ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ ДАВЫДОВА – ЭЛЬКОНИНА (Научная статья).

  • docx
  • 09.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ ДАВЫДОВА - ЭЛЬКОНИНА. (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск -  г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ ДАВЫДОВА – ЭЛЬКОНИНА

(Научная статья)

1.                 Основным компонентом содержания образования является система научных понятий, на основе которой ученик овладевает общим принципом решения задач определенного типа.

2.                 Учебная деятельность ученика (начальной школы) нацелена не на чувственное наблюдение или эмпирическое мышление, а на абстрактно-теоретические формы мышления. Усвоение знаний происходит через движение от общего к частному и выяснение условий происхождения содержания понятий.

3.                 Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми развивает у детей теоретическое сознание и мышление, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности.

4.                 Основным методом обучения выступает способ восхождения мысли ученика от абстрактного к конкретному: ученик анализирует с помощью учителя содержание учебного материала; выделяет в нем исходное общее отношение; обнаруживает его проявление в частных отношениях; фиксирует выделенное исходное общее отношение в знаковой форме, то есть строит его содержательную абстракцию; продолжая анализ материала, раскрывает закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями,

получая содержательное обобщение нужного предмета [4].

5.              Школьники не создают понятий, образов, ценностей и норм общественной морали, а присваивают их в процессе учебной деятельности. Но при ее выполнении школьники осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры [4].

     Обе системы развивающего обучения имеют обеспечение учебными программами и учебниками и находят широкое применение в школах России. В большей степени это относится к начальной школе. Попытки внедрить принципы развивающего обучения в среднее звено и в старшую школу пока не получили массового распространения.

     Таким образом, нами изложены и проанализированы новейшие достижения современной дидактики, направленные на самореализацию учащихся в процессе обучения. Классические понятия, принципы, формы и методы обучения получили современную трактовку с позиций современного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1.                          Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М.: Педагогика, 1990.

2.                          Вентцель К. Н. Дом свободного ребенка. (Как создать свободную школу). – М.: Земля и фабрика, 1923.

3.                          Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

4.                          Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

5.                          Занков  Л.  В.  Избранные  педагогические  труды. –  М.:  Новая  школа, 1996.

6.                          Каптерев П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала

XX           в. – М.: Педагогика, 1990.

7.                          Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989.

8.                          Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

9.                          Хуторской А.В. Ключевые  компетенции как  компонент  личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2.

10.                     Чернышевский Н. Г. Критический отзыв о журнале «Ясная Поляна»

Л.            Н. Толстого за январь 1862 г. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М.: Педагогика, 1990.


 

Л.