Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

  • docx
  • 11.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.docx

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

 

«Я начну, а вы продолжите» (По рассказу Н. Носова «На горке»)
Цель: Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.

 

Ход игры. Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребёнок должен закончить предложение, используя образные обороты речи.
Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, блестел...).
Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, молнией).
Санки перевернулись, и мальчик ... (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился ... (не покладая рук, без устали).

 

«Ошибка»

Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.

Ход игры. Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу весёлых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы.  Например: «Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеётесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать? Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать? 

 

«Кто интереснее придумает»
Цель:
учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Ход игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», У кого самое интересное предложение, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

 

«Предлоги»

Цель: учить детей составлять предложения с предлогами.

Ход игры: Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - «на», «в», «под», «над", «с».

Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

 

«Собираемся в дорогу»

Цель: Развивать связную речь.

Ход игры: Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д

 

«Синонимы»

Цель: усвоение различных значений одного и того же слова; формирование умения выбирать наиболее точные слова, избегая повторений одних и тех же слов.

Ход игры: Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу. Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной,...).  Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)". Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мчится).

 

«Найди картинке место»
Цель:
Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

 

 «Один-много»
 Цель:
упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия.


Ход игры:  Это  шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)

 

«Многозначные слова»

 

Ход игры:  Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.
Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа). Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.