиеся знания
Виды деятельности, помогающие понимать и воспринимать текст
осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
анализ и интерпретация произведения;
составление планов, беседа, ответы на вопросы
характеристика героя;
написание отзыва;
написание сочинения.
система оценивания достижений учащегося
Контроль со стороны учителя
Внешнее оценивание: участия учащихся в олимпиадном и конкурсном движении,
проведение срезовых тестирований ,
самооценивание,
взаимооценивание,
портфолио
Алгоритм разбора лингвистического текста
Тема текста… Идея… Микротема… Тип речи… Стиль речи… Изобразительно-выразительные средства… Предложения с однородными членами… Лексическое значение слов(2–3)… Подбор синонимов(2–3)… Различные виды орфограмм… Простые и сложные предложения…
Алгоритм разбора текста художественного стиля
Уточнение темы и основной мысли текста. Определение стиля текста. Определение типа речи. Отношение автора к изображаемому. Анализ средств выразительности. Краткий пересказ. Эмоционально-окрашенные слова… Изобразительно-выразительные средства… Настроение и чувства автора.
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению
определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план – прочесть, определить основную мысль текста, вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль, подробно и сжато пересказать, составить устный рассказ в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью
изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. По ходу чтения подчеркнуть слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю. Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. Из фрагмента газетной статьи выписать слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю. Подробно изложить текст публицистического стиля. Определи тип и стиль текстов.
В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают
подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.