Дидактические игры для развития грамматического строя речи.
Оценка 5

Дидактические игры для развития грамматического строя речи.

Оценка 5
docx
22.11.2021
Дидактические игры для развития грамматического строя речи.
Дидактические игры.docx

Картотека дидактических игр для развития  грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.

 

«Подбери признак»

Цель: обучение согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

 

«Назови ласково»

Задача: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: мама произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

 

«Близкие слова»

Цель: формирование умения подбирать синонимы к словам. Развитие точности выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

 

«Узнай по описанию»

Цель: обучение составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: мама просит ребенка самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

 

«Что изменилось?»

Цель: употребление предлогов с пространственным значением, развитие внимания, памяти.

Материал: лесенка, мелкие игрушки.

Ход: мама расставляет игрушки, ребенок называет их, затем закрывает глаза, мама меняет месторасположение. «Что изменилось? Где стояла игрушка? Где стоит теперь? Обыгрываются все возможные положения.

 

«Посчитай»

Цель: упражнения в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: мама называет один предмет, ребенок отвечает, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

 

«Чей? Чья? Чьё?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: мама называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

 

Подготовила

учитель-логопед

Золотова А.В.


 

Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи

Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Скачать файл