«Дидактические игры познавательного содержания для детей раннего возраста»

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МПС Дид.игра.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дидактические игры познавательного содержания для детей раннего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Подготовила воспитатель

второй группы раннего возраста № 1 «Ладушки»

             Сайтиева Е.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра – это многоплановое,

сложное педагогическое явление

она является и игровым методом обучения

и самостоятельной игровой деятельностью,

и средством всестороннего воспитания

личности ребенка.

А. К. Бондаренко.

Познавательная деятельность детей младенческого и раннего возраста, качественно отличается от познавательной деятельности взрослого. Она не выделяется как особая деятельность, а переплетается с другими ведущими линиями развития ребенка. Это определяется развитием восприятия, формированием основных движений, совершенствованием действий руки, овладением речью, приобретением первых социальных навыков.

В группе раннего возраста большое внимание уделяется  обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом.

 Дидактические игры не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. Дети раннего возраста осваивают такие действия, как соединение, разъединение, проталкивание, показывание предметов, развиваются мыслительные функции.  Именно в дидактической игре дети раннего возраста учатся выделять признаки предметов, классифицировать, обобщать, сравнивать.

Особенность дидактических игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т. к задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Это интересно и ненавязчиво.  

Дидактические игры, направленные на познавательное развитие,  условно делятся на:

·               Игры с  предметами

·               Настольно-печатные

·               Словесные 

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие, знакомятся со свойствами предметов и их признаками, цветом, формой, величиной, качеством. Играя, дети раннего возраста приобретают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы. При обучении детей раннего возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибочками. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. 

Дидактическая игра «Разложи  фрукты правильно» формирует зрительное восприятие, умение соотносить цвета и закрепляет знания о фруктах.

Дидактическая игра «Поручения» совершенствует умение детей понимать речь воспитателя, самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помогает детям понять значение слов вверх-вниз, большая-маленькая. 

Дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: "Кукла Катя проснулась", "Кукла Катя обедает", "Магазин игрушек" помогают закрепить знания детей о предметах одежды, столовой посуды, игрушек, активизирует мышление.

 Очень любим, играть в игру «Найди и принеси» В этой игре мы используем  игрушки и предметы, находящиеся на своих местах. Игра проводится в группе, на столе или ковре расставлены игрушки. Воспитатель просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет и ребенку предлагается самому найти указанную игрушку или предмет в группе.

В играх "Больше- меньше", "Кто скорее соберет?", "Чудесный мешочек" дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.

Дидактическая игра «Один - много»,  целью которой является развитие первых математических способностей, развитие внимания мышления, умения различать цвет предметов. В эту игру мы играем, используя матрешки, кубики, чашечки … 

Дидактические игры с природным материалом организуются во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их среде :растениях, растущих на территории детского сада, их названии и признаках; формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация), воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

2) Настольно-печатные игры— интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Например, такие игры как "Парные картинки", "Лото", "Чьи детки?" закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах.

3) Словесные игры

Словесные дидактические игры — это игры, построенные на словах и действиях играющих. Они служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (2-3 года)

Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку. - Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики). - Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий. Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Цель: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

 Дидактические игры в раннем возрасте способствуют развитию ориентировки в свойствах предметов, целенаправленного восприятия, познавательной активности. Они обогащают чувственный опыт ребенка: посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок учится различать форму, величину, цвет предметов. В процессе практических действий с дидактическими игрушками у ребенка развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и др. Результат этих действий и оценка его взрослым развивают эмоционально-волевую сферу ребенка, учат его доводить начатое дело до конца, способствуют целенаправленности и осознанности в достижении поставленной перед ним задачи. 

Дидактическая игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Дидактическая игра хороша ещё тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижении результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.