Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
«Я начну, а вы продолжите» (По рассказу Н. Носова «На горке»)
Цель: Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и
выражения.
Ход игры.
Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребёнок должен закончить предложение,
используя образные обороты речи.
Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, блестел...).
Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, молнией).
Санки перевернулись, и мальчик ... (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем,
полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился ... (не покладая
рук, без устали).
«Ошибка»
Цель: знакомиться с образными выражениями, находить
смысловые неточности, ошибки.
Ход игры. Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу весёлых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы. Например: «Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеётесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать? Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать?
«Кто интереснее придумает»
Цель: учить детей составлять предложения
по заданному глаголу.
Ход игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», У кого самое интересное предложение, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.
«Предлоги»
Цель: учить детей составлять предложения с предлогами.
Ход игры: Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - «на», «в», «под», «над", «с».
Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.
«Собираемся в дорогу»
Цель: Развивать связную речь.
Ход
игры: Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан
...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу
в чемодан мыло".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то,
что он еще считает необходимым и т. д
«Синонимы»
Цель: усвоение различных значений одного и того же слова; формирование
умения выбирать наиболее точные слова, избегая повторений одних и тех же слов.
Ход игры: Взрослый объясняет, что об одном и том же можно
сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу. Взрослый:
"Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной,...).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)". Взрослый: Заяц
трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мчится).
«Найди картинке место»
Цель: Учить соблюдать
последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по
картинкам с последовательно развивающимся действием.
Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
«Один-много»
Цель: упражняться в образовании
множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже;
подбирать к словам определения и действия.
Ход игры: Это шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие
шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного
цвета? (Разноцветные.)
«Многозначные слова»
Ход игры: Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем
разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.
Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы
у ежа). Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок;
гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.