Дидактические игры по темам
«Одежда», «Дифференциация: одежда, обувь и головные уборы»:
«Загадки и отгадки»
Цель. Учить детей обозначенные словесно признаки предметов соотносить с предметами, представленными графически.
Развивать и обогащать речь детей, внимание, воображение, логическое мышление.
Воспитывать сообразительность, находчивость, любознательность, интерес к окружающему миру, усидчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.
Игровые правила. Учитель-логопед загадывает загадки, не должен показывать соответствующую картинку, чтобы дети не сразу могли догадаться о том или ином предмете.
Игровые действия. Дети, соревнуясь, отгадывают загадки и получают соответствующие карточки.
Ход игры. Вариант первый. Учитель-логопед читает загадки, написанные на карточках. Дети рассматривают полученные картинки. Ребёнок заявляет об этом и объясняет, почему он так считает. Объяснение заставляет его проанализировать как смысл загадки, так и "структуру" имеющейся отгадки - картинки.
Побеждает, тот кто больше наберёт карточек-отгадок.
«Оденем куклу Машу, на прогулку»
Цель: знакомство с названиями предметов одежды, пополнение словарного запаса, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
Уточнять, расширять и обобщать представление детей об одежде.
Обогащать словарь детей по теме «Одежда»;
Развивать целостное восприятие и внимание.
Игровые правила. Учитель-логопед предлагает подобрать для куклы Маши по сезонам. (Летняя прогулка, осенняя прогулка). Дети подбирают соответствующие предметы одежды, обуви и головных уборов, учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания.
«Что изменилось?»
Цель: развитие целостного восприятия, внимания развитие, зрительной памяти и речи.
Игровые правила. Учитель-логопед предлагает внимательно посмотреть на куклу в одежде, потом просит ребенка (детей) закрыть глазки, затем меняет один из предметов одежды, обуви или головных уборов (например, красную полосатую шапочку на белую или жёлтый шарф на красный и т.п.). Когда ребенок (дети) открывает глаза, учитель-логопед спрашивает: «Что изменилось?».
Дети отвечают, и игра продолжается. (замена 4-5 предметов одежды, обуви или головных уборов).
«Чего не стало?»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.
Игровые правила. Учитель-логопед кладет перед ребенком несколько предметов одежды (три – четыре). Просит ребенка (детей) закрыть глаза, прячет один из предметов. Когда ребенок открывает глаза, учитель-логопед спрашивает: «Чего не стало?»
«Разрезная картинка»
Цель: развитие целостного восприятия, внимания.
Игровые правила. Для данной игры подойдут цветные предметные картинки на белом фоне. Предмет должен быть знаком ребенку (детям), нарисован четко, яркими красками. Необходимо иметь две одинаковые картинки. Для начала знакомства с данной игрой (первый тап) разрезаем одну картинку на 4 части посередине горизонтально и вертикально. Сначала можно предложить ребенку целую картинку, разобрать ее – что это? Из каких частей состоит? Какой по цвету? Для чего нужна? После этого можно, не убирая первую картинку, предложить разрезанный вариант и собрать её. Если вы видите затруднения ребёнка – не понимание смысла вашей просьбы - можно сначала накладывать части разрезанной картинки на целый образец.
В дальнейшем можно усложнить данную игру – разрезав на 5-6 частей также в вертикальном или горизонтальном разрезе.
«Что спряталось?» («Контуры»)
Цель: развитие целостного восприятия, внимания
Игровые правила. В данном упражнении деткам предлагаются контурные изображения простых предметов, наложенные друг на друга. Необходимо отгадать, какие предметы там спрятались. На первом этапе необходимо, чтобы оригинал предмета находился рядом. В дальнейшем – оригинал можно убрать.
«Что лишнее?»
Цель: Развивать
абстрактно образное мышление, зрительную память.
Развивать умственные способности, умение классифицировать.
Расширить детский кругозор.
Игровые правила. Учитель-логопед предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями и определить, что лишнее. Объяснить свой выбор.
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: Одежда
Цель:
Закреплять у детей умение составлять описательные рассказы по теме «Одежда»
Задачи:
Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь по теме «Одежда»,
развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы об одежде по
плану, совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать
относительные прилагательные.
Познавательное развитие: закреплять умение определять материал, из которого
изготовлен предмет, развивать внимание, память, логическое мышление, воспитывать
бережное отношение к одежде.
Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику
Художественно-эстетическое развитие: формировать умение внимательно слушать
стихотворение, уметь делится впечатлениями о прочитанном ранее, комментировать
поступки литературного персонажа.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей толерантное отношение
друг к другу, навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Ход занятия:
Вступление:
Логопед:
-Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Давайте встанем в
круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла
и любви, что живет в нашем сердце. А теперь откроем глаза и улыбнемся друг
другу. Я вижу, что у всех хорошее настроение.
Основная часть:
1.Дети вместе с логопедом подходят
к экрану.
Логопед:
-Послушайте стихотворение:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
На экране появляется изображение дерева.
-Ребята, вы знаете, как называется это стихотворение? (Чудо-дерево)
-А кто его написал? (К.Чуковский)
- Ребята, а если это чудо-дерево, как про него можно сказать, какое оно?
(Сказочное, волшебное).
- Да ребята, поэтому иногда предметы на нем исчезают, а вместо них появляются
новые. Посмотрите - исчезли. Только новые предметы на нем почему-то не
появились, да и само дерево уменьшилось. Наверное, у него вся волшебная сила
закончилась. Хотите ему помочь? Для этого нужно выполнить задания.
2.-Хотите узнать, какие предметы должны были появиться на дереве? Для этого
нужно загадки отгадать.
Две штанины и резинка -
Очень странная картинка.
Где же зад, а где перед?
Кто же сразу разберет?
(брюки)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)
Может быть прямой она,
Может – расклешенной.
Может быть любого цвета,
Красной и зеленой.
Может складочки иметь,
Кружево, оборки.
Носят ее бабушки,
Женщины, девчонки.
(юбка)
Греет он шею холодной зимой,
Мягкий, пушистый
И шерстяной.
(шарф)
Я как зонт – не промокаю,
От дождя вас защищаю
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
(плащ)
- А как все эти предметы можно назвать одним словом? Одежда
Значит, на нашем дереве должна была появиться одежда. Но не появилась, потому
что сила дерева иссякла. Придется нам самим одежду искать. А где люди
приобретают одежду? (В магазине. )
-Отправляемся в магазин, а по дороге будем задания выполнять, чтобы дереву
помочь.
3.Д/И «Цветик-разноцветик»
-Посмотрите, какой необычный цветик - разноцветик. Давайте его внимательно
рассмотрим. Усаживайтесь поудобнее на коврик.
- А из чего сделаны его лепестки? (Из ткани) А какого цвета бывают ткани?
- А зачем людям нужна ткань? Пусть каждый возьмет себе лепесток, который ему
понравился. Расскажите, как называется эта ткань и что из нее можно сшить.
- Это джинс, из него можно сшить джинсовую рубашку и т.д.
- Молодцы ребята, давайте прикрепим наши лепестки к доске так, чтобы опять
получился цветок.
- Посмотрите, мне кажется, наше дерево чуть-чуть подросло, наверное у него немного
волшебной силы прибавилось.
4.-А сейчас, мы поиграем с вами в игру «Собери одежду»
Каждому ребенку раздаются детали одежды. Логопед спрашивает, как они
называются.
Дети ходят по кругу и читают стихотворение:
У одежды есть карманы,
рукава и воротник,
Замок, полочки, манжеты
- получился пуховик!
Дети подбегают к доске и собирают куртку из деталей.
Как хорошо, что вы смогли так быстро справиться с заданием и мы можем двигаться
дальше. Да и наше дерево еще немного увеличилось.
5.Д/И «Волшебный мешочек»
-Ой, что это тут стоит? Какой-то мешочек. Интересно, что там внутри? Наверное,
это наше следующее задание. Подходите поближе, опускайте ручку в мешочек и
попробуйте угадать, кому какая одежда досталась. А потом назовите, какая эта
одежда мужская, женская или детская.(Дети прикрепляют предметы одежды к доске)
- Все ребята правильно справились с заданием. Посмотрите, наше дерево стало
почти таким - же, каким оно было раньше.
6.-А это кто тут сидит? На столе сидит кукла в мятой и грязной одежде
- Вы не знаете? Кажется, я догадалась. Это мальчик из другого произведения
Чуковского.
-Как называется это стихотворение? (Мойдодыр)
-А что с ним произошло? Дети:Он был грязнулей и не хотел мыться.
-Посмотрите, на его одежду. Какая она? Грязная, мятая. Давайте ему расскажем,
как нужно правильно за ней ухаживать. Те дети, которые выберут картинку с
изображением ладони скажут, скажут что нужно делать с одеждой, а у кого ладонь
будет зачеркнута - что нельзя. Дети прикрепляют изображение ладоней к доске.
-А сейчас мы нашему грязнуле поможем.
7. Физминутка
Воду в тазик мы налили
И одежду намочили
Мылом мылили, стирали,
Хорошенько полоскали,
А теперь все отожмем,
Хорошенечко встряхнем,
Развесим на веревку,
Прищепкой щелкнем ловко!
А подсохнет – что потом?
Все погладим утюгом! (дети выполняют имитирующие движения)
-Ну вот, посмотрите на нашего грязнулю – какой он стал чистый и аккуратный!
-А наше чудо-дерево опять стало большим и красивым! Идем дальше.
8.-Вот и магазин. Я буду продавец, а вы покупатели. А чтобы одежду купить, вам
надо про свою одежду рассказ придумать, а помогут вам наши картинки, которые мы
прикрепляли к доске.(Выполнив все задания дети составили схему описательного
рассказа)
Дети по очереди подходят, выбирают картинку с понравившейся одеждой и
составляют описательные рассказы.
-Ребята, вы очень хорошо постарались, ваши рассказы были очень интересные. И
одежду для дерева вы смогли купить.
9.-Наше дерево готово показать нам свое волшебство.
Ты друг другу улыбнись,
А одежда появись.
Ведь наши улыбки – это настоящее чудо!
Давайте все вместе! Дети взмахивают руками, одежда появляется на дереве.
Итог:
-Ребята, какое интересное занятие у нас сегодня было!
-А в какие игры тебе понравилось играть?
-А что интересного ты узнала на занятии?
-А что было трудно?
-А кому ты расскажешь о нашем занятии?
-Чудо-дерево благодарит вас за то, что вы ему помогли и ждет вас в следующий
раз, с новыми чудесами. Оно дарит вам чудо-кустик. Вы отнесете его в группу,
возьмете себе конфеты и угостите остальных ребят в вашей группе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.