Диагностика развития речи в старшей группе
Оценка 4.8

Диагностика развития речи в старшей группе

Оценка 4.8
docx
16.11.2022
Диагностика развития речи в старшей группе
диагностика рр ст.гр.docx

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

авторы Ушакова О.С., Струнина Е.М.

Оценивание ответов детей:

3 балла ставят за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.

2 балла получает ребенок, который допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл ставят ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные ответы детей даны после каждого задания в такой последовательности:

1) правильный ответ;

2) частично правильный;

3) неточный ответ.

В конце проверки производят подсчет баллов. Если свыше 2/3 ответов имеют оценку 3 балла, – это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2 балла, – это средний уровень, а с оценкой 1 балл – уровень ниже среднего.

Ход обследования:

I серия заданий – задания на словарь и грамматику.

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда? Примерные ответы детей:  из нее едят и пьют, это игрушки.

1) Ребенок правильно объясняет значение слов

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1–2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

Примерные ответы детей: глубокая яма, глубокое море.

1) Выполняет все задания, называет 1-2 слова к Прилагательному.

2) подбирает слова к 2-3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному.

3. Что называют словом ручка?

Примерные ответы детей: Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка.

1) Называет несколько значений этого слова;

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка, 1—2 слова.

4. Придумай предложение со словом ручка.

Примерные ответы детей:  «Ручка пишет чернилами», «У двери железная ручка».

1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов.

2) называет два слова как словосочетания «Красивая ручка»;

3) называет только одно слово: ручка.

5. Ручка нужна, чтобы...

Примерные ответы детей:  писать, держать чашку, держать сумку и т. п.. Ручкой можно... писать, открывать дверь.

1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

2) называет два слова;

3) подбирает только одно слово.

6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой радостный, оживленный, довольный. А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а...».

Примерные ответы детей:  мчался, несся, летел.

1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу;

2) называет 2-3 слова;

3) подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... плелся, тащился, брел»,

Примерные ответы детей:  грустный, печальный, обиженный.

1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу;

2) называет 2-3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка или лису?  

Примерные ответы детей:  убежал бы, спрятался бы, испугался бы.

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

Примерные ответы детей:  «Зайчик, станцуй веселый танец».

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много... Аналогичные вопросы задаются про других животных: лиса, медведь, волк.

Примерные ответы детей: Скажи, кто детеныш у зайца? Зайчонок. Детеныши? Зайчата. У зайца много зайчат.

1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы

Примерные ответы детей:  собака – щенок – щенки, много щенят; корова – теленок – телята – двое телят; лошадь – жеребенок – жеребята – много жеребят; овца – ягненок – ягнята – много ягнят.

1) Ребенок называет все слова правильно;

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

11. Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес?

Примерные ответы детей: Где живут звери? В лесу. Какие слова можно образовать со словом лес? Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.

1) Называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

12. Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?

Примерные ответы детей: иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу.

1) Ребенок называет три и более варианта игл;

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

13. Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые?

Примерные ответы детей: Какая игла у ежа? Острая. О чем мы говорим: острый, острая, острые? острый нож, острая пила, острые ножницы.

1) Ребенок называет несколько предметов;

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

Примерные ответы детей:  шить, вышивать; уколоться. накалывать грибы.

1) Ребенок называет разные действия;

2) называет два действия;

3) называет одно действие

15. Составь предложение со словом «игла».

Примерные ответы детей:  Игла нужна, чтобы шить. Иглой делают укол.

1) Ребенок составляет сложное предложение;

2) составляет простое предложение;

3) называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел».

Примерные ответы детей:  Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу.

Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

1) Ребенок правильно исправляет все предложения;

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

 

II серия заданий – звуковая культура речи.

1. В названии каких животных слышится звук [л]? звук [ль]?

Примерные ответы детей: звук [л] - лошадь, волк, слон, белка; звук [ль] - лев, лиса, леопард.

2. В названии каких животных слышится звук [р]? Звук [рь]?

Примерные ответы детей: звук [р] – тигр, корова, баран, жираф. Звук [рь] - черепаха, курица.

3. Назови слова, в которых есть звуки [с] и [ш]. Звуки [ж] и [з]?

Примерные ответы детей: звуки [с] и [ш] – старушка, Саша, сушка. Звуки [ж] и [з]- Железо.

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

4. Ребенку предлагают скороговорку, которую надо произнести быстро – медленно, тихо – громко – шепотом.

Скороговорка «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? Ежик-ежик, где ты был?».

Примерные ответы детей: «Ежик-ежик, где гулял? Я грибочки собирал. Ежик-ежик, где ты был? Я все по лесу бродил».

1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2) отвечает, нарушая ритм;

3) говорит одно слово.

III серия заданий – связная речь.

1. Воспитатель предлагает ребенку описать по картинке ежа.

Примерные ответы детей:  Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец.

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель показывает 3-4 картинки с одним сюжетом. Предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ или сказку, дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.


 

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста авторы

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста авторы

Придумай предложение со словом ручка

Придумай предложение со словом ручка

Правильно называет слова в повелительном наклонении; 2) подбирает два слова; 3) называет одно слово

Правильно называет слова в повелительном наклонении; 2) подбирает два слова; 3) называет одно слово

Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

Ребенку предлагают скороговорку, которую надо произнести быстро – медленно, тихо – громко – шепотом

Ребенку предлагают скороговорку, которую надо произнести быстро – медленно, тихо – громко – шепотом

Ребенок придумывает рассказ или сказку, дает свое название; 2) составляет рассказ с помощью взрослого; 3) не справляется с заданием

Ребенок придумывает рассказ или сказку, дает свое название; 2) составляет рассказ с помощью взрослого; 3) не справляется с заданием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2022