Адаптация обучающихся 5-х классов
С целью выявления уровня адаптации обучающихся к новым условиям обучения и уровень сформированности УУД на начало учебного года было проведено исследование пятиклассников.
Задачи:
1. изучение эффективности учебной деятельности;
2. изучение словесно-логического мышления;
3. исследование уровня саморегуляции поведения;
4. исследование общего самочувствия;
5. изучение межличностных взаимоотношений.
В исследовании приняли участие 73 человека, 5 а класс – 25 человека, 5 б – 26 человека, 5 в – 22 человека (класс, количество учащихся принимавших участие в исследовании, отсутствующие).
Результаты исследования представлены в таблицах, гистограммах, графиках, с интерпретацией результатов исследования.)
1. Результаты исследования уровня развитой осознанной саморегуляции поведения обучающихся 5-х классов представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Развитая саморегуляция позволяет ставить цели и задачи, способствует их выполнению и является непременным условием успешности любой деятельности, в том числе и школьного обучения. Недостатки сформированности компонентов осознанной саморегуляции приводят к недостаткам регуляции в целом, а это, в свою очередь, сказывается на снижении школьной успешности учащихся и повышении психической напряжённости в процессе учёбы.
Мы исследовали три компонента саморегуляции: планирование, моделирование и программирование. Планирование показывает индивидуальные особенности постановки и удержания целей обучающимся. В 5-х классах детей с высокими показателями по этой шкале, деятельность у которых целенаправленна, цели конкретные, выявлено немного, по 2-3 человека в классе (высокий уровень развития планирования выявлен у 8% обучающихся 5 а класса, у 4% в 5 б классе, у 14% в 5 в классе). В норме этот показатель у 50-60 % (60 % обучающихся 5 а, у 46% обучающихся 5 б классе, у 55 % обучающихся 5 в классе). Низкий уровень отмечен у 32% в 5 а, у 50% в 5 б, у 31% обучающихся в 5 в классе. У детей с низкими показателями по этой шкале способность к планированию развита слабо, цели и желания часто меняются, соответственно запланированные действия выполняются редко.
Хорошо развитые представлений о том, как внешние и внутренние условия деятельности влияют на ее успешность, выявлены у 28% обучающихся 5 а класса, у 27% в 5 б классе, у 36% в 5 в классе. Дети с высокими показателями способны выделять значимые условия достижения целей, что помогает им получить результаты, соответствующие поставленным целям, т.е. что хотели, то и получили. В норме – у 48 % обучающихся 5 а, у 65% обучающихся 5 б классе, у 56 % обучающихся 5 в классе. Низкий уровень отмечен у 24% в 5 а, у 8% в 5 б, у 9% обучающихся в 5 в классе. У детей с низкими показателями по шкале слабо сформирован процесс моделирования. У таких детей возникают трудности в определении цели и последовательности действий для достижения этой цели, что часто приводит к неудачам.
Также была исследована индивидуальная развитость программирования ребёнком своих действий. Высокий уровень развития программирования выявлен у 20% обучающихся 5 а класса, у 19% в 5 б классе, у 9% в 5 в классе. Обучающиеся способны продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. При несоответствии полученных результатов целям способны проводить коррекцию действий. В норме – у 44 % обучающихся 5 а, у 50% обучающихся 5 б классе, у 55 % обучающихся 5 в классе, Низкий уровень отмечен у 36% в 5 а, у 31% в 5 б, у 36% обучающихся в 5 в классе. Низкие показатели по этому компоненту говорят о неумении и нежелании ребёнка продумывать последовательность своих действий. Такие дети зачастую действуют импульсивно. Проявление этого мы видим не только в учебной деятельности, но и поведении.
2. Результаты исследования общей осведомленности и логического мышления представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Общая осведомленность ребенка направлена на выявление круга его представлений об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы. Общая осведомленность входит в число факторов, определяющих уровень интеллекта, и представляет собой совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из различных источников.
Высокий уровень общей осведомленности говорит о том, что ребенок активно осваивает окружающий мир. У него складывается «практический интеллект», то есть способность овладевать разнообразной информацией, которая не поддается систематизации. У него может быть больше сведений по разным темам, чем содержится в учебниках и требуется по школьной программе. Высокий уровень развития общей осведомленности выявлен у 8% в 5 а, у 15% в 5 б, у 9% в 5 в классе. Средний уровень – у 80% обучающихся 5 а класса, у 81% в 5 б, у 73% в 5 в классе. Средний уровень общей осведомленности свидетельствует о том, что ребенок проявляет определенный интерес к окружающему миру, но детская ограниченность его кругозора все же сохраняется. Периодически в учебниках ему могут попадаться отдельные незнакомые слова, выражения, но если он будет своевременно с ними разбираться, то проблем с пониманием того или иного предмета может и не возникать. Однако обучение по программам усложненного уровня может быть затруднено. Низкий уровень выявлен у 12% обучающихся 5 а класса, у 4% в 5 б, у 18% в 5 в классе. Трудности в учебе будут возникать из-за того, что ребенок не сможет представить, о чем идет речь на уроке или в параграфе учебника. При этом он обычно не просит разъяснений, так как все целиком ему непонятно и скучно. Он может неправильно понимать не только термины, но и описания и не догадываться об этом. «Провалы» могут быть только по отдельным темам и не обнаруживаться сразу, если ребенку не приходится отвечать на уроке, тем не менее, отвращение к предмету из-за непонимания будет постепенно нарастать.
Высокий уровень развития логического мышления, умения выделять основное в большом количестве информации, находить причинно-следственные связи, делать обоснованные умозаключения и обобщения выявлен у 28 % в 5 а, у 62% в 5 б, у 56% в 5 в классе. Средний уровень – у 60% обучающихся 5 а класса, у 26% в 5 б, у 41% в 5 в классе. Низкий уровень выявлен у 12% обучающихся 5 а класса, у 12% в 5 б, у 4% в 5 в классе.
3. Результаты исследования самочувствия или ощущений, отражающих комфортность физиологического и психического состояния человека представлены в диаграмме 3.
Диаграмм а 3.
Отличное самочувствие выявлено у 64% учеников в 5 а классе, у 12% в 5 б, у 9% в 5 в классе. Хорошее самочувствие у 24% обучающихся в 5 а, у 76% в 5 б классе, у 82% в 5 в классе. Не очень хорошее самочувствие у 8% в 5 а, у 12% в 5 б, у 9% в 5 в классе.
4. Результаты исследования социометрической структуры классов представлены в таблице 1.
Таблица 1.
класс |
Лидеры |
Принятые |
Отстающие |
5 а |
3 (11%) |
20 (74%) |
4 (15%) |
5 б |
3 (11%) |
18 (64%) |
7 (25%) |
5 в |
4 (15%) |
15 (58%) |
7 (27%) |
В результате исследования выявлена четкая и достаточно устойчивая структура классных коллективов, есть группа «лидеров» - учащихся, имеющих высокие рейтинги среди одноклассников, их по 11% в 5 а и б классах, 15% в 5 в; «принятых» - учащихся, которые поддерживают отношения с значительным количеством одноклассников, их 74% в 5 а классе, 64% в 5 б и 56% в 5 в классе; «отстающих» - тех, кто поддерживает отношения с меньшим числом одноклассников, их 15% в 5 а, 25% в 5 б и 27% в 5 в классе.
Рекомендации:
1. Довести до сведения педагогов и родителей результаты исследования.
2. Составить индивидуальные рекомендации для обучающихся, рекомендации для родителей и педагогов по способам развития логических операций и самоконтроля.
3. Проводить дальнейшие индивидуальные обследования личностных особенностей обучающихся, составить индивидуальные рекомендации по работе с негативными личностными качествами, по формированию готовности к саморазвитию.
4. Совместно с учителем выделить группу детей для оказания им индивидуальной помощи в обучении с учетом полученных результатов.
5. В результате социометрического исследования выявлена достаточно четкая структура классных коллективов: есть группы “лидеров”, “принятых” и “отстающих”, развита система внутренних симпатий и антипатий. Показатели удовлетворенности жизнедеятельностью групп средние. Есть обучающиеся, имеющие невысокие рейтинги. Классным руководителям следует уделять внимание межличностным отношениям в классах, предотвращая конфликты, привлекать к взаимодействию формальных (формальный лидер (номинальный) - человек, имеющий влияние силой статуса или должности) и неформальных (неформальный лидер – это человек, который воздействует на коллектив без официальных рычагов влияния) лидеров, непринятых детей. Постараться организовать развитие детского коллектива без серьезных конфликтных ситуаций, учить бесконфликтному общению.
подготовила педагог-психолог МОАУ «СОШ №19» Галина Л.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.