ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ
(из опыта использования игры «Домино»).
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития…. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.
Дети с недостаточной сформированностью мыслительных навыков уже с первого класса испытывают трудности в обучении, все больше отстают от своих сверстников. Несформированность мыслительной деятельности приводит к фрагментарности, поверхностности, а зачастую, к ошибочности их знаний. Задача психолога состоит в том, чтобы познакомить младших школьников с техникой умственной работы, упражнять их в сознательном овладении приемами мыслительных действий.
Однако следует отметить, что иногда учебные требования не соответствуют индивидуальным особенностям учащихся и тогда нам на помощь приходит игра. С помощью игровых приемов как на индивидуальном, так и на групповом занятии можно стимулировать интерес детей к работе, объясняя провала игры, познакомить их с принципом того или иного мыслительного действия, а в ходе самого игрового процесса отработать навык, закрепить умение и т.д.
Для обучения школьников обобщению я использую игру «Домино», предложенную М.К. Акимовой, В.Т. Козловой в разработанном ими пособии для учителей, школьных психологов, родителей. Карточки для нее легко изготовить самостоятельно, набрав на компьютере необходимые для работы понятия, а затем, распечатав и разрезав их так, чтобы получились бумажные «костяшки» домино. В своей работе я использую как школьные, так и житейские понятия. Очень часто в работе с учениками начальной школы с ОВЗ приходится возвращаться к понятийному материалу детского сада, поскольку многие дети имеют пробелы именно в нем (например - времена года, части суток, названия месяцев года и др.).
Игра очень нравится детям, мы играем в нее на индивидуальных занятиях вдвоем с ребенком, или на групповых занятиях ребята объединяются по 2 - 4 человека. Игру можно включать в работу с детьми со 2 класса (когда они уже достаточно хорошо читают). В методических рекомендациях игра предлагается до 5 класса включительно, однако мы с удовольствием играли в нее и с учениками – билингвистами 9-х классов на индивидуальных занятиях. Надо отметить, что кроме закрепления умения обобщать, для многих ребят игра служит хорошим стимулом для ориентации в понятиях из различных научных и жизненных сфер.
Один игровой набор содержит 28 карточек, на которых написаны 7 групп понятий - обобщений по 8 понятий к каждой группе. Причем, из этих 8 понятий даны 4 конкретных и 4 обобщения. Например, 4 конкретных: треугольник, круг, квадрат, многоугольник и 4 раза - понятие геометрическая фигура. Количество карточек для игрового набора можно варьировать, сделать их в меньшем количестве, что позволит ребенку лучше ориентироваться на этапе усвоения принципа игры. Можно изготавливать домино с понятиями из разных областей знаний, а можно для каждой конкретной. В моем арсенале есть как тематические: математика, русский язык и литература, окружающий мир, география, ботаника, так и смешанные наборы карточек. Ребята сами частенько просят определенный набор для игры.
Правила игры как в обычном домино. К конкретному понятию мы можем приложить его обобщающее понятие или другие конкретные понятия из этой группы, к обобщающему понятию прикладываем только его конкретные понятия. Если на карточках нет подходящего понятия, то необходимо взять одну из оставшихся на столе карточек. Если и после этого подходящее понятие не появилось, то ход переходит к следующему участнику. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки, при условии, что «банк» пуст. На первом занятии, когда мы знакомимся с игрой, ребенку объясняются правила и в ходе нескольких проб необходимо отслеживать его карточки, подсказывая, напоминая правила или просто задавая наводящие вопросы. Со временем ребята учатся самостоятельно отслеживать свои карточки, а я поощряю их рассуждения вслух, когда они анализируют свой ход. Так можно отследить возможные ошибки и учить детей рассуждать. Запустив игру в работу и посвятив ей целое занятие, я оставляю ее в качестве разминки или как бонус за хорошую работу в конце на последующих занятиях. Таким образом, включаясь в игровое общение с детьми, я формирую у них познавательную активность и саморегуляцию, развиваю внимание и память, создаю условия для формирования логических операций мышления.
Наборы карточек для домино могут быть, например такими:
№1
Единица длины |
грамм |
|
Единица длины |
сложение |
|
Единица длины |
ромб |
|
Единица длины |
компас |
|
Математическое действие |
килограмм |
|
Математическое действие |
километр |
|
Математическое действие |
круг |
|
Математическое действие |
термометр |
|
Единица массы |
метр |
|
Единица массы |
вычитание |
|
Единица массы |
квадрат |
|
Единица массы |
барометр |
|
Геометрическая фигура |
сантиметр |
|
Геометрическая фигура |
тонна |
|
Геометрическая фигура |
умножение |
|
Геометрическая фигура |
весы |
|
Прибор |
дециметр |
|
Прибор |
центнер |
|
Прибор |
деление |
|
Прибор |
треугольник |
|
|
||
№2
Осадки |
день |
Осадки |
пшеница |
Осадки |
час |
Осадки |
Москва |
Зерновая культура |
град |
Зерновая культура |
ночь |
Зерновая культура |
килограмм |
Зерновая культура |
Париж |
Единица измерения |
снег |
Единица измерения |
утро |
Единица измерения |
просо |
Единица измерения |
Лондон |
Часть суток |
дождь |
Часть суток |
рожь |
Часть суток |
метр |
Часть суток |
Берлин |
Столица государства |
иней |
Столица государства |
вечер |
Столица государства |
градус |
Литература:
М.К.Акимова, В.Т. Козлова. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Пособие для учителей, школьных психологов и родителей. Обнинск. Изд-во «Принтер». Н-89 (03).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.