ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОУ

  • docx
  • 20.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дид игры ФЭМП смирнова д.ю.docx

УДК 373.2

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОУ

 

DIDACTIC GAMES IN THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE IN KINDERGARTENS

 

Гребенникова Н.Л.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ДиНО СФ УУНиТ

Косцова С.А.,

старший преподаватель кафедры ДиНО СФ УУНиТ

 г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

Смирнова Д.Ю.,

воспитатель детей дошкольного возраста МБДОУ № 59,

г. Салават, Республика Башкортостан

 

Аннотация. В статье рассматривается методика развития математических представлений у детей шестого года жизни в детском саду. Описана разработка комплекса дидактических игр, обеспечивающего    математическое развитие   дошкольников старшей группы в соответствии с федеральной образовательной программой.

Annotation. The article discusses the methodology of developing mathematical concepts in children of the sixth year of life in kindergartens. It describes the development of a set of didactic games that ensure the mathematical development of senior preschoolers in accordance with the federal educational program.

Ключевые слова: развитие, математические представления, дети шестого года жизни,  образовательный процесс, дидактические игры.

Keywords: development, mathematical concepts, children of the sixth year of life, educational process, and didactic games.

 

Диагностическое задание 1. «Сосчитай треугольники на стене»

Цель: выявить уровень сформированности представлений о последовательности расположения предметов (сколько, который по счету и т.д.).

Материал: треугольники, нарисованные на стене разной величины и цвета. Содержание диагностического задания:

Воспитатель задает детям вопрос: «Сколько ты видишь фиолетовых треугольников? Сколько розовых? Сколько желтых?

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поэлементного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Средний уровень (2 балла) – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого, часто допускает; не всегда аргументирует свой выбор при распределении по группам; на поставленные вопросы отвечает затруднительно, а если и отвечает, то в основном неверно.

Диагностическое задание 2. «Отношения» «В кладовке»

Цель: выявить уровень сравнения групп предметов путем наложения и приложения (Равно, не равно, столько же).

Закрепление представлений о связях и отношений между рядом стоящими числами. Формирование умений называть в ряду числа в обратном порядке.

Педагог приглашает детей к коврографу, на котором закреплены плоскостные изображения грибочков и банок с вареньем.  «Мама принесла грибы и отнесла их в кладовку и туда же банки с вареньем. Давайте посмотрим, сколько теперь банок с заготовками в кладовке».

Убираются изображения банок поочередно, два или три ребенка называют числа от одного до десяти, а затем наоборот.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно определяет отличительные свойства фигур; имеет представления о характерных признаках; путем наложения и приложения сравнивает одинаковые фигуры и определяет имеют они равный размер или нет, оперируют понятиями равно, не равно, столько же; без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (2 балла) – ребенок выполняет задание с помощью взрослого, допускает незначительные ошибки при определении свойств и особенностей фигур; не всегда аргументирует свой выбор; в основном соотносит фигуры с другими фигурами правильно; имеет представления о характерных признаках, но иногда допускает неточности в ответах; оперируют понятиями равно, не равно, столько же; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы дает слишком короткие.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого, часто допускает ошибки при определении; не всегда аргументирует свой выбор; затрудняется назвать отличительные признаки; на поставленные вопросы отвечает затруднительно, а если и отвечает, то в основном неверно.

Диагностическое задание 3. «Занимательные числа»

Цель: выявить уровень сформированности представлений о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Материал: карточки с изображением предметов в пределах 5 (карточка, на которой изображено: 1 морковка, 2 морковки, 3 морковки, 4 морковки, 5 морковок; 1 кукла, 2 куклы, 3 куклы, 4 куклы, 5 кукол; такие же карточки с изображением машин, стульев)

Содержание: Экспериментатор просит ребенка найти множеств с одинаковым количеством элементов, составленных:

а) из одинаковых предметов (например, экспериментатор просит ребенок дать ему карточку, на которой нарисовано три морковки из всех карточек, на которых нарисованы морковки);

б) из разных предметов (например, экспериментатор просит ребенок дать ему карточку, на которой нарисовано пять машин);

Так же производится поиск большего множества и поиск меньшего множества (например, найди мне среди карточек, ту, на которой изображено меньшее количество предметов или большее количество предметов).

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно определяет отличительные свойства предметов; правильно выбирает карточку из одинаковых предметов, из разных предметов, правильно производит поиск большего множества и поиск меньшего множества; аргументирует свой выбор; имеет представления о характерных признаках; без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (2 балла) – ребенок выполняет задание с помощью взрослого, допускает незначительные ошибки; не всегда аргументирует свой выбор; имеет представления о характерных признаках предметов и их количествах, но иногда допускает неточности в ответах; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы дает слишком короткие.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого, часто допускает ошибки при определении и свойствах предметов и их количества; не всегда аргументирует свой выбор; затрудняется назвать характерные признаки; на поставленные вопросы отвечает затруднительно, а если и отвечает, то в основном неверно.

Диагностическое задание 5. «Прилетели скворцы»

Цель: выявить уровень сформированности представлений о количестве предметов сравнение двух групп предметов (обозначение результатов сравнения словами: столько же, меньше, больше).

Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены скворцы (5 штук). Рядом на подносе лежат скворцы (больше 5).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель задает вопросы ребенку:

Сколько скворцов в верхнем ряду?

Возьми с подноса столько же скворцов и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду).

Критерии оценки

Высокий уровень (3 балла) – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Средний уровень (2 балла) – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос

«Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

Приведем качественную характеристику каждого уровня.

Высокий уровень (11-15 баллов). Ребенок имеет глубокие математические представления, без особого труда выделяет совокупность признаков предметов, классифицирует их, имеет представления о характерных признаках. Ребенок выявляет уровень сравнения групп предметов путем наложения и приложения, имеет представления о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами, умеет перечислять изображенные предметы с называнием итогового числа, умеет проводить сравнение двух групп предметов, определяют их как – столько же, меньше, больше. Ребенок связно, последовательно и аргументировано отвечает на поставленные вопросы, рассказывает с большим желанием и интересом.

Средний уровень (7-10 балла). Ребенок имеет достаточно хорошие, но не полные представления о совокупности признаков предметов по общему названию, допускает неточности в ответах при сравнении групп предметов путем наложения и приложения, при представлении о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами, при перечислении изображенных предметов с называнием итогового числа, ошибается при проведении сравнения двух групп предметов, определяют их как – столько же, меньше, больше, но затрудняется аргументировать свой выбор. Ребенок проявляет желание и интерес к диагностическим заданиям, но теряет его при малейших затруднениях.

Низкий уровень (4-6 баллов). Счетные навыки ребенка поверхностные, не может классифицировать предметы, не определяет их свойства, допускает много ошибок при выполнении заданий, не проявляет желания и интереса к проводимым диагностическим заданиям, отказывается от выполнения заданий.

По мимо вышеизложенного всем известно, что использование дидактических игр в математическом образовании дошкольника позволяет уточнять и закреплять представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных ориентировках. Но еще детям старшей группы было увлекательно погрузиться в мир математики с помощью сделанного мной лэпбука «Простоквашино и математика». К сожалению, у меня не так много денег на дорогие канцтовары и ламинирование, поэтому пришлось использовать подручные средства, которые были у меня дома. Он скромный, но моим воспитанникам пришелся по вкусу. Там есть игры: на форму, на ориентировку в пространстве, на счет в пределах десяти, но самое интересное, что данное мое пособие с любимыми героям мультфильма компании «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ». И там присутствуют всё на липучках, т.е дошколята с легкостью возьмут и приклеют нужную детальку. Обложка и задняя часть выполнена из фетра.

 

 

 «Посчитай все квадраты»

 

«Расскажи, как можно получить следующие числа в домиках?»

 «Назови в каких геометрических фигурах изображены герои мультфильма. Кого из них больше Шариков или Матроскиных?»

«Здесь детям предлагается назвать: что находится в левом и правом углу, а затем что находится в нижнем левом и правом углу, а кто или что перед ними»

«Найди все цифры от 1 до 10, при этом комментируя счет»