Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий.
В одном случае основу дидактической игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счёта, или нахождения ошибок в словах, или вспоминают исторических героев и т. п. Они выполняют обычные учебные действия – считают, проверяют ошибки, вспоминают историю, - но выполняют эти действия в игре.
Дидактические игры.
Все игры, которые используются в дидактических целях, можно
разделить на два вида в зависимости от основного содержания
игровых действий.
В одном случае основу дидактической игры составляет
дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую
форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в
скорости счёта, или нахождения ошибок в словах, или вспоминают
исторических героев и т. п. Они выполняют обычные учебные
действия – считают, проверяют ошибки, вспоминают историю, но
выполняют эти действия в игре.
В другом случае дидактический материал вводится как элемент в
игровую деятельность, которая является как по форме, так и по
содержанию основной. Так в игру – драматизацию со сказочным
сюжетом, где каждый играет свою роль, может быть внесён
дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии,
математике, истории и другим предметам. Дети играют свои роли и
упражняются в счёте, узнают расположение частей света и многое
другое.
Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно
меньше, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план
выдвигается не усвоение материала, а воспитательные задачи,
использование знаний в различных ситуациях. Такие игры
используются чаще в начальной школе для отдыха детей от
напряжённой интеллектуальной работы.
В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для
детей может осуществляться с использованием игровых моментов.Так учитель может обратиться к детям от имени Незнайке и
Буратино с просьбой вспомнить буквы, и какие звуки обозначают эти
буквы и т. п.
Естественно, чаще всего дидактические игры используются при
учёте знаний. Класс делится на команды, которые выполняют те или
иные задачи. Для их оценки можно создать жюри или судий.
Командам могут быть даны интересные названия, которые нравятся
детям.
В средних классах игры на уроках используются реже, чем в
младших, в связи с тем, что перед подростками в обучении стоят
более сложные задачи, да и сами подростки обладают, безусловно,
большей способностью к целенаправленному систематическому
труду. К традиционным соревнованиям, конкурсам, олимпиадам
добавились игры по типу популярных телепередач: «что? Где?
Когда?», «поле чудес» и другие. В них сохранилась соревновательно
конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление.
В старших классов возможности использования дидактических игр
ещё более суживается изза увеличения объёма и сложности
изучаемого материала. Вмести с тем, возможности самих учащихся
разыгрывать достаточно быстро весьма сложный по содержанию
материал значительно вырастают.
В современных условиях на уроках кроме игр – соревнований и
драматизации проводят игры – имитации, моделирующие
определённые отношения реального мира. Например, урок –
конгресс, где берётся определённая проблема, и по ней делаются
доклады, ведутся дискуссии и в конце подводятся итоги.