Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». В материале представлены задания направленные на выявление сформированности личностных универсальных учебных действий. Они не занимают много времени, вызывают интерес и детей, и родителей, не требуют длительной обработки, при их анализе.Диагностика
Рисунок.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
"Рисунок – зеркало души"
(диагностика личностных УУД)
Кравченко Наталья Владимировна,
учитель начальных классов г.Березники – 2015
Пояснительная записка
В обществе произошли изменения в представлении о целях
образования и способах их реализации. Результатом обучения в
начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения
учиться». Школа должна формировать универсальные учебные
действия для применения знаний, умений и навыков в любой
жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику
самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом
именно личностные универсальные учебные действия,
сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности
определять социально востребованные задачи как значимые.
В связи с вышесказанным возникает проблема диагностики УУД.
В большинстве современных школ есть психологи, но они отслеживают
общую ситуацию в классе по плану, или мы обращаемся к ним сами в
крайнем случае. И это первая проблема. Второй проблемой я бы
назвала общение с родителями на собрании, когда они хотят слышать о
своём ребёнке. Сказать что-то плохое при посторонних – вызвать
негатив, сказать хорошее о чужом ребёнке – вызвать зависть. На
помощь мне приходят рисуночные тесты. Они не занимают много
времени, вызывают интерес и детей, и родителей, не требуют
длительной обработки, при их анализе, каждый родитель видит только
своего ребёнка, а учитель общается со всеми.
Данные тесты я использую давно, но раньше мне приходилось
подстраиваться под тему урока, его временные рамки, а самой главной
проблемой был вопрос детей: «Какая у меня отметка?» Мне
приходилось объяснять детям, что это тест и ставить всем пять.
Внеурочная деятельность даёт большую свободу, простор для
фантазии, на детей не давит страх получения плохой отметки за
неудачную работу.
Тесты
Правила выполнения рисунка:
Рисунок выполняется карандашом ТМ на стандартном листе без
разлиновки.
По положению рисунка:
Ближе к верху: завышенная самооценка, недовольство положением в
обществе
Ближе к низу: заниженная самооценка, нерешительность
Ближе к правому краю: активность, направленность к будущему Ближе к левому: пассивность, обращённость к прошлому; проблемы в
детстве с отцом
В центре: организация, дисциплина, ответственность.
Тест «Дерево»
(М. З. Дукаревич)
1. 2 типа деревьев:
«Синтетическое» - кругообразная крона. В мышлении преобладает
синтез. «Дерево полководца».
«Аналитическое» - с листьями. «Дерево учёного».
2. – ёлка (если не Новый год) – тип руководителя
- плакучее – мягкость, податливость
- маленькое и заштрихованное – тревожность
- без листьев – эмоциональная непосредственность, открытость
- экзотическое дерево (пальма) – демонстративность
- парадоксальное дерево (срубленное, пенёк) – яркая неудача,
демонстративность
- сучки, дупла – болезни, стрессы
- снег – стресс
- избыточное дерево (цветы, плоды и т.д.) – отличное настроение,
жизненный тонус
3. По стволу:
- прямой, с параллельными линиями – абстрактное мышление
- сучковатый – «неподчиняемость воспитательной принуждённости»
- ствол – конус – детский комплекс: непосредственность, открытость
- ствол неограниченный снизу – импульсивность, впечатление
несчастности, индивидуализм, потребность в поддержке (трава – не
в чистом виде)
- ствол с корнями – обращённость к своей бессознательной сфере:
агрессивность, повышенный интерес к противоположному полу,
исследовательский дух, неустойчивость
- ствол, обозначенный одной линией – недовольство, неприятие
какого-то объекта реальности, желание изменить её либо избежать
4. По веткам:
- ветки одной линией – мечтательность, упрощение реальности
- двойная линия, толстая, сучковатая – стабильность, сильная воля - отрезанная ветка – неуверенность в себе, проблема со здоровьем
- много листьев – сомнение в умственных способностях на фоне
прошедшей неудачи
- редкая листва – честолюбие, проблемы с красноречием
- ветки направлены вверх – экстраверт
- ветки вниз – интроверт
- ветки как бы в ветре – изменчивость
Тест «Интересное животное»
(М. З. Дукаревич)
Изобразить существо, которое не существовало и не будет
существовать, придумать ему название. Животное –
психологический автопортрет.
Чем больше деталей, тем больше открытость.
Наличие острых деталей – агрессивность.
Затемнение контуров:
- верх – недоверие к людям, стоящим выше, к мужчинам у женщины,
агрессивная защита
- низ –недоверие к людям стоящим ниже, мужчин к женщинам
Голова:
Большая голова – ориентация на эрудицию.
- повёрнута вправо – практицизм, рационализм, человек действия
- влево – склонность к размышлениям, колебаниям; больше
рассуждения, чем претворения
- прямо – эгоцентризм (фиксированность психологического поля на
себя)
Глаза – символ страха. Чем больше глаза, тем больше страха.
Рот – речевая активность. Язык, зубы – речевая агрессивность.
Уши – заинтересованность в окружающих.
Хвосты (отношение к себе, самоанализ). Хвосты вправо –
убеждение, что хороший; влево – сомнение, отрицательная оценка
своих действий.
Грива, волосы, шерсть – ориентация на свою социальную половую
роль.
Ноги: - наличие и опорный характер стопы – предпочитает доверять
проверенным фактам
- изогнутый – доверяет домыслам, фантазии
- разные ноги – оригинальность суждения
- одинаковые – социальная адаптивность
Различные механические детали – шизоидный тип мышления
(замкнутость, отрешённость от окружающих, свой тип фантазии).
Если можно определить пол, то сексуальная озабоченность.
Птичьи символы – демонстративность.
Название:
- наукообразный – эрудиция и желание прихвастнуть
- рациональное (отражает рисунок) – рационализм, практицизм,
любовь к ясности
- поверхностно звучащее – лёгкое, поверхностное отношение к
окружающим, нежелание тестироваться
Рисуночный тест для определения темперамента
1 класс
(Е.Л.Зеленина)
Тестируемому предлагается нарисовать рисунок к следующему
тексту: «Жаркий летний день. На лугу пасётся животное, которое
что-то жуёт и жуёт…» Текст повторяется не менее двух раз. Для
изображения животного предлагается выбрать один из
перечисленных цветов: оранжевый, голубой или розовый. Рисунок
выполняется в технике акварель «по-сырому».
Рефлексия. Холерики и флегматики нарисуют животное крупно на
весь лист бумаги, но у халериков в отличие от флегматиков
животное будет нарисовано ярко-оранжевым, переходящим в
красный цветом и в активном движении. У флегматиков
изображённое животное находится в центре листа бумаги,
нарисовано статично и голубым цветом в пределах обозначенного
контура.
Сангвиники нарисуют животное тоже в центре листа бумаги, как и
флегматики, но величина изображаемого животного хорошо
соотносится с величиной самого листа. В изображении как самого
животного, так и луга отсутствуют жёсткие контуры, техника
акварель «по-сырому» хорошо выдержана. В рисунке присутствуют
украшательные элементы. Хорошо прорисованы плоскость неба:
солнце, облака и т.д. У меланхоликов изображённое животное всегда смещено в сторону
от центра, по величине маловато, часто изображение синего цвета,
тёмного и холодного оттенка, обведено по контуру. Хорошо
прорисована плоскость земли. Рисунок достаточно
дифференцирован, имеет много деталей, часто присутствует чёрный
цвет.
«Зимнее дерево»
(Е.Л.Зеленина)
3 класс
Рисунок в технике акварель «по-сырому» на заданную тему.
1. Вертикальный лист бумаги смачивается с обеих сторон. Затем
приёмом «вливания цвета в цвет» создаётся фон. Используются
только холодные цвета.
2. По влажному фону рисуют дерево теми же цветами, только более
насыщенными.
3. Прорисовка плоскости земли теми же цветами.
4. Написание сочинения на тему: «Я – дерево»
Для учителя данные сочинения являются ценной информацией о
проблемах ребёнка, для ученика – это просто описание
нарисованного им дерева.
Литература
1. Личностно – ориентированная и коррекционная работа с
младшими школьниками средствами изобразительного искусства.
Е. Л. Зеленина, Пермь 2005
2. Совершенствование системы оценивания на уроках
изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Е. Л.
Зеленина, Пермь 2005
3. Лекционный материал ПГПИ, 1991
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.