1. Подобрать дидактические и методические материалы для диагностики и коррекции нарушений зрения у детей раннего возраста.
Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша. При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполниться полгода.
Первичное обследование проводиться по следующему алгоритму.
Определение остроты (в 1 месяц – по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца – по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев – по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения (поле зрения – максимальное пространство, осматриваемое одним глазом). Поля зрения определяются ориентировочно – врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышцы, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат)
Электрофизиологический метод исследования: (ЭРГ и ЗВП)
Эти методы дают возможность оценить состояние сетчатки, проводящих путей и корковых зрительных функций, что позволяет вместе с клиническими проявлениями установить диагноз, судить о динамике процесса, результате лечения, а также прогнозировать течение заболевания.
Электроретинограмма или ЭРГ, характеризует функциональное состояние нервных элементов сетчатки глаза, т.е. периферического отдела. Но т.к. для детей раннего возраста ЭРГ проводится под наркозом, то использование этого метода в офтальмологии ограниченно.
Метод корковые зрительные вызванные потенциалы или ЗВП, основан на записи биопотенциалов головного мозга, зарегистрированных через покровы черепа с помощью специальных электродов. Это безболезненная и абсолютно безвредная процедура для ребенка. При регистрации ЗВП в качестве стимулов используют вспышки света и черно-белые шахматные поля с различным размером составляющих их ячеек.
Метод оценки остроты зрения.
Острота зрения – базовая зрительная функция, которая лежит в основе зрительного восприятия ребёнка.
У детей раннего возраста оценить остроту зрения можно с помощью объективных методов – по поведенческим реакциям ребенка и ЗВП. Среди объективных методов оценки по поведенческим реакциям выделяют метод зрительного предпочтения. Несколько позже появились его модификации: метод вынужденного выбора и оперантного предпочтения. Метод зрительного предпочтения состоит в анализе длительности зрительной фиксации взгляда ребенка при предъявлении одновременно двух карт: решетки и равного по освещенности однородного поля. Этот метод основан на врожденной способности ребенка оказывать предпочтение структурированному объекту. Учитывая фиксацию взгляда и движения головы ребенка, исследователь может сделать вывод о том, различает ли ребенок предъявляемую ему решетку или нет.
Метод вынужденного выбора заключается в том, что младенцу предъявляется на экране два стимула ( гомогенное и структурированное полотно) справа и слева от фиксационной точки. Во время каждого исследования наблюдатель находится за экраном и не знает позиции стимула. Он следит за положением глаз и головы младенца через отверстие, расположенное ниже фиксационной точки. Заключение основывается на следующих показателях: на начале и длительности фиксации, движении головы и выражении лица ребенка. Внимание ребенка поддерживается постукиванием наблюдателя по центру экрана или показом слайдов между предъявлениями стимулов. Оптический возраст для использования этого метода 1-6 мес., когда ребенок охотно следит за структурированными стимулами. Некоторые дети остаются чувствительными к тесту до 9 или 12 месяцев.
У детей более старшего возраста используется техника оперантного предпочтения. Его отличие от предыдущего метода состоит в том, что для поддержания внимания и зрительного поведения детей применяются «подкрепляющие стимулы» (игрушки). Ребенку показывают игрушку только в том случае, если он опознает предъявляемый объект. Эти методы обладают высокой точностью у детей раннего возраста и могут быть использованы для оценки не только остроты зрения, но и контрастной чувствительности и цветного зрения. Существенным недостатком этих методов является длительность исследования, которое занимает 1-1,5 часа.
У детей с патологией зрительного анализатора острота зрения имеет низкие значения, что существенно снижает количество зрительной информации, поступающей в корковые зрительные центры, и приводит к вторичным изменениям, усугубляющих первичный зрительный дефект. Все это отрицательно сказывается на психическом и двигательном развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения. С целью предупреждения отставания в когнитивном и двигательном развитии ребенка необходима ранняя, с первых дней жизни, психолого-педагогическая коррекция психомоторного развития детей с нарушением зрения.
Проверка умения малыша находить взглядом игрушку и двигаться по направлению к ней. Диагностический метод Н. Баррагой. Для этого понадобиться яркий пляжный мяч (или другой предмет, хорошо знакомый малышу).
Реакция:
· Малыш находит игрушку взглядом и решительно приближается к ней вплотную.
Признаки неблагополучия:
· Малыш не находит игрушку взглядом, не подходит к ней.
· Он находит игрушку, но с очень небольшого расстояния (90-240 см), подходит к ней нерешительно.
Проверка прослеживания за движением объекта и приближения к нему. Диагностический метод Н. Баррагой. Для этого вновь потребуется яркий мяч.
Реакция:
· Малыш прокатывает мяч, прослеживает его движение и подходит к нему, когда мяч остановится.
Признаки неблагополучия:
· Малыш не прокатывает мяч.
· Малыш прокатывает мяч, но не в направлении взрослого.
· Он не прослеживает движение мяча.
· Он прослеживает движение мяча, но на каком-то расстоянии теряет игрушку из поля зрения и не подходит к ней.
Диагностический метод Н. Баррагой. Проверка зрительного распознавания характерных деталей игрушки.
Понадобиться кукла.
Реакция:
· Малыш указывает соответствующее место или называет отсутствующую часть.
Признаки неблагополучия:
· Малыш не указывает соответствующее место и не называет отсутствующую часть.
Психолого-педагогическая коррекция психомоторного развития детей первого года жизни с глубокими нарушениями зрения.
Л. И. Солнцева выделяет стадии компенсации слепоты в раннем возрасте:
1. У детей первого полугодия жизни, связана с полисенсорным характером восприятия.
2. Связана с самостоятельным передвижением ребенка и ориентировкой в пространстве.
Список используемых источников:
1. Фильчикова Л. И., Бернадская М. Э., Парамей О. В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие/ Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. 2-е издание. Москва: издательство «Экзамен», 2004. 192 с.
2. Скрипец П., Кудрина Т. Как видит ребенок?/ Журнал «Здоровье дошкольника» №5, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.