ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.6

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.6
Научные работы +3
doc
физика +1
9 кл—11 кл +1
07.04.2020
ДИАГНОСТИКА  И  РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ  УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Как повысить эффективность обучения? Как сделать, чтобы школьники усвоили не только определённые знания, но и стали умнее, научились самостоятельно мыслить? Эти вопросы волновали каждого педагога всегда. Ответы можно найти в статье
ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ.doc

ДИАГНОСТИКА  И  РАЗВИТИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Носова Е.П. учитель физики

Как повысить эффективность обучения? Как сделать, чтобы школьники усвоили не только определённые знания, но и стали умнее, научились самостоятельно мыслить? Эти вопросы волновали каждого педагога всегда. Сегодня эти умения ученика являются требованием, которые Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В психолого-педагогической литературе, особенно в последние годы, описано немало подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения.

Но, если исходить из того, что кроме повышения эффективности обучения основная и очень ответственная задача современной школы – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, то нужно начинать с постоянного профессионального наблюдения за каждым учеником, со сбора данных об индивидуальном развитии каждого ребёнка. В таких условиях требует существенного изменения профессиональная позиция учителя. В условиях современного образования учитель должен быть одновременно и предметником, и психологом. Содержание предмета, который он преподаёт, тогда  становится не целью, а средством изучения личностных проявлений ученика.

Деятельность учителя-предметника изначально должна быть направлена на выявление особенностей умственного развития ученика на данном этапе, а затем на использование полученных данных для повышения результативности учебного процесса, повышение эффективности учения для каждого школьника.

В современной отечественной психодиагностике понимание умственного развития отражает представления ряда выдающихся психологов (А.Н. Леонтьев, К.М. Гуревич и др.) согласно которым оно рассматривается как функция накопленного фонда знаний, а также мыслительных операций, обеспечивающих приобретение этих знаний.

Умственное развитие является динамической системой и зависит от многих факторов, как от усвоения общественного опыта, так и от созревания органической основы, которая, создавая необходимые предпосылки для развития, может меняться под влиянием осуществления деятельности. Поэтому весьма актуальной для психолога и учителя.

Но что же может выступать в качестве показателей умственного развития? Это зависит от содержания теоретических концепций умственного развития, выдвигаемых разными авторами.  Не останавливаясь на обзоре существующих в отечественной психологии теорий по определению показателей умственного развития, укажем лишь те, которые явились теоретической базой для разработки педагогическим коллективом нашей школы специальных контрольно методических тестов на предметной основе, которые позволяют осуществлять учителю контроль и наблюдение за умственным развитием учащихся прямо на уроках.

Итак, в качестве конкретных показателей умственного развития ребёнка мы рассматриваем уровень  обученности, определяющий накопленный фонд знаний; уровень обучаемости, обусловливающий продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Костюк) и уровень сформированности мыслительных операций (Д.Н. Богоявленский, Н.И. Менчинская) (рис.1).

         Рис. 1. Критерии умственного развития

Для диагностики накопленного фонда знаний  в школе мы используем специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных  достижений, тестами успешности, дидактическими тестами, а также малоформализованные диагностические средства, которые использует учитель на уроке, такие как опрос, беседа и  т.д.

         Тесты достижений используются для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются показателем обученности школьника. Качество выполнения заданий оцениваются отметкой по пятибалльной шкале. Использование таких тестов обусловлено также современными требованиями по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. По своей сущности они не являются собственно психологическими тестами и значительно отличаются от  тестов способностей и интеллекта.

         Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам, могут быть применены и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков, требуемых школьнику на разных этапах обучения. Например, некоторые общие принципы решения математических задач, анализ литературных текстов и др. Ещё более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, географическими картами, энциклопедиями и словарями.

         Мы не будем подробно останавливаться на тестах, направленных на выявление уровня обученности и обучаемости школьников, а уделим внимание тестам для диагностики и формирования мыслительных навыков учащихся в рамках урока на предметном материале.

Для диагностики  уровня сформированности мыслительных операций предназначены  специальные тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определённого круга данных и т.д. Эти задания в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и значительно отличаются от тестов достижения. Это отражено и в формулировании заданий того и другого вида. Например, тест достижений (определяющий действительный фонд знаний) на материале физики  может содержать такие вопросы:

Заполни пропуски в предложениях:

1. Основная единица измерения времени….

а) год;                б) час;                  в) секунда;           г) минута.

         2. Физическая величина, характеризующая инертность тела называется…

а) сила        б) масса;    в) скорость;        г) время ».

В тесте же на выявление мыслительных операций с использованием понятий из физики задания будут иметь следующий вид:

         «Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть

а) секунда;          б) год;        в) время;     г) минута; д) час;

а)  сила;      б) масса;    в) скорость;        г) время;     д) килограмм;

         Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений необходимы знания конкретных определений, единиц измерения и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Однако, если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста на определение сформированности мыслительных навыков могут вызвать значительные затруднения (поскольку для их выполнения одной хорошей памяти недостаточно). Необходимо владение целым рядом мыслительных операций.

Интересны  задания, где правильный ответ можно найти путём различных рассуждений. Например:

         А) Паскаль           б) Плотность   В) Джоуль    Г)Ньютон.

Здесь правильными могут быть следующие ответы:

-        лишнее слово «плотность», т.к. остальные слова являются единицами измерения физических величин;

-        лишнее слово «Ньютон», т.к. все остальные слова заканчиваются на мягкий знак;

- лишнее слово «Паскаль», т.к. в остальных словах присутствует буква «о» и т.д.

Ниже мы приводим примеры тестов на предметном материале физики для диагностики сформированности мыслительных операций, среди которых мы выделяем анализ, синтез, умение сравнивать, установление причинно-следственных связей или логику и обобщение. Задания составлены для учащихся 7-11 классов. Задания состоят  из 5 частей. В каждой части вопросы определённого вида, выявляющие уровень владения конкретным мыслительным навыком:

1.     Анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями, между формулами и определениями, между рисунками и определениями, в коротком тексте подчеркните все слова, относящиеся к …);

2.     Синтез (назовите процесс по его характеристикам, назовите общим словом несколько слов, рисунков);

3.     Сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? А и Б могут быть словами, рисунками, символами…);

4.     Логика – причинно-следственные связи  (продолжите ряд слов, понятий; вставьте недостающее слово, рисунок; расположите в логической последовательности слова, рисунки и т.д. Для старших классов: постройте систему понятий);

5.     Выводы (даётся краткий текст, задание – сделать вывод на основании текста; сделайте вывод из рассказа в рисунках; для старших классов: таблица, схемы – сделать вывод по конкретному заданию).

 

 

9 КЛАСС

ФИЗИКА

АНАЛИЗ

Найдите соответствие между первой, второй и третьей колонкой

1. Действие на тело некомпенсированной силы приводит к появлению ускорения

Речь идет о…

1. силе всемирного тяготения

2. силе трения

3. втором законе Ньютона

4. силе тяжести

5. силе упругости

Соответствующая формула

1.

2.

3.

4.

5.

2. Сила притяжения между двумя телами уменьшается в 9 раз, если расстояние между телами увеличить в 3 раза

Речь идет о…

1. силе всемирного тяготения

2. силе трения

3. втором законе Ньютона

4. силе тяжести

5. силе упругости

Соответствующая формула

1.

2.

3.

4.

5.

 

СИНТЕЗ

Назовите процесс по его характеристикам:

Тело изменяет своё положение относительно других тел вдоль вертикальной оси, так что его скорость возрастает за каждую секунду на 9,8м/с.

СРАВНЕНИЕ

а).Что общего и чем отличаются условия задач представленных на рисунках.

v = const                            a - ?    

               Fтр-?         N                                         N        Fтр

 

          mg                                                        mg       m = 0,3

                                  a                            a              

                                                                             

б). Что общего и чем отличаются формулы для силы всемирного тяготения и силы Кулона:

                                                       

ЛОГИКА

Подбери из слов под чертой такое, чтобы оно было связано со словом над чертой таким же смыслом как и образец:        

;

 

ВЫВОДЫ

Таблица №1. Коэффициент трения.

 

по дереву

по стали

по льду

по чугуну

по бетону

по бронзе

дерево

0,25

 

 

 

 

 

сталь

0,5

0,2

0,2

 

 

 

кожа

0,3

 

 

0,56

 

 

резина

 

 

 

 

0,75

 

бронза

 

 

 

0,19

 

0,2

чугун

 

 

 

0,15

 

 

Определить, при движении  какого тела по какой поверхности возникнет меньшая сила трения. Объясните своё решение.

Предлагаемые разработки  могут быть использованы как для диагностики, так и для  развития мыслительных операций учащихся на уроках или на дополнительных занятиях. Важно, чтобы учитель не только сам логически обрабатывал учебный материал, но и обучал учащихся соответствующим приёмам мышления, в том числе и во внеурочное время. Занятия могут, состоять из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения. Именно упражнения, обучение конкретным приёмам мышления, которые школьник может сразу использовать в своей учебной  работе по всем предметам, составляют их основное содержание. В этом ценность тестов на предметной основе для выявления сформированности и развития мыслительных операций у учащихся. 

 

Литература.

ЛИТЕРАТУРА.

1.     Калмыкова З.И. Методика диагностики обучаемости школьников (на материале физики) // Проблемы диагностики умственного развития учащихся под ред. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975, 120 с.

2.     Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: Педагогика, 1989. – 219 с.

 

1.                                                    Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.

2.    Результативность личностно ориентированного образования (из опыта работы школы-лаборатории №196). Научно-практический журнал «Завуч», №2, 2003 год.


ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ

Леонтьев, К.М. Гуревич и др.) согласно которым оно рассматривается как функция накопленного фонда знаний , а также мыслительных операций , обеспечивающих приобретение этих знаний

Леонтьев, К.М. Гуревич и др.) согласно которым оно рассматривается как функция накопленного фонда знаний , а также мыслительных операций , обеспечивающих приобретение этих знаний

Рис. 1. Критерии умственного развития

Рис. 1. Критерии умственного развития

Мы не будем подробно останавливаться на тестах, направленных на выявление уровня обученности и обучаемости школьников, а уделим внимание тестам для диагностики и формирования мыслительных навыков…

Мы не будем подробно останавливаться на тестах, направленных на выявление уровня обученности и обучаемости школьников, а уделим внимание тестам для диагностики и формирования мыслительных навыков…

Необходимо владение целым рядом мыслительных операций

Необходимо владение целым рядом мыслительных операций

Для старших классов: постройте систему понятий); 2

Для старших классов: постройте систему понятий); 2

Назовите процесс по его характеристикам:

Назовите процесс по его характеристикам:

Определить, при движении какого тела по какой поверхности возникнет меньшая сила трения

Определить, при движении какого тела по какой поверхности возникнет меньшая сила трения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020