Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью
Оценка 4.7

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Оценка 4.7
docx
14.01.2020
Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью
диагностика учебного сотрудничества (2).docx

Сформированность умений учебного сотрудничества

Фамилия, имя учащегося _____________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________

Умения, необходимые
для организации учебного сотрудничества

Уровень

1кл
1 четв.

1кл
4 четв.

2кл
1 четв.

2кл
4 четв.

3кл
1 четв.

3кл
4 четв.

4кл
1 четв.

4кл
4 четв.

  Умение слушать

  Высокий
  Хороший
  Средний
  Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

  Умение задавать вопросы

  Высокий
  Хороший
  Средний
  Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отвечать на поставленные вопросы

  Высокий
  Хороший
  Средний
  Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 Высказывать собственное мнение относительно заданной темы

  Высокий
  Хороший
  Средний
  Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отстаивать совою точку зрения на основе доказательства

  Высокий
  Хороший
  Средний
  Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 Строить доказательства

  Высокий
  Хороший
  Средний
  Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 Принимать нужную точку зрения

  Высокий
  Хороший
  Средний
  Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 Аргументированно убеждать

  Высокий
  Хороший
  Средний
  Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 Критиковать (не обижая)

  Высокий
  Хороший
  Средний
  Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 Делать вывод (обобщать сказанное)

  Высокий
  Хороший
  Средний
  Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий (ВСЕГДА) - 9 - 10 баллов;
Хороший - 7 - 8 баллов;
Средний - 4-6 баллов;
Низкий - 1-3 балла;

Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"
учащихся 1 - 2 классов СКК

Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА

1. Тебе нравится в школе?   Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?
2. Какая у тебя учительница?   Она тебе нравится?
3. Какие занятия тебе больше всего нравятся?   Почему?
4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит?   Почему?
5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?
6. Во время игры в школу что у нас было бы длиннее: перемена или урок?
7. У тебя есть друзья среди одноклассников?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1-й вопрос. На этот вопрос дети, как правило, отвечают "да". Если на дополнительный вопрос: "Что нравится больше всего?" - ребенок отвечает "учиться, писать, читать, уроки", то можно поставить 1 балл.
Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: "как со мной дружат", "ходить утром в школу", "играть, бегать, драться, гулять", "учительница", "перемена" - в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов.

2-й вопрос. Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, "как учит", "вопросы задает", "учит писать, читать", "учит детей хорошему" и пр.
Балл не ставится, если ребенок дает ответ "хорошая, красивая, добрая, не ругает", "ставит пятерки", "хорошо выглядит", "отношением к детям", поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.

3-й вопрос. 1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится "математика, чтение, письмо".
0 баллов - если больше всего нравится "гулять", "рисовать", "лепка, труд, физкультура", "играться", особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.

4-й вопрос. Большинство детей на этот вопрос отвечают так. "Дома скучно без учителя, без парты", "дома нехорошо, а в школе лучше", "дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать", "буду прогульщицей", "дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать", "дом это не школа, там нет учителя". Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов.
1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: "Хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки", "в школе можно заниматься, читать, ум набавлять", "хочется учиться", "тогда не будешь ничего знать, надо учиться", "в школе можно всему научиться".

5-й вопрос. Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если ребёнок выбирает роль учителя ("я всегда играю учителя", "хочу учить детей") или роль ученика ("учеником быть интересней", "я еще маленький и ничего не знаю", "можно поднимать руку"), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет "стать умным", "нравится учиться", "нравится решать примеры, писать", то за этот ответ можно поставить 1 балл.

6-й вопрос. В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Если Ребенок будет выбирать перемену - 0 баллов, значит, его ведущей деятельностью все еще остается игра. Если ребенок выбирает урок ему ставится 1 балл, так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.

7-й вопрос. С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов - если нет друзей или только один друг.
Данный вопрос можно использовать для диагностики межличностных отношений, посчитав количество выборов, которое набрал каждый учащийся класса.

Анализ

Количественный:
Если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6-7 баллов, то позиция школьника сформирована.
Если 4-5 баллов, позиция школьника сформирована средне.
3 и менее баллов - позиция школьника не сформирована.

Качественный:

Позиция школьника сформирована полностью - Ребёнок знает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность - учебная.
Позиция сформирована средне - Ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: "Надо учиться, я должен учиться".
Позиция школьника не сформирована - ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность- игровая.

 

 

 

 

 

 

 Методика "Выбор картинок"  

Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию": Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. - М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.  

 Методика "Выбор картинок"     (предлагается с 6 лет).


Оборудование
15 картинок с изображением трех видов деятельности: игровой, трудовой, учебной ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Цели исследования
Выявление интересов, предпочитаемых видов деятельности (игровая, трудовая, учебная).

Процедура проведения
Перед ребенком произвольно раскладывают 15 картинок с изображением трех видов деятельности. Предлагают рассмотреть картинки, после чего дают инструкцию: "Возьми те картинки, которые тебе интересны". В качестве уточнения вопрос: "Чем бы тебе хотелось заниматься?"

Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и обдуманно подходят к выбору картинок. В 7 лет большая часть детей выбирает картинки, относящиеся к школе. Но в то же время в возрасте 6—7 лет еще могут быть не сформированы мотивы учебной деятельности. Это зависит от условий жизни и воспитания ребенка. В этих случаях проявляются игровые интересы и происходит выбор картинок с игровыми ситуациями или занятиями, знакомыми по собственному опыту и наблюдениям.

Дети умственно отсталые не понимают смысла задания, и уточняющие вопросы им не помогают. Они наугад берут картинки, называя, что на них изображено. Цели учебной деятельности в возрасте 6—7 лет ими не осознаются. Утвердительные ответы на вопросы: "Хочешь ли учиться?", "Хочешь идти в школу?" являются результатом воздействия взрослых. 

Дети с задержкой психического развития понимают задание, выбирая, как правило, картинки с изображением игровых ситуаций. Представления об учебной деятельности у них поверхностны, привлекает лишь ее внешняя сторона (портфель, обстановка классных комнат и т.д.).

ПРИЛОЖЕНИЕ к методике.

http://iemcko.ru/images/43538.jpg

http://iemcko.ru/images/43539.jpg

http://iemcko.ru/images/43540.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник «Мой класс» .

     Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов:

1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью,

2-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом)

3-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).

Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:
Суммы баллов:
степень удовлетворенности (У) — 10;
степень конфликтности (К) — 9;
степень сплоченности (С) — 12.

Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5—10 минут.
При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (устная):
«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением.
Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»

Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»):
          Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ «о» (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет». Вопросы с символом «о» оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» — балл 1, а при ответе «Нет» — балл 3.
          По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2.
          Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13.

          В приведенном выше примере показано, каким образом получены общие оценки: 10 — для удовлетворенности, 9 — для конфликтности, 12 — для сплоченности.

          Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отно­шение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).

Бланк опросника «Мой класс»

http://iemcko.ru/images/43631.jpg

 Исследование межличностных отношений младшего школьника
Интерьвью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"

         В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

- Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
- Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
- А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
- А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь.
Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
- Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
- Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.).
Затем волшебник попадает в школу.
- В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
- Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
- Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
- Что бы ты сделал для себя? Почему?
- Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
- А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
- Спасибо, ты - настоящий волшебник!
- Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
- Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
- Ты можешь превратиться в любое животное.
- Ты каким бы животным хотел стать? Почему? - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из ни х или нет, и почему.

  • кошка
  • лев
  • маленький козленок, олененок
  • змея
  • орел
  • мышь
  • обезьяна
  • тигр
  • заяц
  • собака
  • птичка (например, синица)

- Ты отлично справился с заданием.
- Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
- А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)? - А почему... (2-й невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
- А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
- А почему (именно эти) ?
- Отлично. А подумай:
- Чего больше всего боятся дети? Почему?
- Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
- А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.

Интерпретационные портреты объектов

Принц, принцесса:

  1. потребность вызывать восхищение, быть центром;
  2. стремление к богатству, роскоши, изобилию;
  3. потребность быть благородным, отзывчивым;
  4. потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество).

Король, королева:

  1. потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):
  2. потребность помогать, защищать других;
  3. потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).

Волшебник:

  • стремление к власти, силе;
  • потребность в творчестве, изобретательности, активности;
  • потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция);
  • стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

Дракон

часто отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

"Характеристики" животных

Кошка:

  1. потребность быть полезным, помогать другим;
  2. потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;
  3. потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;
  4. потребность в безопасности, доме, удобстве;
  5. потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".

Лев:

  1. Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
    агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;
  2. потребность в свободе, независимости;
  3. желание быть красивым, вызывать восхищение.

Маленький козленок, олененок:

  1. потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;
  2. потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;
  3. потребность в свободе.

Змея:

потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.

Орел:

  1. потребность в свободе, "взлете";
  2. потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);
  3. потребность в доминировании (царь птиц);
  4. частично агрессивная и защитная позиция.

Мышь:

выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

Обезьяна:

  1. потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;
  2. потребность в лакомствах, сладостях;
  3. клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;
  4. потребность быть умным, изобретательным;
  5. потребность быть милым, привлекательным.

Тигр:

  1. потребность в физической силе;
  2. потребность в красивом внешнем виде;
  3. исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;
  4. потребность вызывать чувство страха.

Заяц:

выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:

  1. потребность вызывать удивление, быть красивым;
  2. потребность свободы.

Собака:

  1. потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;
  2. потребность в красивом внешнем виде, быть милым;
  3. агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;
  4. потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принадлежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.

Птичка (например, синичка):

  1. потребность свободы, "взлета", независимости:
  2. потребность быть любимым;
  3. потребность приносить радость;
  4. потребность быть полезным;
  5. потребность в красивом внешнем виде;
  6. потребность в уверенности, избегать опасности;
  7. потребность во впечатлениях, в познании. Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности.

Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ "не знаю", или индифферентный, или отрицательный ответ "ничего". Если ребенок перечисляет "подарки", то можно сказать: "хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи" - иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: "...хорошо, а что еще?".

Для детей, имеющих нарушения в развитии можно использовать картинки для предъявления.

Стимульный материал 1:

http://iemcko.ru/images/43159.jpg      http://iemcko.ru/images/43160.jpg      http://iemcko.ru/images/43161.jpg      http://iemcko.ru/images/43162.jpg

http://iemcko.ru/images/43163.jpg      http://iemcko.ru/images/43164.jpg

Стимульный материал 2:

http://iemcko.ru/images/43151.jpg      http://iemcko.ru/images/43152.jpg      http://iemcko.ru/images/43153.jpg

http://iemcko.ru/images/43154.jpg      http://iemcko.ru/images/43155.jpg      http://iemcko.ru/images/43156.jpg

http://iemcko.ru/images/43157.jpg      http://iemcko.ru/images/43158.jpg      

http://iemcko.ru/images/43148.jpg      http://iemcko.ru/images/43149.jpg      http://iemcko.ru/images/43150.jpg

 

Исследование межличностных отношений младшего школьника
Интерьвью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"

         В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

- Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
- Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
- А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
- А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь.
Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
- Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
- Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.).
Затем волшебник попадает в школу.
- В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
- Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
- Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
- Что бы ты сделал для себя? Почему?
- Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
- А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
- Спасибо, ты - настоящий волшебник!
- Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
- Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
- Ты можешь превратиться в любое животное.
- Ты каким бы животным хотел стать? Почему? - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из ни х или нет, и почему.

  • кошка
  • лев
  • маленький козленок, олененок
  • змея
  • орел
  • мышь
  • обезьяна
  • тигр
  • заяц
  • собака
  • птичка (например, синица)

- Ты отлично справился с заданием.
- Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
- А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)? - А почему... (2-й невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
- А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
- А почему (именно эти) ?
- Отлично. А подумай:
- Чего больше всего боятся дети? Почему?
- Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
- А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.

Интерпретационные портреты объектов

Принц, принцесса:

  1. потребность вызывать восхищение, быть центром;
  2. стремление к богатству, роскоши, изобилию;
  3. потребность быть благородным, отзывчивым;
  4. потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество).

Король, королева:

  1. потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):
  2. потребность помогать, защищать других;
  3. потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).

Волшебник:

  • стремление к власти, силе;
  • потребность в творчестве, изобретательности, активности;
  • потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция);
  • стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

Дракон

часто отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

"Характеристики" животных

Кошка:

  1. потребность быть полезным, помогать другим;
  2. потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;
  3. потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;
  4. потребность в безопасности, доме, удобстве;
  5. потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".

Лев:

  1. Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
    агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;
  2. потребность в свободе, независимости;
  3. желание быть красивым, вызывать восхищение.

Маленький козленок, олененок:

  1. потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;
  2. потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;
  3. потребность в свободе.

Змея:

потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.

Орел:

  1. потребность в свободе, "взлете";
  2. потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);
  3. потребность в доминировании (царь птиц);
  4. частично агрессивная и защитная позиция.

Мышь:

выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

Обезьяна:

  1. потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;
  2. потребность в лакомствах, сладостях;
  3. клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;
  4. потребность быть умным, изобретательным;
  5. потребность быть милым, привлекательным.

Тигр:

  1. потребность в физической силе;
  2. потребность в красивом внешнем виде;
  3. исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;
  4. потребность вызывать чувство страха.

Заяц:

выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:

  1. потребность вызывать удивление, быть красивым;
  2. потребность свободы.

Собака:

  1. потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;
  2. потребность в красивом внешнем виде, быть милым;
  3. агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;
  4. потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принадлежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.

Птичка (например, синичка):

  1. потребность свободы, "взлета", независимости:
  2. потребность быть любимым;
  3. потребность приносить радость;
  4. потребность быть полезным;
  5. потребность в красивом внешнем виде;
  6. потребность в уверенности, избегать опасности;
  7. потребность во впечатлениях, в познании. Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности.

Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ "не знаю", или индифферентный, или отрицательный ответ "ничего". Если ребенок перечисляет "подарки", то можно сказать: "хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи" - иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: "...хорошо, а что еще?".

Для детей, имеющих нарушения в развитии можно использовать картинки для предъявления.

Стимульный материал 1:

http://iemcko.ru/images/43159.jpg      http://iemcko.ru/images/43160.jpg      http://iemcko.ru/images/43161.jpg      http://iemcko.ru/images/43162.jpg

http://iemcko.ru/images/43163.jpg      http://iemcko.ru/images/43164.jpg

Стимульный материал 2:

http://iemcko.ru/images/43151.jpg      http://iemcko.ru/images/43152.jpg      http://iemcko.ru/images/43153.jpg

http://iemcko.ru/images/43154.jpg      http://iemcko.ru/images/43155.jpg      http://iemcko.ru/images/43156.jpg

http://iemcko.ru/images/43157.jpg      http://iemcko.ru/images/43158.jpg      

http://iemcko.ru/images/43148.jpg      http://iemcko.ru/images/43149.jpg      http://iemcko.ru/images/43150.jpg

 

 

http://r.caiel.ru/favicon.gif?3857

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью

Диагностика учебного сотрудничества детей с умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020