Диагностика нарушений навыка чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Процедура исследования навыка чтения
В этой статье мы хотели бы остановиться на развитии у детей следующих качеств полноценного чтения - это правильность, беглость, выразительность и осознанность. Но для того, чтобы развивать, нам необходимо провести обследование: на каком уровне находятся эти компоненты процесса чтения у школьников, имеющих умственную отсталость.
Для решения этой задачи мы разработали целую серию диагностических методик, по которым мы будем обследовать навыки чтения у учеников 2-го класса, имеющих интеллектуальные нарушения, по следующим направлениям:
· Правильность чтения - это отсутствие ошибок в чтении, искажений окончаний, правильная расстановка ударений и согласований при чтении слов, словосочетаний, предложений, текстов.
· Беглость чтения - качество, которое основывается на правильность чтения, при котором скорость понимания теста возрастает настолько, что восприятие прочитанного опережает произнесение.
· Выразительность чтения - важное качество, характерное для чтения вслух, опирающееся на правильность чтения, сопровождающее правильным литературным произношением и наиболее ярко передающее эмоциональную наполняемость содержания.
· Осознанность чтения - самое главное качество, опирающееся на все предыдущие, и при наличии которого достигается понимание смысловой нагрузки текста.
I. Правильность чтения
Для диагностики правильности чтения мы использовали следующие задания:
a. Чтение одинаковых слов, отличающиеся одной буквой (тучка-точка);
b. Чтение слов из одинаковых букв, отличающихся порядком (камыш-мышка);
c. Чтение родственных слов (снег-снежок-снеговик);
d. Чтение слов с пропущенной буквой (рука - р*ки - руч*и);
e. Чтение слов с одинаковыми приставками (полетел-поскакал-положил).
II. Беглость чтения
a. Прочтение слов за минуту;
b. Прочитать первые слова предложения, досказать вторую часть;
c. Читать на движущейся ленте.
III. Выразительность чтения
a. Скороговорка - «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали» передать выражение;
b. Педагог читает:
-О чём поют воробушки в последний день зимы?
Ребенок выражает эмоции голосом:
-Мы выжили! Мы выжили!
Мы живы, живы мы!
c. Ребенок читает фразу с ударениями на разных словах:
-ТЫ помыл посуду?
-Ты ПОМЫЛ посуду?
-Ты помыл ПОСУДУ?
IV. Осознанность чтения
Чтение 2-х похожих коротких текстов и ответы на вопросы:
Вариант 1. День рождения
Мама Кошка испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 3 свечки. Гости съели пирог и пошли лепить снеговика и играть в снежки.
Вопросы:
1. У кого был День рождения?
2. Сколько лет ему исполнилось?
3. В какое время года был День рождения?
Вариант 2. День рождения
Мама Медведица испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 2 свечки. Гости съели пирог и пошли собирать одуванчики.
Вопросы:
1. У кого был День рождения?
2. Сколько лет ему исполнилось?
3. В какое время года был День рождения?
Диагностика для выявления навыков чтения проводилась индивидуально - с детьми велась разъяснительная беседа, задавались вопросы, давались карточки с написанием слов, результаты фиксировались в таблицу. Детям предлагается прочитать слова с карточки. Если не получается с первого раза, педагог объяснял, затем ребенок пробовал еще раз.
Ответы мы оценивали по 2-х балльной системе:
0 баллов - ничего не ответил, не пытался ответить, не принял задание;
1 балл - выполнил самостоятельно или после подсказки взрослого.
I серия заданий
Правильность чтения
Для диагностики правильности чтения мы использовали следующие задания:
a. Чтение одинаковых слов, отличающиеся одной буквой (тучка-точка; кот-рот).
Оценка:
0 баллов - отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении второго слова;
1 балл - правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.
b. Чтение слов из одинаковых букв, отличающихся порядком (камыш-мышка; нос-сон);
Оценка:
0 баллов - отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении второго слова;
1 балл - правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.
c. Чтение родственных слов (снег-снежок-снеговик);
Оценка:
0 баллов - отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении слов;
1 балл - правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.
d. Чтение слов с пропущенной буквой (рука - р*ки - руч*и);
Оценка:
0 баллов - отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении слов;
1 балл - правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.
e. Чтение слов с одинаковыми приставками (полетел-поскакал-положил).
Оценка:
0 баллов - отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении второго слова;
1 балл - правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.
II серия заданий
Беглость чтения
a. Прочтение слов за минуту (текст из букваря);
Оценка:
0 баллов - от 0 до 5 слов;
1 балл - свыше 6 слов.
b. Прочитать первые слова предложения, досказать вторую часть (Выпал снег и…);
Оценка:
0 баллов - если ребенок отказывается отвечать или говорит несвязные между собой слова;
1 балл - если вторая часть связана с первой частью.
c. Читать на экране движущиеся буквы (а, о, м, ра, ко, му, кот, лес, ком, сок, рот, мак);
Оценка:
0 баллов - от 0 до 5 слов;
1 балл - свыше 6 слов.
III серия заданий
Выразительность чтение
a. В скороговорке - «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали» передать веселое, задорное выражение.
Оценка:
0 баллов - непринятие задания;
1 балл - повторение скороговорки с выражением.
b. Педагог читает:
-О чем поют воробушки в последний день зимы?
Ребенок сначала слушает, потом повторяет, выражая эмоции голосом:
-Мы выжили! Мы выжили!
Мы живы, живы мы!
Оценка:
0 баллов - отказ от выполнения задания;
1 балл - повторение текста с выражением эмоционального настроения.
c. Ребенок читает фразу с ударениями на разных словах:
1.-ТЫ помыл посуду?
2.-Ты ПОМЫЛ посуду?
3.-Ты помыл ПОСУДУ?
Оценка:
0 баллов - отказ от выполнения задания, чтение без выражения;
1 балл - за каждого предложение с интонацией.
IV серия заданий
Осознанность чтения
Чтение 2-х похожих коротких текстов и ответы на вопросы:
Вариант 1. День рождения
Мама Кошка испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 3 свечки. Гости съели пирог и пошли лепить снеговика и играть в снежки.
Вопросы:
1. У кого был День рождения?
2. Сколько лет ему исполнилось?
3. В какое время года был День рождения?
Вариант 2. День рождения
Мама Медведица испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 2 свечки. Гости съели пирог и пошли собирать одуванчики.
Вопросы:
1. У кого был День рождения?
2. Сколько лет ему исполнилось?
3. В какое время года был День рождения?
Оценка:
0 баллов - непринятие задания, неправильный ответ;
1 балл - правильный ответ, ответ после помощи педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.