Диагностика развития звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Оценка 4.6

Диагностика развития звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Оценка 4.6
docx
21.09.2024
Диагностика развития звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статья Диагностика звукослоговой структуры.docx

Диагностика нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Учитель-логопед: Никифорова Е.С.,

МБДОУ № 174,

город Ульяновск.

 

Актуальность темы обусловлена тем, что у детей с ОНР наряду с коррекцией звукопроизношения, формированием грамматического строя речи, развитием лексических представлений и связной речи нельзя недооценивать значение формирования слоговой структуры слов. О важности данной работы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

Овладение слоговым составом детьми в онтогенезе идет интенсивно, опережая звуковую наполняемость слова, и заканчивается примерно к трем годам. Ошибки, встречающиеся в речи детей до этого возраста, можно отнести к группе упрощения звуко- слогового состава слова: уподобление слогов, упрощение стечений согласных, реже - сокращение числа слогов.

У детей с общим недоразвитием речи нарушения слоговой структуры слова к трём годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Дети с данной речевой патологией, не имея возможности правильно произносить слова, затрудняются также при их анализе. Допускаются многочисленные ошибки, которые соотносятся с искажениями слоговой структуры: элизии (пропуски звуков, слогов), перестановки звуков и слогов, итерации (добавление), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), парафазии (замены). При отсутствии специальной коррекционной работы эти ошибки проявляются в дальнейшем при чтении и письме. Причем трудности возникают не только при анализе и написании слов, произношение которых недоступно ребенку, но также и в тех случаях, когда слова верно произносятся в устной речи.

Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования звуко- слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности.

Выделяются следующие нарушения звуко- слоговой структуры слова:

- Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень нарушений.

- Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этом случае звуковой анализ нарушается более грубо.

- Ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Исходя из типичных ошибок звуко – слоговой структуры рекомендуется строить коррекционную работу в следующей последовательности:

- различение на слух длинного и короткого слова (кот-электричка);

- передача ритмического рисунка слова;

- запоминание и воспроизведение слогового ряда из лёгких, правильно произносимых звуков;

- запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных гласных и одинаковых согласных (па-по-пу);

- запоминание и воспроизведение звукового ряда из разных согласных и одинаковых гласных (ка-та-ма);

- заучивание и воспроизведение слогов со стечением согласных (то-кто; па-пта);
- чёткое воспроизведение слов из ранее отработанных слогов и предложений с этими словами;

- игры и упражнения, направленные на формирование таких «пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последним.

Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко - слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

 

 


 

Диагностика нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Диагностика нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Причем трудности возникают не только при анализе и написании слов, произношение которых недоступно ребенку, но также и в тех случаях, когда слова верно произносятся в…

Причем трудности возникают не только при анализе и написании слов, произношение которых недоступно ребенку, но также и в тех случаях, когда слова верно произносятся в…

Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко - слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры

Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко - слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2024