ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство
4 кл—5 кл
19.03.2018
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.
Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы обучения в выпускном классе начальной школы
diagnostika_chetveroklassnikov.doc
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ОПИСАНИЕ НАБОРА МЕТОДИК
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных
операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности,
понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям,
запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.
Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к
обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе заданий
составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы
обучения в выпускном классе начальной школы.
В набор включены следующие шкалы (см. Приложение):
1. Общая осведомленность. Направлена на выявление круга представлений ребенка об
окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.
2. Сложение чисел с переключением. Методика направлена на изучение психического темпа,
устойчивости и колебаний внимания, переключаемости, утомляемости. Позволяет оценить
сформированность устного счета в пределах 20, понимание и способность следовать словесной
инструкции, скорость формирования новых способов действия.
3. Исправь ошибки. Направлена на изучение внимательности, сформированности функции контроля.
4. Воспроизведение рассказа. Направлена на определение некоторых сторон речевого развития:
понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.
5. Смысловая память. Оценивается способность ребенка к смысловому запоминанию.
6. Составление фразы из трех слов.
7. Составление фразы из четырех слов.
Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению
смысловых логических связей.
8. Сравнение понятий.
9. Классификация (исключение лишнего понятия).
10. Простые аналогии (анализ отношений понятий).
11. Выделение существенных признаков.
Эти методики направлены на изучение основных мыслительных операций на вербальном уровне.
12. Арифметика. Выявляется уровень овладения программными знаниями по математике,
способность к рассуждению.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводится в групповой или индивидуальной форме. Количество детей в группе не
должно быть слишком большим, особенно если дети относятся к группе риска по успеваемости или
поведению. Оптимально — 5–7 человек. Дети выполняют задания на бланке.
Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:
Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в 5й класс. За время обучения в начальной школе
вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий, и мы с вами узнаем, что вы
научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять вам, как выполнять каждое задание. Время на выполнение каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по
моему сигналу. Приступать к выполнению следующего задания можно только после объяснения.
Прошу вас ничего не говорить вслух. Если чтото будет непонятно, поднимите руку, я к вам
подойду.
Перед каждой новой методикой дается инструкция (см. Приложение) и проводится обучение
(сложение чисел с переключением) или разбирается пример (сравнение, аналогии, составление фраз).
В целом проведение всего набора занимает около 90 минут (2 урока по 45 минут).
Во время исследования нельзя оказывать никакой помощи, кроме стимулирующей.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Производится оценка результатов в соответствии с указаниями в рабочей тетради экспериментатора
(см. Приложение). Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма баллов по
шкалам 1, 3–12. Результаты заносятся в сводную таблицу и сравниваются с нормами,
представленными в таблице № 5 «Нормы результатов».
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
Центр помощи детям провел при помощи предлагаемого набора методик исследование статистически
репрезентативной выборки, состоящей из более чем 200 детей, что позволило ориентировочно
определить количественные возрастные нормы готовности к обучению в среднем звене для учащихся
общеобразовательных школ Ярославской области.
В состав выборки вошли не имеющие проблем в обучении и развитии дети 3(4)х классов,
обучающиеся по программе 1–3 и программе 1–4 соответственно, а также дети из классов
компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой
психического развития.
Для стандартизации полученных результатов был проведен анализ распределения результатов по всем
шкалам и итоговым показателям (см. табл.). В качестве единиц анализа для удобства обработки и
определения возрастных норм использовались сырые баллы без перевода в стандартные оценки.
Определялось максимальное и минимальное выборочное значение, среднее и два процентиля — 25й
и 75й (количество целых баллов, набранное 25 и 75 процентами испытуемых соответственно).
Итоговый показатель здесь и выше подсчитывался следующим образом.
Суммарный балл получался простым сложением сырых баллов, набранных по шкалам № 1–12, так
как полученные по этим шкалам баллы прямо пропорциональны уровню развития соответствующих
психических функций.
Для удобства пользователя не строились таблицы перевода сырых балов в стандартные оценки, а
подсчитывались процентили, не менее эффективно обеспечивающие возможность определения
соответствия результатов возрастной норме.
При интерпретации результатов предлагаемого набора не производится построение профиля
испытуемого, а набранные им сырые баллы по шкалам и подсчитанный итоговый показатель
сравниваются с данными, приведенными в таблице.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится между 25м и 75м процентилем, включая
граничные значения, то результаты соответствуют возрастной норме, что в стандартных оценках
соответствует, например, результату 4–7 стенов.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится ниже 25го процентиля, исключая
граничное значение, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках
соответствует, например, результату 1–3 стена.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится выше 75го процентиля, исключая
граничное значение, то результаты статистически выше возрастной нормы, что в стандартных оценках
соответствует, например, результату 8–10 стенов.
Нормы результатов выполнения набора методик (в сырых баллах) 1 — общая
осведомленность
2 — сложение чисел
с переключением
3 — исправь ошибки
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
6,83
6,00
8,00
4,00
10,00
1,40
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
7,98
7,00
9,00
0,80
13,00
2,53
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
4 — воспроизведение
рассказа
5 — смысловая память
6 — фраза из 3 слов
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
6,16
4,00
8,00
0,00
13,00
2,55
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
7,16
6,00
9,00
1,00
10,00
2,34
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
7 — фраза из 4 слов
8 — сравнение
9 — классификация
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
10 — аналогии
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
2,20
2,00
3,00
0,00
3,00
0,93
3,77
3,00
5,00
1,00
5,00
1,24
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
8,83
8,00
10,00
5,00
14,00
1,80
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
11 — существенные
признаки
12 — арифметика
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
5,38
3,00
7,00
1,00
10,00
2,45
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
суммарный балл
среднее
25 процентиль
75 процентиль
минимум
максимум
стандартное
отклонение
73,49
67,00
83,00
40,00
95,00
11,75
5,39
3,00
8,00
0,00
10,00
2,78
2,33
2,00
3,00
1,00
3,00
0,67
12,80
9,00
17,00
3,00
20,00
4,53
4,78
3,00
6,00
0,00
8,00
1,57
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Общая осведомленность Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.
Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе ответов.
1. Как называется река, на которой расположен Ярославль? (Волга)
2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)
3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)
4. Где садится солнце? (На западе)
5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу)
6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)
7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)
8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)
9. Как называется столица Украины? (Киев)
10. Кто живет во Франции? (Французы)
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Сложение чиселс переключением
Инструкция: Тебе надо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанные одно
под другим. Сложение ты будешь выполнять двумя способами:
1) сумму ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят верхнее предыдущее
число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут число единиц;
2) сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.
Например:
1й способ
2й способ
5 4 9 3 2 5 7 2
9 5 4 9 3 2 5 7
5 9 4 3 7 7 7 4
9 4 3 7 0 7 4 1
Детям дают возможность тренировки в выполнении задания (4–5 сложений каждым способом),
экспериментатор отвечает на вопросы, добиваясь, чтобы способы выполнения были усвоены.
Продолжение инструкции после тренировки:
В течение минуты ты должен действовать по первому способу, а потом по сигналу — по
второму способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту перейти к первому способу и
т.д.
Дети работают в течение пяти минут.
Оценка: высчитывается среднее число сложений за 1 минуту, каждое оценивается в 1 балл.
3. Исправь ошибки
Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и
смысловые), исправь их карандашом или ручкой.
Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.
1. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. — 1 ошибка
2. Взрослые и дти толпились на берегу. — 1 ошибка
3. Внизу над ними расстилалась пустыня. — 1 ошибка
4. В отфет я киваю ему рукой. — 2 ошибки
5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. — 2 ошибки
6. Сорняки живучи и плодовиты. — 0 ошибок
7. Я уже заснул, когда ктото окликнул меня. — 0 ошибок
8. На столе лежала карта на_шего города. — 1 ошибка 9. Самолет_сюда, чтобы помочь людям. — 1 ошибка
10. Скоро_удалось мне на машине. — 1 ошибка
(Текст содержит 10 ошибок.)
Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1
балл.
Количественная оценка дополняется качественной: какие именно ошибки пропущены (смысловые,
офографические, дисграфические).
4. Воспроизведение рассказа
Экспериментатор читает рассказ вслух. Дети пишут затем краткое изложение в течение 5 минут.
Инструкция: Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов
содержания), все они логически связаны. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение пяти
минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл.
Переспрашивать во время работы нельзя.
Оценка: подсчитывается количество воспроизведенных смысловых единиц, каждая оценивается в 1
балл.
Рассказ
Три | сгоревших | дома
Казань, | 5 сентября. | Большой | пожар | уничтожил |прошлой | ночью | в Казани | три здания, |
расположенные в центре города. | 17 семей | остались без жилища. | Убытки | превышают | 150
миллионов рублей. | Спасая | маленького | ребенка, | один рабочий | сильно поранил себе руку.
5. Смысловая память
Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить. Потом
нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.
После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой пары, а ты
припомни второе и запиши в листе ответов.
шум — вода
стол— обед
мост — река
рубль — копейка
лес — медведь
дуб — желудь
дичь — выстрел
рой — пчела
час — время
гвоздь — доска
Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая оценивается в 1 балл.
6. Составить фразу из трех слов
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какоенибудь
предложение и запиши в листе ответов.
На составление каждой фразы дается 1 минута.
Девочка — ручей — мяч
Собака — школа — автомобиль
Гражданин — собака —
инструкция
Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые
или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
7. Составить фразу из четырех слов Инструкция: Я назову тебе четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое
нибудь предложение и запиши его.
На составление каждой фразы дается 1 минута.
Дверь — комната — больной —
доктор
Собака — кошка — дерево — крыша
Бумага — карандаш — мост — река
Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые
или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
Примечание: все образцы письма детей подвергаются качественному анализу.
8. Сравнение
Инструкция: Я назову тебе какиенибудь два предмета, а ты подумай и напиши в листе
ответов, что между ними общего, чем они одинаковы. Старайся написать как можно больше.
На выполнение дается не более 10 минут.
книга — тетрадь
лошадь — корова
линейка —
треугольник
озеро — река
солнце — луна
сани — телега
дождь — снег
Оценка: 2 балла, если дается обобщающее слово (производится классификация);
1 балл — если перечисляются отдельные признаки.
Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.
9. Классификация
Инструкция: Какое понятие в каждом из перечней является лишним и почему?
На выполнение дается не более 8 минут.
1) приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
3) дождь, снег, осадки, иней, град
4) запятая, точка, двоеточие, тире, союз
5) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
6) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
7) секунда, час, год, вечер, неделя
8) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
9) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
10) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
Оценка: 2 балла, если называется лишнее слово и дается обобщающее слово (производится
классификация);
1 балл — если выделено только лишнее слово.
10. Анализ отношений понятий (аналогии) Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Третье и одно из
приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и запиши в листе ответов.
Например:
песня : композитор = самолет : ?
а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель
Песню сочинил композитор, значит ответ — конструктор, потому что конструктор сделал
(придумал, спроектировал) самолет.
На выполнение задания отводится 5 минут.
школа : обучение = больница : ?
а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной
песня : глухой = картина : ?
а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой
лес : деревья = библиотека : ?
а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр
утро : ночь = зима : ?
а) мороз б) день в) январь г) осень д) сани
слагаемое : сумма = множители : ?
а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
11. Способность выделять существенные признаки (сравнение)
Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди и подчеркни два слова из
написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками.
На выполнение задания отводится не более 7 минут.
Ответы:
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
3. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
4. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
5. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
7. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)
8. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)
9. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)
10. Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
12. Арифметика
Детям предлагается решить задачи и записать решение и полный ответ.
На решение отводится 8 минут. Допускается оказание индивидуальной помощи ребенку.
Задача 1 Ребята нашли 10 белых грибов и 8 подберезовиков. Все грибы они разложили в корзины, по 9 грибов в
каждую.
Сколько корзин потребовалось? (Две корзины)
Задача 2
Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены через 704 года после основания Москвы.
В каком году это было, если в 1997 году Москве исполнилось 850 лет? (В 1851 году)
Оценка:
4 балла — задача решена правильно самостоятельно, решение записано выражением.
3 балла — задача решена правильно самостоятельно в 2 вопроса.
2 балла — задача решена правильно, после неоднократного прочтения ее содержания учителем с
интонационным выделением компонентов.
1 балл — задача решена правильно, после составления плана решения учителем.
0 баллов — выполнение задачи с ориентировкой не на общий смысл, а на ее отдельные фрагменты,
невыполнение задания.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.