«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.
Оценка 4.6

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

Оценка 4.6
Лекции
docx
искусство +1
Взрослым
05.01.2017
«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.
Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучениие структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности. Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они: 1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности); 2) применимы для массового исследования; 3) дают сравнимые между собой результаты. Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучениие структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности. Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они: 1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности); 2) применимы для массового исследования; 3) дают сравнимые между собой результаты. Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
Документ Microsoft Office Word.docx
Выступление на  секционном  заседании учителей музыки  Галиевой Г.Г учителя высшей категории  МОБУСОШ№1 им.М.Абдуллина  с.Киргиз­Мияки Миякинского района РБ  на тему  «Диагностика музыкальных способностей детей» Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей  представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучениие структурных  компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо­метроритмического, тембрового,  динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной  отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности. Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они: 1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в  целом (в нашем случае, специфики музыкально­мыслительной деятельности); 2) применимы для массового исследования; 3) дают сравнимые между собой результаты. Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может  использоваться как индивидуально, так и в группах до 7­9 человек. Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая  форма их предъявления. До предъявления музыкальных игр­тестов необходим установить   доверительные  отношения с ребёнком, используя "нейтрально­развлекательный" игровой материал и, лишь  затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог  должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания. При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать  оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему  музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.. Здесь ещё раз следует  отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно  доброжелательной, психологически комфортной. Практические диагностические тесты. 1. Диагностика чувства темпа и метроритма Игра­тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант" Тест позволяет определить реактивно­метрические способности. Все задания  предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов. Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах,  например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии. 1 Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в  соответствии с изменяющимся темпом. Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать  доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала  выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)".  После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел  кузнечик" в ля­миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение  звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет  "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с  аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок  остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки. В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается  сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80­90 ударов в минуту), и про  "ленивого кузнечика" вмедленном темпе (50­60 ударов). После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его  с ускорением изамедлением. Критерии оценки:     адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном,  быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется  как высокий уровень темпо­метрической регуляции; адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах  (например, умеренном и быстромили умеренном и медленном)  соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа; ситуативно­сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном  темпе (допускаются аметрические ошибки в 2­4 тактах) показывают слабый уровень  двигательного опыта моторной регуляции; сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение ­ низкий уровень. 2. Тест ­ игра на изучение чувства ритма "Ладошки" Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности. Стимулирующий материал 1. Детская песня "Дин­дон" 2. Детская песня "Петушок" 3. М. Красев "Ёлочка" Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её  метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними  ладошками. Критерии оценки: 2 1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на  протяжении всех 8 тактов ­ высокий уровень; 2. воспроизведение метра с одним­двумя метрическими нарушениями и с некоторой  помощью голоса (пропевание шёпотом) ­ средний уровень; 3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 ­5 тактов ­ слабый уровень 4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса ­ низкий уровень. 3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха) "Гармонические загадки" Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять  количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых  созвучиях. Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать  сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или  грустно. Следует исполнить 10 созвучий. Критерии оценки:    слабый уровень ­ угадано ребёнком 1­3 созвучия средний уровень ­ угадано ребёнком 4­7 созвучий высокий уровень ­ угадано ребёнком 8­10 созвучий "Повтори мелодию" Цель:    определить уровень развития произвольных слухо­моторных представлений: вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в  соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии; инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте  (фортепиано) мелодический образец. Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки. Ребёнку предлагается:    спеть любую известную ему песенку; повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте; подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию. Критерии оценки: 3    слабый уровень ­ последовательное исполнение звуков вверх или вниз по  направлению к тоническому звуку в диапазоне терции; средний уровень ­ опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда  (вверх ­ вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне; высокий уровень ­ опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту,  малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и  более. 4. Диагностика чувства тембра Тест ­ игра "Тембровые прятки" Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно  дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и  той же мелодии. Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:  детского голоса;  женского голоса;      мужского голоса; хора; струнных смычковых инструментов; деревянных духовых инструментов; медных духовых инструментов;  фортепиано;  оркестра. Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных  исполнениях и определить тембровое звучание музыки. Критерии оценки:    низкий уровень развития тембрового чувства ­ адекватное определение только  однородных тембров; средний уровень ­ адекватное определение однородных тембров и смешанных  тембров; высокий уровень ­ адекватное определение различных тембровых соотношений в  исполнении предъявленного музыкального фрагмента. 5. Диагностика динамического чувства 4 Тест ­ игра "Мы поедем в "Громко­тихо"" Цель: определение способности адекватной аудиально­моторной реакции на динамические  изменения (силу выражения) инструментального и вокально­инструментального стимула. Стимулирующий материал:  Барабан или бубен;  фрагменты музыкальных пьес  Ребёнку предлагается поиграть в "громко­тихо". Педагог играет на фортепиано, а  ребёнок ­ на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет  педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте­ пиано" оценивается в 1 балл. Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то  усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на  барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо"  оценивается в 2 балла; всего ­ 4 балла. Критерии оценки:    слабый уровень динамического чувства ­ 1 балл; средний уровень ­ 2­3 балла; высокий уровень ­ 4­5 баллов. 6. Диагностика чувства музыкальной формы Тест­игра "Незавершённая мелодия" Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли. Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно. Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них  прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени. Стимулирующий материал строится в следующем порядке: 1­я мелодия ­ не доигрывается последний такт; 2­я мелодия ­ доигрывается до конца; 3­я мелодия ­ не доигрывается последняя фраза мелодии; 4­я мелодия ­ прерывается на середине второй фразы (из четырёх); 5­я мелодия ­ доигрывается до конца. Критерии оценки:    слабый уровень ­ правильно определены 1­2 пункты; средний уровень ­ правильно определены 3­4 пункты; высокий уровень ­ правильно определены все 5 пунктов. 5 7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку Тест "Музыкальная палитра" Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного  переживания и смысловой рефлексии содержания музыки. Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского: 1. "Утреннее размышление" 2. "Сладкая грёза" 3. "Баба­Яга" 4. "Болезнь куклы" 5. "Игра в лошадки" Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить,  какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время  звучания музыки. 1­й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения  его переживания музыки; 2­й (невербально­художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать  образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки; 3­й (невербально­двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под  музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента. Критерии оценки:    низкий уровень эмоционально­образного осмысления характеризуется уклонением  (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его  неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее  самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально­ художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся инеконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального  стимулирования его эмоционального опыта; средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости  характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения  уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных  воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и  вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов  основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения); высокий уровень эмоциональной отзывчивости  характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально­образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной,  двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы  самовыражения: 1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; 2. детализация (разработанность) своей идеи или образа; 6 3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых,  но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; 4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один  музыкальный материал. 8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов  музыкально­эстетических вкусов детей Выявить уровень когнитивного компонента музыкально­эстетических ориентаций ребёнка  можно с помощью краткой беседы­анкеты. Примерные вопросы анкеты. 1. Ты любишь музыку? 2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни? 3. Где тебе нравится петь больше ­ в детском саду, школе, музыкальной школе или  дома? 4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)? 5. Какие песни тебе нравится петь, а какие ­ слушать? 6. Где ты чаще слушаешь музыку ­ в концертном зале или дома по телевидению и радио? 7. Что ты больше любишь ­ петь, рисовать или танцевать под музыку? 8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком­либо инструменте? Каком? 9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие? 10. Слушаешь ли ты какую­нибудь музыкальную радиопрограмму? 11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему? Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально­эстетической направленности ответов ребёнка:    низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений,  вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к  музыкальным видам деятельности; средний уровень ­ выражается в наличии интереса к музыке, но с явным  предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных  произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны  музыки; высокий уровень ­ ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком  произведениям ­ как эстрадно­развлекательных, так и классических жанров). 7 Тест "Музыкальный магазин" Цель: изучение практико­ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных  ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности. Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных  жанров и направлений:          народная вокально­хоровая музыка; народная инструментальная музыка; народная вокально­инструментальная музыка; классическая вокально­хоровая музыка; классическая инструментально­симфоническая музыка; классическая вокально­инструментальная музыка; современная классика авангардного направления; современная развлекательная музыка; духовная музыка. Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать  можно любое количество музыкальных записей. Критерии оценки:    низкий уровень музыкально­эстетических вкусов характеризуется выбором лишь  развлекательных образцов музыкального искусства; средний уровень ­ выбор двух образцов различных направлений музыкального  творчества; высокий уровень ­ проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным  направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений. 9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка Тест "Хочу дослушать" Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных  занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор  разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая  ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на  кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы  (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную  деятельность ярко выраженную реакцию­просьбу завершения прослушиваемой музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом:  будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало? 8 Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:   проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается  как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей; индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения  прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной  деятельности Памятка для начинающих руководителей детских хоров Ваша работа начинается задолго до того, как вы встанете перед хором и зададите ему тон,  чтобы улететь на крыльях песни. Ребята, которых вы видите впервые, видят вас тоже  впервые. И это еще не ваш хор. Ваша задача – совершить чудо. Во­первых, все они очень  разные, а выбирать особенно не приходится, берем учиться всех. Как соединить неслухов,  плакс, старателей и “тяжелую артиллерию” в один коллектив? (Вспомните четыре основных  типа нервной деятельности – холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики;  При первой встрече отметьте своим вниманием более яркие в этом отношении фигуры, и  постарайтесь их запомнить. На следующих занятиях они могут измениться с точностью до  наоборот, поэтому расстановка хора – вещь важная и нужная. Она – плод долгих мучений,  терзаний, когда все, что вы построили с таким трудом, вдруг летит в тартарары и  приходится начинать сначала. Здесь нужно суметь соединить голоса и темпераменты:  Одному ребенку достаточно взгляда, другому – слова, третьему – паузы… А всем –  переключения внимания настолько часто, насколько выдерживает нервная система ученика, даже если, ну позарез нужно выучить этот куплет или сложное место. Иначе у детей  начинается стресс и пропадает интерессссс………. Вы для каждого ребенка становитесь не просто преподавателем, руководителем хора.  Ребенок должен вас принять в свою душу, в свою жизнь. Вы должны быть своим “в доску”.  Но не за счет панибратства! Вы должны быть непререкаемым авторитетом, но и в тоже  время – мамкой, нянькой… (Все должны, должны…) Не поленитесь придти, когда надо и  домой, и в школу, на урок по сольфеджио, специальности… Проявите интерес. Пусть  почувствуют, что нужны, не как масса, количеством, а как личность, каждый. Можно и нужно установить правила в хоре, которые помогут ученикам и вам с ними. Например, такие: 1. Быть певцом хора – честь и радость. 2. Каждое занятие – единственно и неповторимо, пропустишь, многое потеряешь. 3. Пропущенное занятие нужно обязательно отработать. 4. Не бойся обратиться к руководителю, он поможет разрешить твои проблемы. 5. Уважай труд своего товарища. Если у него не получается, помоги ему.  И ни в коем случае не смейся, иначе посмеются над тобой. 6. Береги ноты и костюм. 7. Не забывай – ты являешься лицом хора, школы, своей семьи. 9 Вы не просто имеете дело с растущей, развивающейся личностью ребенка. Вы участвуете в  ее создании, ведь это и есть главное в нашей работе. Итак, вы приходите к хору. Вы располагаете ограниченным периодом времени, который  называется урок. Возникают задачи, которые нужно решить за этот период времени. Есть  задачи кратковременные, рассчитанные на исполнение одного произведения, но из них  составляется решение задач долговременных – воспитание хоровой культуры, развитие  творческой личности в целом. 1. Организационный момент: Перед приходом на занятие побоксировать воздух, присесть пару раз, представить себя  великим и могущественным, и шагнуть навстречу ребятам. Собрать все их умы в пучок, все  глаза на себя. Сразу окунуться в работу. Перекличку по журналу не проводить. Окинь  взглядом, кого нет, потом разберешься. Т.е. начало занятия должно представлять некий  ритуал, священнодействие. Время занятия – святое. Это должны уяснить все, даже те  преподаватели, которые лелеют мысль отпросить своего ученика с хора для подготовки к  конкурсу, олимпиаде и т.д. 2. Распевка: Здесь решаются задачи настройки вокального аппарата, развития музыкального слуха,  дикции, привитие дыхательных навыков, горизонталь и вертикаль звучания хора. Можно  построить почти всю распевку на одном – двух аккордах или интервалах, нужных в данный  период. Можно “поохать” и “повздыхать” на верном выдохе, “поворчать” и “поплеваться”  скороговорками. В распевке реализовывай малыми порциями задачи нудные и противные,  как лекарство, которое нужно для выздоровления, читайте – успешного исполнения. 3. Работа над произведением: Подойдите к зеркалу и всмотритесь в себя. Может вы найдете черты Суворова? Кутузова?  Наполеона? Вам это здорово пригодится, ведь, при разучивании произведения, нужно быть  стратегом и тактиком. Здесь пригодятся знания, приобретенные на занятиях ОВС (Основы  военной службы). По крайней мере, нужно знать, что такое стратегия и тактика. Стратегия – наука о ведении войны. Осуществление общих планов. Тактика – искусство ведения боя. Совокупность средств и приемов для достижения  намеченной цели. Все занятия хора объединяет стратегия, но каждое занятие будет отличаться своей  тактикой. 4. Выбор программы: Отбирайте такие произведения, которые ваш коллектив сможет переварить, осознать и  полюбить. Учитывайте возможности коллектива – количество исполнителей, качество и  уровень подготовленности. Странно и смешно слушать в исполнении детского хора  произведения, предназначенные для взрослого коллектива. При подборе репертуара вы  можете остановить свой выбор на несложных на первый взгляд, произведениях, часто  композиторов­классиков. Но рассмотрите его с точки зрения психологии, чувственности,  философии. Особенно это касается музыки духовного содержания. Объем произведения  тоже может играть отрицательную роль. Есть замечательные песенки по мелодичности и  гармонии, но они длинны и многословны. Вначале дети с удовольствием начинают их  разучивать, а затем симпатичная мелодия становится навязчивой, надоедливой и приходит  госпожа Скука в обнимку с Тоской. Много меду не поешь. Лучше выбирать небольшие  произведения, но с “перчинкой”. Некоторые произведения очень помпезны. Представьте, как 10 это будет звучать в исполнении вашего хора. Не будет ли это крикливо и надуто, особенно  это касается исполнения небольшого по численности коллектива. 5. Концерт: Выступление хора на концерте полностью зависит от вашего характера. У дирижера должен быть характер. Он может не проявляться в быту, и вы будете “мягким ” и “пушистым”. Но что  касается вашего соприкосновения с хором – !!! И так – концерт!. Успех выступления хора  зависит от уверенности и продуманности действий руководителя. Что бы ни случилось,  нельзя показывать свою нервозность, волнение. Детям это передается как по мановению  волшебной палочки. 6. О плодородии: Когда вы учились, почва творчества была богатой. Концерты, фестивали, экзамены, лекции.  Казалось, этому не будет конца вечно. И вот вы вышли в свободное плавание. У вас уже есть хор. Ученики, с которыми вы пережили не один концерт, а может быть и конкурс. И вами  уже, я уверена, приходила мысль о том, что ваши дети – это ангелы. Самые, самые из детей!  А затем возникает такая простая мысль: “Хочу им дать…”. Вы на верном пути! Да, да –  теперь от вас зависит плодородие творчества в отдельно взятой школе или районе. 7. О ваших возможностях: В этой главе вам нужно освоить профессию каменщика. Только каждый ваш кирпич – это  выполненное дело, а раствор, которым вы будете скреплять их – это музыка, искусство. В  итоге получится здание (домик, хибара, дворец) культуры, в котором будут жить сердца и  души ваших учеников, жителей вашего поселка (города, района). О ваших возможностях не  знаете даже вы. Чтобы они раскрылись в полной мере, я хочу посоветовать – не  устанавливайте границы вашим мечтам, поделитесь с другими радостью сотворчества. Если  в ваших силах дать направление в жизни ученика – сделайте это. На личном опыте  убеждаюсь в том, что если целью вашей работы является другой человек (его успех, или  успех коллектива), работа горит в руках, откуда­то берутся силы, фантазия, смелость. Эти “кирпичики” появились не сразу. Они мне очень дороги, потому что это труд не меня  одной. Мы вместе делаем это дело: мои друзья, коллеги нашей школы, других школ. Всеми  дорожу, надеюсь на будущее сотрудничество! Заразное это дело, господа! Уважаемый Начинающий руководитель хора. Приветствую вас в стране “Работа, которую вы  выбрали”. Скорее, это “Работа, которая выбрала вас”. Все в ваших руках. Вечный вопрос  “Быть или не быть”. Конечно – быть! Быть хору, быть музыке. Быть вашей работе с работой  ваших коллег, которые так же не спят ночами, несутся по этой дороге, попадая в тупики,  задыхаясь от жажды, они, не успокаиваясь, строят наш мир музыки, прокладывают новые  пути… 11

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.

«Диагностика музыкальных способностей детей» выступление на секционном занятии учителей музыки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017