Диагностика техники чтения у учащихся с ОВЗ
Оценка 4.9

Диагностика техники чтения у учащихся с ОВЗ

Оценка 4.9
docx
30.01.2020
Диагностика техники чтения у учащихся с ОВЗ
Диагностика техники чтения.docx

 

 

Диагностика нарушений навыка чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

 

 

 

 

Процедура исследования навыка чтения

В этой статье мы хотели бы остановиться на развитии у детей следующих качеств полноценного чтения - это правильность, беглость, выразительность и осознанность. Но для того, чтобы развивать, нам необходимо провести обследование: на каком уровне находятся эти компоненты процесса чтения у школьников, имеющих умственную отсталость.

Для решения этой задачи мы разработали целую серию диагностических методик, по которым мы будем обследовать навыки чтения у учеников 2-го класса, имеющих интеллектуальные нарушения, по следующим направлениям:

·         Правильность чтения - это отсутствие ошибок в чтении, искажений окончаний, правильная расстановка ударений и согласований при чтении слов, словосочетаний, предложений, текстов.

·         Беглость чтения - качество, которое основывается на правильность чтения, при котором скорость понимания теста возрастает настолько, что восприятие прочитанного опережает произнесение.

·         Выразительность чтения - важное качество, характерное для чтения вслух, опирающееся на правильность чтения, сопровождающее правильным литературным произношением и наиболее ярко передающее эмоциональную наполняемость содержания.

·         Осознанность чтения - самое главное качество, опирающееся на все предыдущие, и при наличии которого достигается понимание смысловой нагрузки текста.

I.            Правильность чтения

Для диагностики правильности чтения мы использовали следующие задания:

a.      Чтение одинаковых слов, отличающиеся одной буквой (тучка-точка);

b.     Чтение слов из одинаковых букв, отличающихся порядком (камыш-мышка);

c.      Чтение родственных слов (снег-снежок-снеговик);

d.     Чтение слов с пропущенной буквой (рука - р*ки - руч*и);

e.      Чтение слов с одинаковыми приставками (полетел-поскакал-положил).

II.            Беглость чтения

a.      Прочтение слов за минуту;

b.     Прочитать первые слова предложения, досказать вторую часть;

c.      Читать на движущейся ленте.

III.            Выразительность чтения

a.      Скороговорка - «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали» передать выражение;

b.     Педагог читает:

-О чём поют воробушки в последний день зимы?

Ребенок выражает эмоции голосом:

-Мы выжили! Мы выжили!

Мы живы, живы мы!

c.      Ребенок читает фразу с ударениями на разных словах:

-ТЫ помыл посуду?

-Ты ПОМЫЛ посуду?

-Ты помыл ПОСУДУ?

IV.            Осознанность чтения

Чтение 2-х похожих коротких текстов и ответы на вопросы:

Вариант 1. День рождения

Мама Кошка испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 3 свечки. Гости съели пирог и пошли лепить снеговика и играть в снежки.

Вопросы:

1.     У кого был День рождения?

2.     Сколько лет ему исполнилось?

3.     В какое время года был День рождения?

Вариант 2. День рождения

Мама Медведица испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 2 свечки. Гости съели пирог и пошли собирать одуванчики.

Вопросы:

1.     У кого был День рождения?

2.     Сколько лет ему исполнилось?

3.     В какое время года был День рождения?

Диагностика для выявления навыков чтения проводилась индивидуально - с детьми велась разъяснительная беседа, задавались вопросы, давались карточки с написанием слов, результаты фиксировались в таблицу. Детям предлагается прочитать слова с карточки. Если не получается с первого раза, педагог объяснял, затем ребенок пробовал еще раз.

Ответы мы оценивали по 2-х балльной системе:

0 баллов - ничего не ответил, не пытался ответить, не принял задание;

1 балл - выполнил самостоятельно или после подсказки взрослого.

I серия заданий

Правильность чтения

Для диагностики правильности чтения мы использовали следующие задания:

a.      Чтение одинаковых слов, отличающиеся одной буквой (тучка-точка; кот-рот).

Оценка:

0 баллов - отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении второго слова;

1 балл - правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.

b.     Чтение слов из одинаковых букв, отличающихся порядком (камыш-мышка; нос-сон);

Оценка:

0 баллов - отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении второго слова;

1 балл - правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.

c.      Чтение родственных слов (снег-снежок-снеговик);

Оценка:

0 баллов - отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении слов;

1 балл - правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.

d.     Чтение слов с пропущенной буквой (рука - р*ки - руч*и);

Оценка:

0 баллов - отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении слов;

1 балл - правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.

e.      Чтение слов с одинаковыми приставками (полетел-поскакал-положил).

Оценка:

0 баллов - отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении второго слова;

1 балл - правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.

II серия заданий

Беглость чтения

a.      Прочтение слов за минуту (текст из букваря);

Оценка:

0 баллов - от 0 до 5 слов;

1 балл - свыше 6 слов.

b.     Прочитать первые слова предложения, досказать вторую часть (Выпал снег и…);

Оценка:

0 баллов - если ребенок отказывается отвечать или говорит несвязные между собой слова;

1 балл - если вторая часть связана с первой частью.

c.      Читать на экране движущиеся буквы (а, о, м, ра, ко, му, кот, лес, ком, сок, рот, мак);

Оценка:

0 баллов - от 0 до 5 слов;

1 балл - свыше 6 слов.

III серия заданий

Выразительность чтение

a.      В скороговорке - «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали» передать веселое, задорное выражение.

Оценка:

0 баллов - непринятие задания;

1 балл - повторение скороговорки с выражением.

b.     Педагог читает:

-О чем поют воробушки в последний день зимы?

Ребенок сначала слушает, потом повторяет, выражая эмоции голосом:

-Мы выжили! Мы выжили!

Мы живы, живы мы!

Оценка:

0 баллов - отказ от выполнения задания;

1 балл - повторение текста с выражением эмоционального настроения.

c.      Ребенок читает фразу с ударениями на разных словах:

1.-ТЫ помыл посуду?

2.-Ты ПОМЫЛ посуду?

3.-Ты помыл ПОСУДУ?

Оценка:

0 баллов - отказ от выполнения задания, чтение без выражения;

1 балл - за каждого предложение с интонацией.

IV серия заданий

Осознанность чтения

Чтение 2-х похожих коротких текстов и ответы на вопросы:

Вариант 1. День рождения

Мама Кошка испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 3 свечки. Гости съели пирог и пошли лепить снеговика и играть в снежки.

Вопросы:

1.     У кого был День рождения?

2.     Сколько лет ему исполнилось?

3.     В какое время года был День рождения?

Вариант 2. День рождения

Мама Медведица испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 2 свечки. Гости съели пирог и пошли собирать одуванчики.

Вопросы:

1.     У кого был День рождения?

2.     Сколько лет ему исполнилось?

3.     В какое время года был День рождения?

Оценка:

0 баллов - непринятие задания, неправильный ответ;

1 балл - правильный ответ, ответ после помощи педагога.


 

Диагностика нарушений навыка чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы

Диагностика нарушений навыка чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы

Процедура исследования навыка чтения

Процедура исследования навыка чтения

Ты ПОМЫЛ посуду? -Ты помыл ПОСУДУ?

Ты ПОМЫЛ посуду? -Ты помыл ПОСУДУ?

Чтение слов с пропущенной буквой (рука - р*ки - руч*и);

Чтение слов с пропущенной буквой (рука - р*ки - руч*и);

Ребенок читает фразу с ударениями на разных словах: 1

Ребенок читает фразу с ударениями на разных словах: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020