Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.
Оценка 4.7

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.

Оценка 4.7
doc
23.01.2020
Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.
Дидактические игры..doc

                                       Ямаева Светлана Александровна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                         1 квалификационной категории

                                                                          муниципального общеобразовательного   

                                                                          учреждения « Гимназия № 4» г. Елабуга

  

Дидактические игры и игровые приемы

на уроках русского языка в начальных классах.

 

1.Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

 

      Одним  из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить  интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду  с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

         Ведь то, что играэто часть учебного процесса, ни для  кого не секрет. Игра помогает  формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

        На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься  русским  языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала  много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать  и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

      Приведу  некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

 

 

                                                                

                                                           Игры.

I.   « Выбери три слова»    ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по             

        русскому языку)

 

         ЦельПроследить за формированием орфографического  навыка с учетом этапа                   работы над орфографией.

 

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

    

        На 9 карточках  записаны  девять слов:

        1-й  набор: рыбкавьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

        2-й  набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

 

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

 

I. рыбка       вьюга       чулок                       II. подъезд       склад       ворона

    дубки       варенье    чучело                     съемка         град         ворота

    гриб         ручьи        чум                              подъем       клад         воробей

 

 

 

II Игра « Почтальон»

 

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного  слова, расширить  словарный запас, развивать  фонематический  слух, профилактика  дисграфии.

 

ХодПочтальон  раздает группе  детей ( по 4-5 чел.) приглашения.

           Дети определяют , куда их пригласили.

 

 

огород               парк                море            школа          столовая          зоопарк

гря-ки                 доро-ки           пло-цы         кни-ки          хле-цы                 кле-ка

кали-ка               бере-ки        фла-ки          обло-ки        пиро-ки              марты-ка

реди-ка               ду-ки                ло-ки           тетра-ка         сли-ки                тра-ка

морко-ка             ли-ки            остро-ки      промока-ка    голу-цы            реше-ка

 

 

Заданияа) .Объяснить  орфограммы, подбирая проверочные  слова.

                   б). Составить предложения, используя  данные  слова.

 

 

III . Игра « Шифровальщики»

       

       Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов   анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной  функции звука и буквы, обогащение  словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

      

        Ход: Играют в парах: один  в роли шифровальщика, другой- отгадчика.

                  Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут      

                         попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

 

 

                       жыил                       ански                      кьоинк

                       лыжи                      санки                           коньки

   

Отгадчику  предстоит не только отгадать слова, но и выбрать  из каждой группы лишнее слово.

        Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарзстрааенкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат,   здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

 

 

 

IVИгра « Клички»

        Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление             

фонетического и грамматического  разбора слов, правописание собственных имен.     

        Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

                  

                  ШАР, СТРЕЛАОРЕЛРЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить  предложения.

 

                 ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИКРЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

 

 

      Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении  кличек

       ( суффикс, окончание).

 

 

 

 

                                            Игровые приемы.

 

1.Найди «лишнее слово»

   Цельразвивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания,

                       закрепление правописаний непроверяемых гласных.

 

 

 

     МАК                              РОМАШКА                              РОЗА                        ЛУК                                                  КОШКА                        СОБАКА                                      ВОРОБЕЙ                  КОРОВА
   
БЕРЕЗА                         ДУБ                                             МАЛИНА                  ОСИНА
   
КОРОВА                        ЛИСА                                       ВОЛК                     МЕДВЕДЬ

 

 

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

 

 

2.Детям очень нравятся такие задания как:

  

  а) Заменить словосочетания одним словом:

 

  -  промежуток  времени  в 60 минут,

  -  военнослужащий, стоящий на посту,

  - ребенок, любящий сладкое,

  - очень смешной фильм.

 

 б) Распредели слова на две группы.

     Найди родственные слова. Выдели корень.

 

 в) Закончи предложения:

 

     У Ромы и Жоры есть ………….

      Однажды они пошли ………….

      Вдруг из кустов……………..

      Потом  ребята долго вспоминали как……..

 

 г) Составь рассказ по опорным словам:

    

      зимаснежокморозец, деревьяхолодснегири.

 

            Ценность  таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

           Важная  роль занимательных  дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих   свою  собственную  несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

           Ребенок  с  удовольствием выполняет  любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

 

    Используемая литература:

  1. Журнал «Начальная школа», 2001год.
  2. Голуб И.Б. Стилистика совре6менного русского языка. М.,1986.
  3. М.Я.Морозова, Е.Н.Петрова  Грамматические игры для начальных классов. М., 1963

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020