Диагностика музыкального развития детей
Оценка 5

Диагностика музыкального развития детей

Оценка 5
doc
21.04.2020
Диагностика музыкального развития детей
диагностика муз.развития.doc

 

 

 

 

 

                                        Методическое сообщение

 

 

                         Диагностика музыкального развития детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

                                       

       В  современных условиях одним из важнейших путей улучшения учебно-воспитательной работы является построение ее на основе педагогической диагностики. Предметом педагогической диагностики является развивающаяся личность ученика. Каждый педагог должен хорошо знать предмет педагогической диагностики, т.е. ребенка, разбираться в основных положениях теории развития личности и в возрастных особенностях становления учащегося. « Если  педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» ( К.Ушинский).  Педагогическая диагностика связана с выявлением различных способностей, знаний, умений, навыков и является процессом и итогом изучения результатов учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне образованности и воспитанности детей.

       Объектом педагогической диагностики принято считать уровень развития социальных качеств ребенка, которые сформированы у него в определенный момент его жизни ( нравственные, эстетические, трудовые), в тесной связи с ними находится общефизическое и психическое развитие ученика.

       В исследовательской практике накоплено достаточное количество различных методик, замеров по различным параметрам музыкального развития. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении 3-х основных музыкальных способностей: ладового чувства – способности эстетически различать ладовые функции различных звуков мелодии, чувствовать эмоционально-художественную выразительность звуковысотного музыкального движения; музыкально-слуховых представлений – способности к слуховому представлению и наличие музыкального слуха; и чувства ритма как способности активно, в том числе и двигательно, переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

   Показателями развитости ладового чувства у ребенка является любовь и интерес к музыке, которые  проявляются в наличии любимых произведений, просьбах повторить понравившееся произведение, внешних проявлениях эмоциональной двигательной активности, высказываниях о характере музыке, узнавании знакомых мелодий по фрагментам.

  Музыкально-слуховые представления проявляются в пении знакомых и малознакомых мелодий, подборе по слуху музыкальных попевок на музыкальных инструментах. Хороший музыкальный слух – необходимое условие для формирования и развития музыканта.

   К показателям развитости чувства ритма относят: соответствие ритма движений ребенка ритму музыки, воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, выразительность движений.

    Процесс диагностики во время вступительных испытаний включает следующие этапы:

- знакомство с ребенком;

- определение типа личности;

- обследование реальной среды, знакомство с условиями, в которых ребенок развивался;

- беседа с родителями ( условия жизни и интересы ребенка);

- определение музыкальных способностей.

   Наблюдения за каждым ребенком ведет определенный педагог, который отмечает качество и особенности выполнения каждого задания. При подведении итогов испытания первостепенное внимание обращается на наличие звуковысотного музыкального слуха, ритма, памяти, но при этом учитываются его эмоциональность, заинтересованность, инициативность, восприимчивость, устойчивость внимания.

    Важно выявить определенное сочетание способностей в совокупности с другими свойствами ребенка: сосредоточенностью, трудолюбием, интересом к музыке, волевыми качествами. Нельзя подходить к оценке музыкальных способностей  ребенка формально, без учета его общего развития или способности к развитию.

    Приемные испытания делятся на 2 этапа: подготовительный и экзаменационный. Для исследовательской работы необходимо подобрать музыкальное произведение и разработать задания. Чтобы получить полное представление о возможностях ребенка, испытания следует проводить, начиная с легких музыкальных примеров и постепенно их усложнять.

   На приемных испытаниях определяются:

- способность на внимание;

- реакция детей на музыку;

- общее поведение во время занятий;

- быстрое восприятие незнакомых мелодий;

- способность переключаться из одной тональности в другую;

- умение различать ладовое изменение мелодии или ритмические варианты.

   Задания для определения музыкального слуха:

- спеть песню ( правильное и выразительное исполнение);

- повторить голосом несколько взятых на инструменте звуков;

- закончить мелодию;

- транспонировать голосом заданную мелодию;

- определить количество звуков в аккорде;

- подобрать на рояле 2-3 мелодических отрывка, транспонировать их;

- петь знакомую мелодию от разных звуков.

   Задания для определения чувства ритма:

- простучать одну – две фразы незнакомого музыкального произведения;

- прохлопать ритм-пример;

- подобрать мелодию с различным ритмическим рисунком;

- прохлопать ритмический рисунок знакомой песни.

   Для выявления музыкальной памяти предлагаются следующие задания:

Прочитать стихи, простучать знакомую мелодию.

   Музыку необходимо подбирать очень выразительную, со сменой характера или настроения. Выявление данных ребенка не должно ограничиваться приемными испытаниями. Педагог должен присматриваться и изучать ребенка в процессе занятий с ним. Каждый ребенок представляет творческую проблему.

   В музыкальном обучении различается 2 формы диагностики- диагностирование обученности ( своевременное выявление, оценка и анализ продуктивности музыкальной деятельности) и диагностирование обучаемости ( определение тенденции и динамики развития музыкальных способностей и творческих возможностей детей).

   Основными критериями в определении музыкального развития  ученика являются:

- уровень развития художественных предпочтений;

- участие детей в какой-либо сфере художественного творчества;

- информированность в области художественной культуры общества.

Изучение ориентиров музыкального развития ребенка позволит в дальнейшем правильно планировать музыкально-практическую деятельность.

  Необходимой составной частью диагностирования является контроль, учет и оценка музыкальных знаний и умений учащихся. Учитель должен наблюдать за продвижением ученика на каждом этапе своей работы, что позволит проследить динамику музыкального развития детей. Критерий оценки ученической  игры должен включать в себя все стороны исполнительских умений учеников и в обязательном порядке умение играть точно и без остановок.

   Критерии педагогической оценки:

- проявление интереса, эмоциональный отклик, высказывание о прослушанном или исполненном;

- активные усилия ученика, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций;

- умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки.

  Критерии исполнения песни:

- знание нотного текста ( мелодии и слов);

- чистота интонирования и ритмичность;

- качество звучания песни: выразительность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность;

- умение охарактеризовать и проанализировать свое исполнение.

  Система критериев оценки заданий по слушанию музыки предполагает:

- характеристику содержания прослушанного музыкального произведения, средств музыкальной выразительности;

- правильность ответа;

- полноту ответа;

- точность формулировок;

- развернутость сведений о музыке;

- степень самостоятельности ученика при выполнении задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              ПРИЛОЖЕНИЕ:

Проведение приемных испытаний  ( методические рекомендации)

 Анкета

1-й день

1. Ф.И.О.

2. Реакция ребенка на исполнение песни: безразличие, сосредоточенность, внимательность, рассеянность, проявление интереса.

3. Участие ребенка в разборе и анализе выученной песни.

4. Как запомнил ребенок выученную песню: выразительно ли исполнил, чисто интонирует, запомнил слова, мелодию, всю песню, часть песни, вступает вовремя, с опозданием, раньше времени.

5. Узнавание музыки: узнал , не узнал.

6. Общее поведение во время игры: сумел ли переключиться при перемене музыкального отрывка.

7. Реакция ребенка на движения: ритмичен, отражает ли в движении характер танца, чувство ритма, изменение характера музыки.

8. Живой, эмоциональный, активный.

9. Пригодность рук для данного инструмента.

 

2-й день

1. Как запомнил песню; что запомнил: мелодию, слова, часть мелодии. Выразительно ли исполняет. Запевает ли песню сам или нужно напомнить. Поет песню чисто без сопровождения или требуется тональная поддержка.

2. Что больше интересует: книги, игрушки, кино, радио, телевизор, компьютер.

3. Выразительное исполнение любой песни: характер, количество знакомых песен.

4. Транспонирование песен: сам ли перестраивается.

5. С какого проигрывания запомнил первую попевку и вторую попевку.

6. При пении вслух и про себя удерживает ли первоначальный темп и тональность.

7. Правильно ли отмечает ритмический рисунок знакомой песни.

8. Как подбирает песню: только мелодию, с аккомпанементом, с правильной гармонией, находит ли клавишу быстро, медленно, не слышит фальши и продолжает играть.

 


Методическое сообщение

Методическое сообщение

В современных условиях одним из важнейших путей улучшения учебно-воспитательной работы является построение ее на основе педагогической диагностики

В современных условиях одним из важнейших путей улучшения учебно-воспитательной работы является построение ее на основе педагогической диагностики

Показателями развитости ладового чувства у ребенка является любовь и интерес к музыке, которые проявляются в наличии любимых произведений, просьбах повторить понравившееся произведение, внешних проявлениях эмоциональной…

Показателями развитости ладового чувства у ребенка является любовь и интерес к музыке, которые проявляются в наличии любимых произведений, просьбах повторить понравившееся произведение, внешних проявлениях эмоциональной…

Важно выявить определенное сочетание способностей в совокупности с другими свойствами ребенка: сосредоточенностью, трудолюбием, интересом к музыке, волевыми качествами

Важно выявить определенное сочетание способностей в совокупности с другими свойствами ребенка: сосредоточенностью, трудолюбием, интересом к музыке, волевыми качествами

Для выявления музыкальной памяти предлагаются следующие задания:

Для выявления музыкальной памяти предлагаются следующие задания:

Критерии исполнения песни: - знание нотного текста ( мелодии и слов); - чистота интонирования и ритмичность; - качество звучания песни: выразительность, соответствие характера звуковедения образному…

Критерии исполнения песни: - знание нотного текста ( мелодии и слов); - чистота интонирования и ритмичность; - качество звучания песни: выразительность, соответствие характера звуковедения образному…

ПРИЛОЖЕНИЕ: Проведение приемных испытаний ( методические рекомендации)

ПРИЛОЖЕНИЕ: Проведение приемных испытаний ( методические рекомендации)

При пении вслух и про себя удерживает ли первоначальный темп и тональность

При пении вслух и про себя удерживает ли первоначальный темп и тональность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020