Диагностика нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Учитель-логопед: Никифорова Е.С.,
МБДОУ № 174,
город Ульяновск.
Актуальность темы обусловлена тем, что у детей с ОНР наряду с коррекцией звукопроизношения, формированием грамматического строя речи, развитием лексических представлений и связной речи нельзя недооценивать значение формирования слоговой структуры слов. О важности данной работы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.
Овладение слоговым составом детьми в онтогенезе идет интенсивно, опережая звуковую наполняемость слова, и заканчивается примерно к трем годам. Ошибки, встречающиеся в речи детей до этого возраста, можно отнести к группе упрощения звуко- слогового состава слова: уподобление слогов, упрощение стечений согласных, реже - сокращение числа слогов.
У детей с общим недоразвитием речи нарушения слоговой структуры слова к трём годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Дети с данной речевой патологией, не имея возможности правильно произносить слова, затрудняются также при их анализе. Допускаются многочисленные ошибки, которые соотносятся с искажениями слоговой структуры: элизии (пропуски звуков, слогов), перестановки звуков и слогов, итерации (добавление), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), парафазии (замены). При отсутствии специальной коррекционной работы эти ошибки проявляются в дальнейшем при чтении и письме. Причем трудности возникают не только при анализе и написании слов, произношение которых недоступно ребенку, но также и в тех случаях, когда слова верно произносятся в устной речи.
Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования звуко- слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности.
Выделяются следующие нарушения звуко- слоговой структуры слова:
- Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень нарушений.
- Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этом случае звуковой анализ нарушается более грубо.
- Ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Исходя из типичных ошибок звуко – слоговой структуры рекомендуется строить коррекционную работу в следующей последовательности:
- различение на слух длинного и короткого слова (кот-электричка);
- передача ритмического рисунка слова;
- запоминание и воспроизведение слогового ряда из лёгких, правильно произносимых звуков;
- запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных гласных и одинаковых согласных (па-по-пу);
- запоминание и воспроизведение звукового ряда из разных согласных и одинаковых гласных (ка-та-ма);
- заучивание и воспроизведение слогов со стечением
согласных (то-кто; па-пта);
- чёткое воспроизведение слов из ранее отработанных слогов и предложений с
этими словами;
- игры и упражнения, направленные на формирование таких «пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последним.
Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко - слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.