Дидактические пособия для детей с амблиопией и
косоглазием
Н. Г. Костенкова, учитель-дефектолог,
МБДОУ №66 «Беломорочка», г. Северодвинск
Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрительной патологии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи.
Развитие дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы педагогов и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек. Проблема, возникающая при их подборе для детей, имеющих патологию зрения состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. В основном - это печатные, бумажные игры, которые не очень практичны, быстро приходят в негодность, и имеются в наличии в каждой группе. Поэтому, в детском саду приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.
Оригинальность данных пособий заключается в следующем:
· предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания;
· сделаны из простого подручного материала;
· просты и удобны в обращении;
· доступные, яркие, многофункциональные;
Многофункциональность пособий заключается в том, что можно использовать для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, мелкой моторики.
Хочу поделиться, на мой взгляд, самыми удачными, часто применяемых на практике и приносящих положительный, стабильный результат в работе с детьми.
Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п.
Ø «Цветные коробочки»
Цель: Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий); соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.
Ø «Накормим Хрюшу»
Цель: развивать остроту зрения, мелкую моторику.
Ø «Разноцветные круги»
Цель: Учить различать и выделять, называть основные цвета, величину, развивать остроту зрения.
Ø Игры с мозаикой
Ø Активно влияют на развитие остроты зрения, зрительно-моторной координации игры-лабиринты.
Ø Сухой бассейн
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Ø «Веселые гусеницы»
Цель: Учить различать и называть основные цвета, их оттенки (светлый, темный).
Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Зная зрительные возможности детей, педагоги смогут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы. Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и целенаправленными, а для этого педагог должен четко видеть цель и задачи своей работы с детьми, чтобы комплексно решать общеобразовательную, коррекционно-компенсаторную и лечебно-восстановительную задачи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.