Диагностика и контроль обучения.
Диагностика обучения: точное определение результатов дидактического процесса.
Контроль обучения: наблюдение за процессом усвоения знаний, умений, навыков, их выявление, измерение и оценка
Контроль — важнейший компонент практической деятельности педагога, позволяющий выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимосвязи между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, оценить достижения ученика, выявить пробелы в его знаниях и умениях, определить эффективность работы педагогического коллектива в целом (для принятия управленческих решений) и многое другое. С другой стороны, контроль — это объект теоретических исследований, в настоящее время тесно связанный с изменениями подходов к определению и оценке качества образования.
Методические функции контроля и проверки учебной деятельности:
· организующая (заключается в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. В зависимости от результатов контроля принимаются решения о необходимости проведения дополнительных занятий, консультаций, корректировке программ обучения, поощрения студентов и преподавателей)
· обучающая (служит задачам обеспечения обратной связи от обучающегося к преподавателю, повышения уровня знаний и навыков в процессе контроля, индивидуализации темпа обучения учащихся)
· диагностико-руководящая (выявление интересующего явления, его оценка и принятие по итогам контроля соответствующего управленческого решения)
· стимулирующе-мотивационная (если контроль объективный и оценки преподавателя справедливы, то у учащихся возникают дополнительные стимулы к усвоению новых знаний. В случае преобладающего субъективизма в оценках педагога систематическая проверка знаний, как правило, приводит к отрицательным результатам. У школьников появляются недоброжелательное отношение к преподавателю и полное нежелание учиться)
· развивающая (контроль укрепляет память и тренирует мышление, формирует умения и навыки применения знаний на практике, словом, способствует осуществлению развивающей функции обучения)
· воспитывающая (проявляется в становлении таких позитивных качеств личности учащегося, как интерес к знаниям, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки. Ученики изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее известно, что по нему будет осуществляться постоянный контроль)
Оценка учета результатов учебной деятельности
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в её оценке.
Оценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Количественным выражением оценки является отметка.
Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах. Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и т.д.
Ошибки оценивания:
· великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок.
· перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);
· оценка по настроению;
· отсутствие твёрдых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);
· центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);
· неустойчивость системы (преподаватель или длительное время не спрашивает, или весь урок ведет опрос);
· близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями или учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);
· ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно: либо положительно, либо отрицательно);
· перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
· завышение или занижение отметок и др.
Однако за каждым намеренным завышением и занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.
К выставлению оценки предъявляются следующие требования:
· индивидуальный характер;
· симулирующий характер (возможность завышения, занижения);
· гласность;
· обоснованность, аргументированность;
· объективность.
Количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная школьная система балльных оценок. Если начало отсчёта не связано с обучающимся, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Например, тесты достижений, контрольные работы нацелены на диагностику состояния ученика по абсолютной количественной шкале. Относительная шкала предполагает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием некоторое время назад. Следовательно, относительная шкала связана с самим измеряемым субъектом и отражает его изменение и развитие.
Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Она обладает большими возможностями.
Данная система позволяет:
· определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
· получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
· повысить объективность оценки знаний
К основным достоинствам рейтинговой оценки можно отнести следующие:
· оценка не зависит от характера межличностных отношений в системе учитель–ученик;
· незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
· учащийся сам выбирает стратегию своего развития, своей деятельности.
Рейтинговая система оценки имеет и свои недостатки. Прежде всего, они связаны с трудоемкой, утомительной работой преподавателя, который фиксирует каждый шаг, действия учащегося в специальных бланках, журналах, таблицах. Если численность группы велика, это превращается в тяжелый труд, а необъективность оценки усиливается. Другой недостаток рейтинговой системы – количество очков за то или иное учебное достижение
назначается экспертным путем и может сильно варьировать от одного учебного заведения к другому, отражая те или иные взгляды, сложившиеся в педагогических коллективах.
Эволюция системы оценивания в нашей стране (для общего сведения)
Балльная система оценки знаний учащихся существовала в России еще до революции 1917г. Оценка знаний осуществлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля до пяти.
После 1917 г. получила развитие идея обучения без отметок. Согласно концепции советской трудовой школы учебная деятельность должна строиться на интересе учащихся, быть ориентирована на самостоятельность, инициативу, творческий характер учения. Непригодными были признаны прежние методы дисциплинирования учащихся с помощью отметок
Запрещались любые виды экзаменов: вступительные, переводные и вы-пускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Лишь в крайних случаях допускалась фронтальная устная проверка и письменные работы зачетного характера. Рекомендовались периодические беседы с уча-щимися по пройденной теме, их выступления о прочитанных книгах, статьях. Приветствовались отчеты учащихся о самостоятельно выполненных работах по личному выбору. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений не отдельного ученика, а школьного коллектива. Получили широкое распространение тестовые задания как одна из самых пригодных форм самоконтроля
Обучение без отметок имело определенные положительные стороны, так как развивало у части обучаемых самостоятельность. Но в большинстве своем такое обучение привело к снижению качества знаний, ухудшению дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в школе и дома, посещать занятия. Поэтому сначала стихийно стали вводиться различные формы контроля, а в 1932 г. официально восстановлен принцип системати-ческого учета знаний каждого ученика на основе индивидуального подхода.
В сентябре 1935 г. вводятся пять словесных (вербальных) оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо», которые просуществовали до конца 1943 г. В январе 1944 г. было принято решение заменить применявшиеся словесные оценки на цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся.
Введение регулярного учета знаний оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина учащихся повысились. Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов, несмотря на недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены.
Методы оценки качества образовательных результатов
Количественные методы
Здесь результаты могут быть зафиксированы в абсолютных значениях: процентах, отметках. К таким методам относятся определение темпа чтения по числу слов в минуту, темпов письма, отметка за диктант в зависимости от количества ошибок.
Качественные (квалиметрические) методы
Ими оценивается уровень личностного развития, воспитанность, готовность поступать тем или иным образом в разных ситуациях, степень креативности и т.д. Несмотря на то, что они не подлежат точной оценке, их можно запроектировать и спрогнозировать. Этими методами оценивается поведение учащегося в естественных ситуациях, в ситуациях, созданных педагогом специально. Действия и поступки можно оценить в показателях:
· Знает как надо (интеллектуальный показатель)
· Способен реализовать (волевой показатель)
· Хочет реализовать (эмоциональный показатель)
Метод педагогического консилиума – вид экспертной оценки любого параметра качества образования, который нельзя измерить.
Синтезированный метод проверки качества обучения
Проверяет наиболее обобщенные знания, умения, навыки. Выбираются такие задания и вопросы для контроля, ответы на которые требуют усвоения максимального числа исходных понятий и действий.
Вероятностный метод
В одном случае, чтобы усвоить тему, надо обязательно знать предыдущую. Иногда эта взаимосвязь менее очевидна: ученик может прекрасно знать тему, но не иметь системных знаний. В этом случае мы можем говорить только о вероятности полного усвоения. Для контроля таких систем знания применяют вероятностный метод, состоящий в том, что ученику предлагаются особенные вопросы – вопросы с большим диагностическим весом, на которые невозможно ответить правильно, если не иметь знания в системе.
Метод педагогического тестирования
Дидактический тест – набор стандартизированных заданий по определенному материалу.
· Существуют тесты на проверку знания фактов, понятий, законов, теорий. Эти тесты предусматривают прямые репродуктивные ответы.
· Тесты на проверку мыслительных операций, на примерах решения типовых задач.
· Тесты на проверку умения давать самостоятельную критическую оценку
Метод портфолио как альтернативная форма тестам позволяет отбирать, фиксировать и оценивать материализованные продукты учебно-познавательной, творческой, коммуникативной и иной деятельности. Включает не только оценку, но и самооценку, всесторонне характеризует личность обучающегося, интересы, склонности, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио учитывает проектные, исследовательские работы, результаты конкурсов, олимпиад, работы по искусству, участие в художественной самодеятельности, театре, хоре и т. д.
Устная проверка – наиболее гибкий метод контроля, применяется на всех этапах обучения, позволяет поддерживать непосредственный контакт с обучаемым, следить за его мыслями и действиями, контролировать ответы.
Письменный контроль позволяет экономить время на занятии, выявляет подготовленность сразу целой группы.
В иды контроля
Контроль и оценка качества образования должны быть постоянными, целенаправленными и объективными.
Предварительный контроль: выявление степени готовности обучающихся к изучению материала
Текущий т. е. повседневный, на каждом учебном занятии. Цель – проверка усвоения предыдущего материала и выявление пробелов в знании.
Периодический (рубежный, тематический). Проводится в форме зачетов после изучения темы. Цель – систематизация знаний, навыков, умений.
Итоговый проводится в форме экзаменов по всей учебной дисциплине. Государственные экзамены – заключительная форма итогового контроля.
Формы контроля
Каждый из перечисленных выше видов контроля осуществляется в различных формах: индивидуальной, групповой, фронтальной.
Индивидуальная форма: индивидуальные беседы, ответы на семинарах, подготовка учеником сообщения или доклада по теме, работа в лабораториях, составление конспекта
Фронтальная форма контроля позволяет проводить комплексные проверки
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.