Дидактические пособия для детей с амблиопией и косоглазием

  • docx
  • 18.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обобщение педагогического опыта по теме "Дидактические пособия для детей с амблиопией и косоглазием"
Иконка файла материала Дидактические пособия для детей с амблиопией и косоглазием.docx

 

 

 Дидактические пособия для детей с амблиопией и

                                 косоглазием

                                                     

                                                     Н. Г. Костенкова, учитель-дефектолог,

                                                     МБДОУ №66 «Беломорочка», г. Северодвинск

 

 

 

 

 

Обучение  и  воспитание  в  детских  садах  для  детей  с  косоглазием  и  амблиопией  на­правлено  на  раннюю  коррекцию  и  компенсацию  вторичных  отклонений  в  развитии  детей,  осуществление  лечебно-восстановительной  работы  по  исправлению  зрительной патологии,  а  также  успешную  подготовку  детей  к  обучению  в  школе.  Успешность  решения  всех  этих  задач  зависит  от  решения  их  в  тесной  взаимосвязи.

Развитие дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы педагогов и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек. Проблема, возникающая при их подборе для детей, имеющих патологию зрения состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. В основном - это печатные, бумажные игры, которые не очень практичны, быстро приходят в негодность, и имеются в наличии в каждой группе. Поэтому, в детском саду приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.

 Оригинальность данных пособий заключается в следующем:

·         предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания;

·         сделаны из простого подручного материала;

·         просты и удобны в обращении;

·         доступные, яркие, многофункциональные;

Многофункциональность пособий заключается в том, что можно использовать для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, мелкой моторики.

Хочу поделиться, на мой взгляд, самыми удачными, часто применяемых на практике и приносящих положительный, стабильный результат в работе с детьми.

Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п.

Ø «Цветные коробочки»

Цель: Различать  и  называть  основные  цвета  (красный,  желтый,  зеленый,  синий);  соотносить  сенсорные  эталоны  цвета  с  цветом  реальных  предметов.

 

 

          

                                       

 

Ø «Накормим Хрюшу»

Цель: развивать остроту зрения, мелкую моторику.

 

                     

 

 

Ø «Разноцветные круги»

Цель: Учить различать  и  выделять,  называть  основные цвета, величину, развивать остроту зрения.

 

        

 

 

         

    

                         

 

Ø Игры с мозаикой

    

 

Ø Активно  влияют  на  развитие  остроты  зрения,      зрительно-моторной координации игры-лабиринты.

  

 

                                                                                                                      

Ø Сухой бассейн

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

 

 

 

Ø «Веселые гусеницы»

Цель: Учить различать  и  называть  основные цвета, их оттенки (светлый, темный).

 

        

 

Важно  помнить,  что  дидактические  игры  и  задания  для  развития  зрения  подбираются  индивидуально  для  каждого  ребенка  в  зависимости  от  состояния  зрения  и  периода  восстано­вительной  работы.  Зная  зрительные  возможности  детей,  педагоги  смогут  целенаправленно  влиять  на  раз­витие  зрения,  создавать  условия  в  процессе  воспитания  и  обучения  детей  для  закрепления  результатов  лечебно-восстановительной  работы. Все  предлагаемые  детям  задания  должны  быть  осознанными  и  целенаправленными,  а  для  этого  педагог  должен  четко  видеть  цель  и  задачи  своей  работы  с  детьми,  чтобы  комплексно  решать  общеобразовательную,  коррекционно-компенсаторную  и  лечебно-восстановительную  задачи.