Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Оценивание ответов детей:
3 балла ставят за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, который допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставят ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные ответы детей даны после каждого задания в такой последовательности:
1) правильный ответ;
2) частично правильный;
3) неточный ответ.
В конце проверки производят подсчет баллов. Если свыше 2/3 ответов имеют оценку 3 балла, – это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2 балла, – это средний уровень, а с оценкой 1 балл – уровень ниже среднего.
Ход обследования:
I серия заданий – задания на словарь и грамматику.
1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда? Примерные ответы детей: из нее едят и пьют, это игрушки.
1) Ребенок правильно объясняет значение слов
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1–2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
Примерные ответы детей: глубокая яма, глубокое море.
1) Выполняет все задания, называет 1-2 слова к Прилагательному.
2) подбирает слова к 2-3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному.
3. Что называют словом ручка?
Примерные ответы детей: Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка.
1) Называет несколько значений этого слова;
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка, 1—2 слова.
4. Придумай предложение со словом ручка.
Примерные ответы детей: «Ручка пишет чернилами», «У двери железная ручка».
1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов.
2) называет два слова как словосочетания «Красивая ручка»;
3) называет только одно слово: ручка.
5. Ручка нужна, чтобы...
Примерные ответы детей: писать, держать чашку, держать сумку и т. п.. Ручкой можно... писать, открывать дверь.
1) Правильно заканчивает разные типы предложений;
2) называет два слова;
3) подбирает только одно слово.
6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой радостный, оживленный, довольный. А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а...».
Примерные ответы детей: мчался, несся, летел.
1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу;
2) называет 2-3 слова;
3) подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... плелся, тащился, брел»,
Примерные ответы детей: грустный, печальный, обиженный.
1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу;
2) называет 2-3 слова;
3) подбирает только одно слово.
7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка или лису?
Примерные ответы детей: убежал бы, спрятался бы, испугался бы.
1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет только одно слово.
8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
Примерные ответы детей: «Зайчик, станцуй веселый танец».
1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет одно слово.
9. Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много... Аналогичные вопросы задаются про других животных: лиса, медведь, волк.
Примерные ответы детей: Скажи, кто детеныш у зайца? Зайчонок. Детеныши? Зайчата. У зайца много зайчат.
1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2) называет правильно только одну форму;
3) не выполняет задание.
10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы
Примерные ответы детей: собака – щенок – щенки, много щенят; корова – теленок – телята – двое телят; лошадь – жеребенок – жеребята – много жеребят; овца – ягненок – ягнята – много ягнят.
1) Ребенок называет все слова правильно;
2) называет два-три слова;
3) говорит одно слово.
11. Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес?
Примерные ответы детей: Где живут звери? В лесу. Какие слова можно образовать со словом лес? Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.
1) Называет более двух слов;
2) называет два слова;
3) повторяет заданное слово.
12. Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?
Примерные ответы детей: иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу.
1) Ребенок называет три и более варианта игл;
2) называет только одно значение этого слова;
3) повторяет слово за взрослым.
13. Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые?
Примерные ответы детей: Какая игла у ежа? Острая. О чем мы говорим: острый, острая, острые? острый нож, острая пила, острые ножницы.
1) Ребенок называет несколько предметов;
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
Примерные ответы детей: шить, вышивать; уколоться. накалывать грибы.
1) Ребенок называет разные действия;
2) называет два действия;
3) называет одно действие
15. Составь предложение со словом «игла».
Примерные ответы детей: Игла нужна, чтобы шить. Иглой делают укол.
1) Ребенок составляет сложное предложение;
2) составляет простое предложение;
3) называет одно слово.
16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел».
Примерные ответы детей: Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу.
Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
1) Ребенок правильно исправляет все предложения;
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
II серия заданий – звуковая культура речи.
1. В названии каких животных слышится звук [л]? звук [ль]?
Примерные ответы детей: звук [л] - лошадь, волк, слон, белка; звук [ль] - лев, лиса, леопард.
2. В названии каких животных слышится звук [р]? Звук [рь]?
Примерные ответы детей: звук [р] – тигр, корова, баран, жираф. Звук [рь] - черепаха, курица.
3. Назови слова, в которых есть звуки [с] и [ш]. Звуки [ж] и [з]?
Примерные ответы детей: звуки [с] и [ш] – старушка, Саша, сушка. Звуки [ж] и [з]- Железо.
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
2) называет более двух слов;
3) называет одно слово.
4. Ребенку предлагают скороговорку, которую надо произнести быстро – медленно, тихо – громко – шепотом.
Скороговорка «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2) недостаточно четко произносит;
3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2) передает только вопросительную интонацию;
3) повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? Ежик-ежик, где ты был?».
Примерные ответы детей: «Ежик-ежик, где гулял? Я грибочки собирал. Ежик-ежик, где ты был? Я все по лесу бродил».
1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;
2) отвечает, нарушая ритм;
3) говорит одно слово.
III серия заданий – связная речь.
1. Воспитатель предлагает ребенку описать по картинке ежа.
Примерные ответы детей: Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;
1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец.
2) рассказывает, опуская начало (или конец);
3) перечисляет отдельные качества.
2. Воспитатель показывает 3-4 картинки с одним сюжетом. Предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) перечисляет нарисованное на картинках.
3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему.
1) Ребенок придумывает рассказ или сказку, дает свое название;
2) составляет рассказ с помощью взрослого;
3) не справляется с заданием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.