Автор: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, МБОУ «СШ № 22» Диалоговый тренажѐр «Путешествие по Югре»
Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества.
Модернизация образования предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения, обеспечивающие дистанционное обучение. В соответствии с актуальностью вышеизложенной проблемы и практической необходимостью разработан (и реализуется) интерактивный диалоговый тренажѐр «Путешествие по Югре» и методические рекомендации по его применению.
Авторская методическая разработка - интерактивный диалоговый тренажѐр «Путешествие по Югре» – это пособие, предназначенное для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определѐнной теме.
Все задания в интерактивном тренажере предполагают наличие обратной связи, возможности коррекции действий и возможности совершать практические действия. Интерактивный тренажер используется на различных этапах урока: актуализация знаний, постановка темы урока, изучение и закрепление нового материала, домашнее задание, самостоятельная работа, проверка знаний.
Тренажѐры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.
Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.
Данный диалоговый тренажер для детей начального школьного возраста, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими для самостоятельной работы дома. Разработка универсальна и предполагает использование материалов разработки педагогами как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Ссылка на ресурс: http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/dialogovyj-trenazher Краткое описание:
Интерактивный тренажѐр "Путешествие по Югре" создан для учащихся 3-4 класса по предмету окружающий мир.
Цель: систематизация знаний обучающихся по темам: «Экология», «Растительный и животный мир Югры» и «Знакомство с культурой и традициями коренных малочисленных угорских народов ханты и манси». Задачи: способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к окружающему миру.
Учитывая возрастную группу учащихся (начальная школа) в тренажере используется дружеский интерфейс и популярные герои сказок: Югорка, хантыйская девочка Килим и олененок Елдан. Каждый уровень содержит:
ü «Обучающие видеоролики»
ü Задания с выбором ответа
ü Задание на заполнение пропусков, с помощью ввода клавиатуры
ü Задание «Кроссворд»
ü Игра "Угадай памятник"
ü Игра "Угадай герб города"
ü Игра "Чей плод?"
ü Игра "Конструируем Эко-Знаки"
ü Игра "Этажи леса"
ü Неживая природа 1
ü Неживая природа 2
В итоге, работая на тренажѐре, обучающиеся видят результаты выполнения каждого задания в отдельности.
Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. На этапе закрепления и повторения. Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Игра нетрудная, но если ребята неверно отвечают на вопрос, то задание можно будет выполнить сначала.
№ п/п |
Страницы диалогового тренажера (скриншот) |
Деятельность обучающихся. Комментарии к заданиям
|
Деятельность педагога Комментарии |
Ссылка на тренажѐр https://h5p.org/h5p/embed/63734 «Чтобы ученикам было интересно работать на тренажере, страницы украшены анимационными картинками и звуковыми файлами. |
|||
Сл айд 1 |
|
Читают информацию. Знакомятся с целью и задачами.
|
Мотивирование к учебной деятельности. («надо» - «хочу» - «могу»). Необходимо заинтересовать учащихся предстоящей работой.
|
Сл айд 2 |
|
Условные обозначения Дети читают информацию об условных знаках, которые могут встретиться на страницах тренажера. Этот блок необходим для того, чтобы целевой аудитории были понятны условные обозначения, правила работы, применяемые в диалоговом тренажере. А также кнопки с дополнительной, справочной информацией.
|
Читает информацию. Знакомится с целью и задачами. |
Организационный этап. На этом слайде начинается диалог со знакомства, в котором четко определена роль персонажа, который будет «вести» диалог и роль обучающегося. Использованы элементы интерактивности (не менее 3-х типов заданий в формате диалога, ссылки, кнопки, области текстового ввода, видео, и т. д.). В формулировке задания кроме текста использованы изображение, видео, звук, интерактивные элементы, встоенные слайд, а также ссылки на сторонние ресурсы, содержащие медиа-контент для выполнения задания. |
Сл айд 3 |
|
Знакомятся с анонсом ближайшими событиями. Диалоговый тренажер "Путешествие по Югре". Читают информацию. Знакомятся с целью и задачами. Видеоролик «Край заповедной природы»
Юный друг! Я - Югорка вместе с хантыйской девочкой Килим и олененком Елдан приглашаем тебя принять участие в путешествии по Югорскому краю. Перед началом предлагаем посмотреть видео "Край заповедной природы" |
Прослушав звуковое сопровождение, в котором герои приглашают в путешествие. Используется анимация. |
Сл айд 4 |
|
Изучают порядок работы Карта путешествия Учащиеся выбирают тему (определенную полянку) для выполнения заданий по данной теме и по ссылке перемещаются на конкретную страницу.
|
Педагог консультирует. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности знаний. На данном слайде звучит музыка леса, что позволяет еще ближе сблизиться с природой, настроиться на работу. |
Сформулированы в форме диалога задания определенного типа ( с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами ответа, с диалоговыми карточками и т. д.). |
|||
Сл айд 5 |
Использованы элементы интерактивности (не менее 3-х типов |
Заполни пропуски, используя клавиатуру. Имена собственные пиши с заглавной буквы. Историческая справка. Ханты и манси - это коренные малочисленные угорские народы. Первое письменное сообщение о народе, обитающем "на полунощных странах", было записано в "Повести временных лет" в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе угры – (остяки (ханты), вогулы (манси) – с которым столкнулись русские первопроходцы. XII – XIII века отмечены в летописях частыми походами новгородцев в Югру для сбора дани – меха соболей, горностаев, песцов и белок. Спрос на дорогие меха на Руси не иссякал. |
Педагог учит детей работать с информацией в сети Интернет. С помощью ссылок педагог предлагает информацию, которая может быть использована при выполнении заданий.
|
|
заданий в формате диалога, ссылки, кнопки, области текстового ввода, видео, и т. д.).
В формулировке задания кроме текста можно использовать изображение, видео, звук, интерактивные элементы, встоенные слайд, а также ссылки на сторонние ресурсы, содержащие медиа-контент для выполнения задания. |
10 декабря 1930 г. Президиум ВЦИК принял постановление "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера", в том числе и Остяко-Вогульского (ХантыМансийского). Главным занятием северян были рыбная ловля, охота на зверей и птиц, сбор кедровых орехов, грибов и ягод. |
|
Сл айд 6 |
|
Прослушивание звукового сопровождения с слайду. Его можно отключить, нажав на зелѐную кнопку. И самому прочитать текст. Ханты и манси живут в гармонии с природой, это обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором дикоросов. Особое значение приобретает поклонение природе - характерная черта их культуры. С любовью и трепетом коренные народы относятся к своему дому, культуре. Как драгоценности ханты и манси хранят легенды, предания, сказки, мифы, а также обычаи и ритуалы и бережно передают их из поколения в поколение. |
Педагог знакомит учеников с историей коренных народов севера, мотивируя детей к дальнейшей работе. Работают ссылки. |
Сл айд 7 |
|
Знакомство с культурой ханты и манси.
Боги ханты и манси Нуми - Торум - верховный бог Калташ - Эква - жена и сестра Нуми - Торума Куль - Отыр - властитель подземного царства Хотал - Эква - богиня солнца Этпос - Ойка - бог луны Най - Эква - богиня огня |
На данном слайде звучит хантыйская музыка из шаманского обряда, что позволяет еще ближе познакомиться с культурой народов ханты. Могут познакомиться с народными танцами или шаманским обрядом. |
Сл айд 8 |
|
Прослушивание звукового сопровождения с слайду. Его можно отключить, нажав на зелѐную кнопку. И самому прочитать текст. Таежный лес обычно состоит из деревьев одного вида: ели, пихты, сосны или лиственницы. Ярусная структура очень проста: дерево- доминант, ниже кустарники (черника, брусника, голубика), затем мхи и лишайники. Береза и сосна - деревья второго яруса. Влаголюбивая ель, любит богатые глинистые почвы, пихта - влажные склоны. В ее зарослях очень сумрачно. А сосна может расти на бедных питательных веществами и водой песках. А лиственница не знает конкурентов на мерзлых грунтах. На севере преобладают хвойные леса, южнее - смешанные. |
На данном слайде звучит музыка леса, что позволяет еще ближе сблизиться с природой.
Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону. Выполняют тест. |
Сл айд 9 |
|
Наш округ богат не только нефтью и газом, но и лесами. Наш лес называется тайга. Здесь растут лиственные и хвойные деревья. Рассмотри деревья. В пустые клетки вставь соответствующий номер. Воспользуйся клавиатурой. Берѐза *2* Осина *6* Рябина *4* Сосна *1* Кедр *7* Ель *5* Лиственница *3* |
На данном слайде звучит музыка леса, что позволяет еще ближе сблизиться с природой.
|
Сл айд 10 |
|
Угадай растение Используй клавиатуру Выбери правильный ответ: Береза *5/8* Рябина *10* Кедр *2* Осина *1* Ель *4* Лиственница *11* Сосна *6/9* |
На данном слайде также звучит музыка леса.
|
Сл айд 11 |
|
Прочитай рассказ. Выдели названия ягод Наша тайга и торфяные болота, поросшие мхом сфагнумом, богаты ягодами. Окраины болот, заросшие *клюквой*, *черникой*, *брусникой*, привлекают к себе зверей и птиц. В ягодную пору здесь можно встретить глухарей, рябчиков, белых куропаток. *Морошка* «болотный янтарь» по форме напоминает *малину*, но отличается особым запахом и вкусом. Еѐ незрелые ягоды — красные, а зрелые — оранжевые и почти прозрачные. На Севере еѐ и сейчас называют Царской ягодой. А *клюкву* в народе называют "болотным лекарем". *Водянику*— стелющийся кустарник высотой до 20 см. отличить легко — листья похожи на хвоинки. Ягоды хорошо утоляют жажду. Вкуса практически не имеют. |
Учитель воспитывает уважительное отношение к природе. Нажимая на конкретную ягоду, карточка со словом окрашивается в голубой цвет. В конце все неверные ответы окрашиваются в красный цвет, правильные - в зеленый. |
Сл айд 12 |
|
"Ягоды нашего края" Напиши где какая ягода. Используй клавиатуру. Клюква *3* Черника *5* Рябина *2* Брусника *7* Голубика *4* Шиповник *1* Калина *6* Морошка *8* |
|
Сл айд 13 |
|
"Укажи съедобные грибы" Добавь недостающее слово в цепь питания. Выбери один вариант Белый гриб *13* Лисичка *1* Подосиновик *12/5* Опята *4* Сыроежка *7/8* Волнушка *6* Груздь *9* "Укажи ядовитые грибы" Мухомор *10* |
Здесь некоторые слова имеют 2 правильных ответа. |
|
|
Ложные опята *2* Бледная поганка *14* |
|
Сл айд 14 |
|
Прослушивание звукового сопровождения с слайду. Его можно отключить, нажав на зелѐную кнопку. И самому прочитать текст. Животный мир, как и растительный очень разнообразен: дикий северный олень, лось, медведь, лисица, волк, рысь, росомаха, заяц, песец, белка, бурундук, соболь, норка, куница, горностай, колонок, хорь, выдра, ласка, крот, бурундук, еж. А какое количество птиц: филин, беркут, свиристель, тетерев, глухарь, рябчик, кедровка, куропатка, утка, казарка, кулик. Еще в наших водоемах обитает 42 вида рыб: осетр, стерлядь, нельма, муксун, пелядь (сырок), сиг, щука, карась, сосьвинская сельдь (тугун), чир и др. |
На данном слайде |
Сл айд 15 |
|
"Красная страничка" У какой птицы самый длинный язык? Дятел Сорока Голубь Какая птица слаба на слух? Глухарь Аист Синица Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? Кукушка Тетерев Филин Какая птица выводит птенцов зимой и может доставать семена из шишек? Клѐст Дрозд Грач С прилѐтом каких птиц начинается весна? Грач Скворец Снегирь Какая птица ползает по стволу дерева вверх и вниз? Поползень Сова Филин Какая птица уничтожает за год около тысячи грызунов? Сова Аист Филин |
На данном слайде звучит музыка леса.
Здесь в задании и далее выделенные слова обозначают правильные ответы в заданиях. |
Сл айд 16 |
|
"Красная книга ХМАО-Югры" Учащиеся имеют возможность пройти по гиперссылке и познакомиться с Красной книгой Югры, (различными видами представителей, классификацией и описанием живых организмов, которые занесены в данную книгу. Гиперссылка отправляет учащегося на безопасные странички Интернета. Для поиска информации используют полезные ссылки. |
|
Сл айд 17 |
|
Выбери правильный ответ Коренные жители нашего округа? Ханты и манси Ханты и буряты Манси и уйгуры 1. Какой город является столицей нашего округа? Ханты – Мансийск Нижневартовск Сургут 2. Назовите основные виды занятий коренных жителей Оленеводство, рыболовство, сбор дикоросов Добыча нефти и газа Лесозаготовка, выращивание овощей и фруктов 3. Как называется место для хранения у хантов? Лабаз Сарай Амбар 4. Что такое малица? МАЛИЦА - мужская одежда оленеводов, длинная без разреза рубаха с капюшоном из оленьих шкур МАЛИЦА - блюдо ханты и манси, приготовленное из оленьего мяса МАЛИЦА - женское украшение, изготовленное из бисера 5. Как называют жилище белки? Гайно Дупло Гнездо 6. Как называется основной праздник у хантов? Медвежий праздник, день оленевода, вороний праздник Праздник кита, праздник моржей, день тундры Праздник возвращения солнца; встреча, проводы зверя |
На данном слайде звучит хантыйская музыка, что позволяет еще ближе познакомиться с культурой народов ханты.
Пунктирной линией подчѐркнуты верные ответы.
|
Сл айд 18 |
|
Участники выполняют занимательные интеллектуальные задания. Игра "Угадай памятник" "Кроссворд" Игра "Угадай герб города"
|
Разминка для ума развивает творческие и интеллектуальные способности юных любителей природы. |
|
|
Игра "Угадай памятник города" Помощь: Нажимая «мышкой» на картинки, необходимо их соединить название города и его достопримечательность. Если решение верное, картинки исчезают, если допущена ошибка, картинки станут красными.
|
Обратная связь: Здорово, ты, верно, выполнил задание. Помощь: Нажимая «мышкой» на картинки, необходимо их соединить название города и его герб. |
|
Включение в систему знаний и повторение. |
Решают экологический кроссворд (Животные и растения) На данной странице работают интерактивные полезные ссылки. Обучающиеся не только отвечают на вопросы кроссворда, но имеют возможность прочитать расширенную информацию о животных луга (леса, водоема, болота) |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. |
|
|
Читают информацию. Отвечают на вопросы. Задание «Кроссворд» 1. Ночная охотница, съедающая за ночь 7-8 мышей. (сова) 2. Вымершее животное с большими бивнями. (Мамонт) 3. Участок территории, на котором сохраняются и восстанавливаются редкие животные, растения, и запрещается охота. (Заповедник) 4. Это наука о среде обитания, и еѐ влиянии на организмы. (Экология) 5. Какая сибирская ягода, заменяет лимон? (Клюква) 6. Хвойное дерево, из которого изготавливают карандаши, а орехи используют в приготовлении блюд? (Кедр) 7. Жидкое полезное ископаемое с резким запахом, розливы которого приводят к серьезным экологическим проблемам. (Нефть) |
Для учащихся, которые испытывают затруднения при выполнении заданий предлагается использование подсказок: 1. Обратная связь: Здорово, ты выполнил все верно! 2. Помощь: Дорогой друг, ты можешь начинать разгадывать кроссворд с любого слова. |
|
|
Игра "Угадай герб города "
Помощь: Нажимая «мышкой» на картинки, необходимо их соединить название города и его герб. Если решение верное, картинки исчезают, если допущена ошибка, картинки станут красными.
|
Обратная связь: Здорово, ты верно выполнил задание.
|
Сл айд 19 |
|
На данном слайде представлены разно уровневые задания. Обучающийся может начинать с любого задания. ü Игра "Чей плод?" ü Игра "Конструируем Эко-Знаки" ü Игра "Этажи леса" ü Неживая природа 1 ü Неживая природа 2
|
|
Сл айд 19 |
|
Если учащися необходимы дополнительные подсказки, необходимо нажать на вопрос. |
|
|
|
Игра "Чей плод?" Необходимо соотнести растение и его семена. Если нудна подсказка, необходимо нажать на красную кнопку. |
|
|
|
Если нудна подсказка, необходимо нажать на красную кнопку. |
|
Сл айд 20- 21 |
|
|
Помни об этом всегда! |
Сл айд 22 |
|
Подведение итогов занятий на тренажере. Просмотр видеоролика о родном крае. |
|
|
|
В конце каждого уровня обучающийся получает награду: звучат фанфары, салют и грамоту или диплом Выполнив задание, команды отправляют свои работы учителю. |
Учитель поздравляет участников с завершением работы, подводит итоги. |
|
Слайд с результатом (контролирующая основа). Этот слайд содержит вывод результата после прохождения диалогового тренажера, а также предоставляет возможность просмотреть решение или повторить попытку. |
||
Сл айд 23 |
|
Подведение итогов Рефлексия. |
|
Сл айд 24 |
|
Участники использую полезные ссылки сети Интернет. |
На блоге учителя размещены ссылки на полезные ресурсы сети Интернет и краткое их описание. |
|
Время прохождения тренажера для обучающихся – не более 2030 мин. Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки обучающихся, а также живая эмоциональная, интреактивная форма преподнесения информации, подаваемой порциями в понятной и логической последовательности, помогут вам добиться возможности достижения обучающимися определенного результата, ради которого вы создаете диалоговый тренажер. |
В заключение участники дистанционного обучения пишут отзывы, комментарии: - что нового узнал; - было интересно; - было трудно; - я научился; - у меня получилось - меня удивило; - мне захотелось… |
|
Таким образом, осуществляется научно-познавательное открытие тайн природы в дистанционной игровой форме. Обучающиеся повышают компьютерную грамотность, расширяют знания о природе родного края, привыкают использовать компьютер как средство для получения и обработки новой информации.
Список используемой литературы
1. Григорьев С. Г., Гриншкунин В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – Томск: ТМЛ – Пресс, 2008. – 286 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа (утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр. – 271)
3. Использование образовательной технологии Web – квест в качестве новой модели учебной деятельности// Материалы V Международной научно-практической конференции «Инфо – Стратегия / г. Самара, 2013»
4. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
5. Савенков А.И. Одарѐнный ребѐнок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272 с.
6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от22 сентября 2011 г. № 2357)
8. Шагалиева Д. Д., «Методподдержка. Дистанционный методический сервис Центра развития образования г. Нижневартовска», Выпуск №7/2015
14
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.