Дидактические игры по лексикологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях по предмету

  • docx
  • 15.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала дидактические игры по лексикологии.docx

Дидактические игры при изучении

раздела «Лексика».

 

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры.  Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

Игры-упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор, помогают обогащать и активизировать словарный запас.

Много дидактических игр можно использовать для реализации вышеуказанных целей при изучении раздела «Лексика».

 

 Игра «Переводчик»

 

1.                    Кто быстрее заменит все слова в предложениях ( кроме служебных) синонимами?

1.     Доктор прописал пациенту инъекции.

2.     разъяренная вьюга замела тропинки.

3.     Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

4.     Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

2.                    Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

1.     При проверке было выявлено немало дефектов.

2.     Он пишет мемуары.

3.     Ваши аргументы убедительны.

4.     Все работали с энтузиазмом.

5.     Мы гордимся нашим голкипером.

6.     В газете появилась информация  о футбольном матче.

7.     В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

3.                    Кто сумеет найти старославянские ( по происхождению) слова и заменить их русскими:

1.     Горят румянцем свежие ланиты.

2.     Старец нахмурил чело.

3.     Построен  град великий над Невой.

 

Игра « Следствие ведут знатоки».

 

 Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. Игра обычно проводится при изучении темы «Профессиональная лексика»

1.                     Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2.                     Лешему он ( Римский-Корсаков) придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3.                     –Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

- Что с ним?

-Инфильтрат в левом легком под ключицей.

- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

- Пятьдесят два, Роман Борисович.

- Назначьте его на консультацию к Зацепиной. ( По В.Владимирову)

 

 

Игра «Найди слово по его приметам»

 

Это глагол: его синоним – ПРОМЧАЛСЯ.

Я шел зимою вдоль болота

 В галошах, в шляпе и в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

                                       (Д.Хармс)

 

 

Игра « Соколиный глаз».

 

1.     Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

 

Снился  Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

                                         ( Н. Рыленков)

2.     Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?

 

 

 

Хороший Ветер.

 

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня..

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне, Ветер, Ветер, Ветер

Сказал , куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

                                ( Э.Мошковская)

 

Игра « Аукцион.»

 

Так же , как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синонимов к слову горячий (чай) , то победителем оказывается тот, кто заканчивает перечисление синонимов, назовет последний из них. Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам  передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.

При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем:

·        одежда, обувь

·        оружие,

·        средства передвижения

·        мебель

·        слова, ушедшие  «в отставку» после революции и др…

 

 

Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных

·        в годы войны

·        в эпоху освоения космоса

·        при развитии науки и техники…

Закреплению темы « Профессиональная лексика» поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий ( строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог)

Игра « Перевертыши»

 

1.     Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

 Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка.

 

2.     Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел  переносное значение.

 

Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит…

 

3.     Замени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами.

 

Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, ржавый ключ, барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса.

 

4.     Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним – синонимом.

Грусть, тоска ( радость). Мрак, темнота. ( свет.) Близко, рядом ( далеко).

Храбрый, смельчак ( трус). Похвала, порицание ( одобрение). Жара, холод ( зной). Ложь, вымысел ( правда). Работать, трудиться ( бездельничать).

 

Игра « Эрудит».

Эта игра не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора и словарного запаса учащихся.

 

1.Угадай слово по толкованию его лексического значения.

 

1) Сосуд  особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания ( термос).

2)Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. ( старт)

3) Городская наземная электрическая железная дорога ( трамвай)

4) Красная срока, отступ в начале строки ( абзац)

5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой ( акваланг)

6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине ( патриот)

7) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата)

 

2.Объясни разницу в значении слов:

Адресат – адресант, дипломат – дипломант, описка – отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, опечатка – отпечаток, поглотить – проглотить.

 

3.     К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.

Персты ( наперсток, перчатка), шелом ( ошеломить), кика – головной убор ( кичиться), коло – круг ( около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять – ожидать ( нечаянный), тщание – старание ( тщательный)

 

4.     Кто даст самую точную, самую полную информацию о слове?

 

Школьникам могут быть предложены такие слова: труд, друг, смелость, Родина, мир, знание, скромность…

Кроме сведений по лексическому разбору, учащимся предлагается привести примеры пословиц, афоризмов, цитат из известных им стихотворений, в составе которых имелось бы данное слово.

 

Игра « Корректор»

 

1.     Найди ошибку в выборе слова.

1.     После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

2.     В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

3.     Из передовой бригады он перешел в отсталую

4.     В центре города построен памятник герою

 

2.     Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?

 

1.     В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.

2.     Сегодня на уроке окружающего мира учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.

3.     Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

1.     Западня – квартира с окнами на запад.

2.     Гривенник – юноша с модной гривой.

3.     Маховик – регулировщик на перекрестке.

4.     Застрельщик – браконьер.

5.     Найди лишнее слово.

1.     Петя ушиб колено ноги.

2.     Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

3.     Собрание будет в декабре месяце.

4.     Многие города были превращены в руины и развалины.

5.     Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

6.     Он написал свою автобиографию

 

Игра « Бумеранг»

 

Эта игра воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро «извлечь из памяти» слово и «возвратить» его учителю.

1.     Найди синоним.

Простой человек ( бесхитростный)

Простая задача ( легкая)

Простая истина( прописная)

Бестолковый  человек ( неугомонный)

Беспокойный взгляд ( тревожный)

Крепкая дружба ( надежная)

Крепкая подошва ( прочная).

 

2.     Найди антоним.

Близкий берег (далекий)

Близкий человек ( чужой)

Веселая комедия ( скучная)

Веселое настроение( грустное)

Глубокий колодец( мелкий)

Глубокие знания ( поверхностные)

Мелкая рыба ( крупная)

Мелкая река (глубокая)

 

3.Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только назвало признак, но и давало яркое , образное представление о предмете.

Березка высокая ( кудрявая, стройная, тоненькая…)

Трава зеленая ( бархатная, молодая, нежная, ласковая…)

Вьюга февральская (злая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная…)

Туча грозовая ( зловещая, хмурая, громыхающая…)

Сорока пестрая ( болтливая, суетливая, бойкая, хитрая…)

Осина тонкая ( трепетная, дрожащая, лепечущая…)

 

3.     Сколько антонимов может быть у слов СУХОЙ, КИСЛЫЙ, ВЫСОКИЙ?

 

 

Игра « Шеренга»

 

Расставьте синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жестокий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой ( враг)

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный ( поступок)

 

Игра « Четвертое лишнее»

 

В каждой группе слов, данных ниже, одно лишнее. Найдите это слово. По какому признаку можно объединить другие слова?

1.Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

2.Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.

3) Вороной, коричневый, каурый, буланый.

4)Кошелек, мошна, капитал

5) Половцы, викинги, хозары, печенеги

 

Игра « Спрятанные слова»

Шарады:

Чтобы правильно назвать загаданное слово, сначала определи его части, которые называются в рифмованных четверостишиях:

 

1)    Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

 (пирог)

 

2)    Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

 И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица .

(мина)

Метаграммы

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, и тогда вы получите новое слово:

 

С К в полях меня найдете,

С Г романсы запоете,

С В в косички заплетете

(колос, голос, волос)

 

С Л я остров в океане,

С Р растаю вмиг в стакане.

( Сахалин, сахарин)

 

 

С Ч летаю над волною,

С Л не дам волкам покою,

С М рубашка-безрукавка,

С З скачу в лесу по травке,

С Г меня крепи к детали

Из железа или стали.

(чайка, лайка, майка, зайка, гайка)

 

Анаграммы

Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

 

Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

(карп, парк)

 

В океанах он живет,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот –

Будет дергаться щека.

(кит, тик)

 

По мне движется к сердцу кровь,

Меня ищут на сгибах руки,

Если ж , буквы смешав,

Мы расставим их вновь,

То получим названье реки.

(Вена, Нева)

 

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

(насос, сосна)

Загадки.

 

1.     Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

2.     Черные, кривые, от рождения немые,

А как только встанут в ряд,сразу вдруг заговорят.

3.     Земля белая, а птицы на ней – черные.

4.     Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит и называется….

5.Каких камней не найдешь в море?

6. Какой болезнью на земле никто не болеет?

7. Из какого полотна нельзя сшить рубашку?

8) Какой лошадь бывает. Когда ее покупают?

Какое государство можно носить на голове?

9)Какая европейская столица стоит на скошенной траве?

10)Какой город летает?

11)Какую реку можно срезать ножом?

12)Какая земля никогда не старится?

13)Какое крыло никогда не летает?

Загадки-складки.

 

Простое слово ПРОМЕЖУТОК:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все …

На время что-то прекратив,

Мы объявляем …

В борьбе , в труде устали слишком –

Дают уставшим …;

После урока непременно нужна ребятам….

( Как называются отгадки в этой загадке?)

 

Я антоним к слову ЗНОЙ,

Я в реке , в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - …

 

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна, да и в школе я нужна. Называюсь…

 

В заключение следует отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Дидактические игры помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

Такие разные уроки!

 

Урок игра-сказка по теме «Лексика».

 

Цель урока: Повторение по теме «Лексика, Обогащение и активизация словарного запаса учащихся.

 

Оборудование урока: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы, сказочный теремок.

Ход урока .

 

На доске нарисован сказочный теремок.

  В чистом поле теремок, теремок.

  Он не низок не высок, не высок.

  Кто, кто в теремочке живет?

  Кто, кто в невысоком живет?

 Ответ можно найти, разгадав загадку:

 Не мед, а ко всему липнут . (Слова)

 

Затем детям предлагается ответить на вопросы:

1.     Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?

2.     Для чего служат слова?

 Следующее задание выполняется письменно

 

Возят почту корабли,

Самолеты , поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют …(почтальоны).

                              ( М.Белкина)

Задания к тексту:

1.     Объясните орфограммы и пунктограммы.

2.     Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий.

3.     Определите лексическое значение слов почта и  почтальон. С помощью толкового словаря  выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

- Угадайте, -говорит учитель, - кто это с толстой сумкой на ремне шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку? ( на доску прикрепляется рисунок.) Да это всем знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы  понимаете значение этого слова?

Выяснив значение слова корреспонденция , класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся .

Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова ? (Синонимы).

На стук вышел один из братьев , проживающих в квартире № 1 . Зовут его СМЕЛЫЙ.

Задание1. Назовите имена остальных братьев ( Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный)

-Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух : «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».

Задание 2. Отредактируйте текст, используя синонимы.

« После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел все ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда ан пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Учитель: Жильцов квартиры номер два

                  Застать сумели мы едва.

                  Они стояли у порога,

                  Уже готовые в дорогу.

- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы)

 Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо и чуть не заплакали от огорченья: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.

Задание 3.Помогите братьям прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми….»

Учитель: Окна квартиры № 3 распахнулись настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.

Мы слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки .

                                                  ( Я Козловский)

Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».

Задание 4. Пользуясь словарем, определите значения слова МИР. Составьте предложения с этими омонимами.

 Давайте заглянем в это журнал, там много интересного

 

 

 Юмореска.

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и , воздев руки к небу, стал взывать к всевышнему:

- О, всемилостивейший! Умоляю, ниспошли сюда кран, кран, кран! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран!...

И случилось чудо Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран не водопроводный, а …подъемный…

                                  ( И .Верзилин)

Задание 5.  Объясните, почему произошла ошибка. С какой  целью используются омонимы  в художественной литературе? ( средство создания юмора)

Учитель:  А под самой крышей находилась мансарда ( выясняется значение этого слова). Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и , словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать « ( Я. Козловский).

Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении). Для них почтальон Печкин принес бандероль. ( Определяется значение слова). Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.

Задание 6. Найдите слова, использованные в переносном значении.

 

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

                                        ( А.Громов)

Полз состав. Он устал –

От гудка до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста.

Задание 7.(на выбор)

 

1.                    Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова : ГОРЬКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ЗЛОЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, ДЫШИТ.

2.                    Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем6 « Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», « Пришла волшебница-зима». Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы и антонимы.

Учитель:  Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишете и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание.

 

Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

 

Цель: Повторить пословицы, поговорки о труде, о лени, о знании, невежестве, о хлебе, о дружбе, о чертах характера человека.

 

Открывает праздник ведущий, который еще раз напоминает ребятам, что такое фразеологизмы, как они украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить мысль. Затем на сцену выбегают скоморохи Митяй и Миняй ( это помощники ведущего).

 Митяй: Ну что ты наделал? Все пословицы перепутал! Как я теперь их сложу?

Миняй: А ребята на что? Они сейчас все соберут. Ведь правда, ребята?

 Скоморохи раздают ребятам, желающим принять участие в игре « Найди пару» по половине пословицы. На 14 карточках написано:

1.     Не спеши языком –

2.     Сам пропадай –

3.     Труд человека кормит,

4.     Глаза страшатся,

5.     Хочешь много знать-

6.     Ученье – свет,

7.     По одежке встречают,

8.     Грамоте учиться –

9.     Не сиди сложа руки –

10. С кем поведешься,

11. Птица красна пением,

12. Семь раз отмерь-

13. Лодырь да бездельник –

14. Любишь кататься –

 

Вторая половина пословиц – на следующих 14 карточках.

1.     торопись делом

2.     а товарища выручай

3.     а лень портит

4.     а руки делают

5.     надо мало спать

6.     а неученье – тьма

7.     а по уму провожают

8.     всегда пригодится

9.     так и не будет скуки

10. от того и наберешься.

11. а человек умением.

12. один раз отрежь.

13. им праздник и в понедельник.

14. люби и саночки возить.

 Ребята ищут половину своей пословицы и, взяв за руку «пару», подходят к скоморохам. Те, в обмен на пословицу, дают паре призовые фишки ( для каждого конкурса используются фишки разных цветов). Награждаются первые 6 пар.

 Затем оба скомороха проводят аукцион в противоположных концах зала. Один скоморох поочередно «продает» слова ум, вода, голова, один. Другой скоморох «продает» слова дело, глаз, рука, как. Побеждает «покупатель», который последним произнесет фразеологизм с названным словом.

Со словом ум ребята назвали такие фразеологизмы:

Браться за ум, без ума от чего-либо, в своем уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, повредиться в уме, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит.

Со словом ВОДА:

Как в воду опущенный, водой не разольешь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, лить воду на чью-то мельницу, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды.

Со словом ГОЛОВА:

Вбить в голову, взять в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, выкинуть из головы, вскружить голову.

Со словам ОДИН:

один на один, семеро одного не ждут, на один зуб, мерить на один аршин, одним духом, одним росчерком пера, все до одного.

Со словом ДЕЛО:

гиблое дело, дело в шляпе, дело – сторона, десятое дело, дело идет, заплечных дел мастер, за чем дело не стало, видимое дело, суд да дело.

Со словом ГЛАЗ:

Говорить в глаза, хоть глаз выколи, в глаза не видел, произошло на глазах, отводить глаза, смотреть во все глаза, куда глаза глядят, на глазок, с глазу на глаз.

Со словом РУКА:

 Рука об руку, из первых рук, рука руку моет, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, рука не дрогнет, прибрать к рукам, чужими руками жар загребать.

Со словом КАК: Как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как камень в воду, как ветром сдуло, как снег на голову, как из-под земли вырос.

Победителей аукциона , т.е. тех, кто последними называл фразеологизмы с данными словами, награждают фишками.

Миняй: Митяй! А ты говорил, что эти школяры мало что ведают. Ан, нет! Смотри, сколько фишек я раздал!

Митяй: И правда , Миняй! А вот поглядим, сильны ли они в викторинах. А ну, школяры! Видите эти свитки на стене? Здесь задания лдля вас. Берите бумагу, пишите, да не забудьте фамилию подписать.

Викторина 1.

На плакате – надпись. « Какие шесть высказываний не могут без меня существовать?» - и нарисованы палец, ноги, язык, нос.

В своих ответах ребята назвали следующие высказывания:

Попасть пальцем в небо, палец о палец не ударить, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть;

Взять ноги в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой, одна нога здесь, другая – там, уносить ноги, падать с ног;

Язык до Киева доведет, держать язык за зубами, молоть языком;

Повесить нос, клевать носом, задирать нос, зарубить на носу.

Викторина 2:

« Найди пару». Из данных высказываний составьте антонимические пары:

1)хоть иголки собирай

заварить кашу, по чайной ложке,

коломенская верста,

чуть свет

повесить нос

жить душа в душу

сидеть сложа руки

 

2)ни зги не видно

воспрянуть духом

на ночь глядя

от горшка два вершка

как кошка с собакой

 одним духом

расхлебывать кашу

не покладая рук

Викторина 3.

На плакате – надписи: « Запишите по одной идиоме, связанной с этими представителями животного мира» - и нарисованы комар, мышь, свинья, курица, кот, рак, бык.

В своих ответах ребята назвали такие идиомы:

Как мышь на крупу, кот наплакал, когда рак на горе свистнет, брать быка за рога, комар носа не подточит, метать бисер перед свиньями, носиться как курица с яйцом…

После окончания викторин объявляется музыкальная пауза.

Вторая часть праздника начинается с «Поля чудес» . Ведущий объявляет условия игры: на игровом поле лежат разные предметы ( камень, горошек, ступа, решето, шляпа, рог, лыко), крутится вертушка. Играющий должен назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала вертушка. Если он затрудняется с ответом, то в игру вступает следующий участник. Так разыгрываются 3 предмета, затем еще 3, но уже с новыми игроками.

(держать камень за пазухой., не лыком шит, решетом воду носить, дело в шляпе, …)

Миняй: Ты знаешь , Митяй, что я придумал? Дай , тебе на ухо скажу, а то ребячта догадаются (что-то шепчет)

Митяй: Сейчас мы вам покажем шарады,  а вы попробуете их разгадать.

Спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, кричать во всю ивановскую, перелить  из пустого в порожнее.

Ребята угадывают их и дают им объяснение.

Подводятся итоги праздника, участники награждаются  призами, медалями лучших знатоков фразеологизмов.