Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком. В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному педагогу школы.
Диагностика отношения первоклассника к начальной школе
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Дата рождения ___________________________ Возраст __________________
Школа № __________ Класс___________ Дата ___________________________
№ уровня
показателя
адаптации
Показатели адаптации и характеристика
их различных уровней
Выбранный
уровень
показателя
адаптации
Примечание
Настроение ребенка
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
Настроение стабильное, эмоционально
уравновешенное
Эпизодические проявления снижения настроения
Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в
случае интересных заданий
Вялость, рассеянность
Заторможенность, истерия, плач
Выражение негативного отношения к школе
Полное нежелание идти в школу
Контакты со сверстниками
Легко и уверенно входит в коллектив
Активно ищет и устанавливает контакты со
сверстниками
Инициативы в установлении контактов не
проявляет, но при случае выражает готовность
“сотрудничать” со сверстниками
Робок, малоинициативен, избирателен в общении
Не поддерживает социальных контактов
Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться
от сверстников
Познавательная активность
На уроках проявляет активность и интерес
Посещает все уроки без принуждения
Проявляет избирательный интерес к
определенным урокам и остается равнодушным к
другим
Учится без видимого желания
Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею№ уровня
показателя
адаптации
Показатели адаптации и характеристика
их различных уровней
Выбранный
уровень
показателя
адаптации
Примечание
Дисциплина
С особой тщательностью и усердием выполняет
все требования учителя
Выполняет практически все требования учителя,
усидчив, старателен, мало отвлекается
Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда
получается из?за несобранности
Требования учителя выполняет неохотно
На уроках часто отвлекается
Игнорирует требования учителя
Реакции агрессии, гнева
Гнев проявляет редко, когда возникает
необходимость, агрессия отсутствует
Гнев практически отсутствует в силу
характерологических особенностей
Гнев отсутствует в связи со сниженным
настроением
Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может
постоять за себя
Не всегда мотивированные проявления агрессии
в отношении сверстников
Отчетливые и частые проявления агрессии в
отношении сверстников и даже учителя
Страх
Страх отсутствует
Эпизодически робок, застенчив, стеснителен
Робок, застенчив, легко теряется
Указанные черты ярко выражены
В случае выраженной тревоги и неуверенности
ищет защиты у учителя
Двигательная активность на перемене
Ребенок подвижен, активен
Двигательная активность очень высока и
проявляется в шумных развлечениях, шалостях
Двигательная активность низкая
Двигательная активность всегда низкая
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
1
2
3
4№ уровня
показателя
адаптации
Показатели адаптации и характеристика
их различных уровней
Выбранный
уровень
показателя
адаптации
Примечание
Общее самочувствие
Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым
Активно не жалуется, но после уроков возникает
чувство усталости
Периодически жалуется на недомогания
Жалобы принимают устойчивый характер
Проявление невротических расстройств
Успеваемость
Хорошая
Хорошая/удовлетворительная
Удовлетворительная
Удовлетворительная/плохая
1
2
3
4
5
1
2
3
4
Определение уровня адаптации
Оценка ситуации
Уровни адаптации
Баллы
9–17
18–24
25 и выше
Благоприятная
Условно благоприятная
Неблагоприятная
Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к "группе риска". На ребенка
"группы риска" заполняется диагностический бланк.
Высокий
Средний
Низкий
Диагностический бланк
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
Дата рождения _________________________ Возраст ________________
Школа № ________________________ Класс _______________________
Дата _________________________________________________________
Трудности школьной адаптации
1. В поведении _________________________________________________
2. В учебной деятельности _______________________________________
3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья
(соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость,
раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость,расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость,
агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит, навязчивые
привычки (грызет ногти и др.).
4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость
после школы; недосыпание; нарушение сна; страх темноты; одиночество; непослушание;
конфликтность; беспричинный подъем температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание
в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость;
аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.
Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка
1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________
2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место
работы)
Мать ________________________________________________________
Отец _________________________________________________________
3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________
4. Наличие других членов семьи ___________________________________
5. Материальные условия жизни семьи ______________________________
6. Жилищные условия ___________________________________________
7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________
8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники
последних)
Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть
передана классным руководителем школьному педагогупсихологу, который на основании
данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит
консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную
развивающекоррекционную работу с ребенком. В наиболее трудных случаях педагог
психолог имеет возможность направить родителей в Медикопсихологопедагогический
центр, где они смогут получить не только психологопедагогическую консультацию по
преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь.
Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному
педагогу школы.