Диалектизмы

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 12.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация позволит учащимся более глубоко понять значение диалектизмов; поможет научить распознавать сферы употребления, обогатит устную и письменную речь обучающихся
Иконка файла материала dialektizmy.pptx

Речь народа красная,
Будто ткань атласная.
Слово золотом расшито,
Жемчугом покрыто.

Тема урока: «Диалектизмы»

Диалект - местное наречие, говор; устная разговорно-бытовая речь жителей определённой (обычно сельской) местности

Диалектные словари ( словари русских диалектных говоров ) фиксируют диалектные слова.

Диалектология - это раздел языкознания, изучающий диалектные слова.

Типы диалектизмов

Лексические – слова, и по форме, и по значению отличающиеся от слов общеупотребительной лексики.
Намедни - на днях
Гутарить - говорить
Инда - даже
Сусалы - скулы

Семантические -диалектизмы, отличающиеся от общеупотребительных слов не формой, а значением.
Верх – овраг
Зевать – кричать, звать
Жалеть - любить

Применение диалектизмов – часто используются как выразительные средства в произведениях художественной литературы (для речевой характеристики персонажей, передачи местного колорита, обозначения некоторых вещей и понятий)

Диалектизмы в художественной литературе

П.П.Бажов «Тараканье мыло»

Долдонить. Твердить, повторять одно и то же, бубнить. «Когда с полчаса долдонит, а сам головой, мотает, руками размахивает»

П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»

Фырчать. Ворчать, ругаться, браниться. «Бежит, как ошпаренный, фырчит про себя: «Разве это девка?»

Сибирские диалектизмы

Гоношиться - хлопотливо заниматься каким-либо хозяйственным делом
Клямка – железный запор у двери
Жмот- богатый крестьянин-собственник, кулак
Гостевать – гостить
Допрежь – раньше
Удобица – пахотная земля
Узвар – компот
Дробный – мелкий, худой, тонкий

Домашнее задание : выяснить, какие диалектные слова употребляют в вашей семье, записать их.





Урок окончен. Спасибо за внимание!