Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
Оценка 5

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
дефектология
2 кл—4 кл
17.08.2018
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
В дидактические игры входит: теоретический материал , игровой материал : просодическая сторона речи, упражнения для формирования речевого дыхания, упражнения на развитие интонационной выразительности речи. Упражнения на развитие силы голоса.Упражнения на выработку умения управлять темпом речи. Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи.doc
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии Как   свидетельствуют   данные   Н.И.   Жинкина,   Н.А.   Тугова,   А.Г.   Рахмилевича,   Л.И. Беляковой, наряду с содержательной стороной устной речи, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия (греч. Prosodia ударение, припев) – учение о принципах и средствах членения речи и   соединения   расчлененных   частей,   таких   как   повышение   и   понижение   основного   тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения. Просодия, по мнению исследователей, является наивысшим уровнем развития языка. Н.И. Жинкин пишет: «Нельзя представить себе человека, говорящего без интонации, мимики и жеста. Текстовое, устное высказывание всегда связывает в смысловое единство некоторую долю текста и это достигается не только интеграцией лексических значений, но и в гармонии с ними звуковой культурой просодии. Человеческое ухо тонко замечает общий звуковой тонус речи,   повторения,   хезитации,   остановки,   повышение   и   понижение   основного   тона   и   т.п.   и оценивает   все   это   по   смыслу.   Произносить   речь   не   так   просто.   Трудность   регулировки интонации в просодии состоит в том, что говорящий, имея подготовленный замысел, должен интуитивно учесть двойственность управления и подчиниться только смысловому замыслу, а не автоматической динамике произносительных навыков» Просодическое оформление текста подчинено семантико­синтаксической задаче речевого высказывания.   Оно   включает   совокупность   целого   ряда   показателей,   таких   как психофизические, ситуационные, потребностно ­ мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико­артикуляционные характеристики просодии в целом. Просодическая сторона речи Речевое дыхание                             Голосовые модуляции                              Тембр голоса (высота голоса, тоновый диапазон)                Темпо ­ ритмическая                                                           Динамический компонент                 организация, паузы                                                                 (логические ударения,       динамический диапазон) Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно передавать   мысли   и   чувства,   помогает   правильно   понимать   смысл   высказывания   речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:  Расширение   физиологических   возможностей   дыхательного   аппарата   (постановка диафрагмально­реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).  Формирование длительного фонационного выдоха.  Формирование речевого выдоха. Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека. Громкость   (сила)   голоса   –   сила   подаваемого   звука   определяется   интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. Гибкое   изменение   громкости   голоса   –   это   средство   достижения   выразительности   речи,   ее разнообразия. Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Темп   речи   –   это   скорость   протекания   речи   во   времени   или   число   звуковых   единиц, произносимых в единицу времени. Ритм   речи   представляет   собой   звуковую   организацию   речи   при   помощи   чередования ударных   и   безударных   слогов.   Как   считают   исследователи,   темпо­ритмическая   организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной   речи,   включая   лексико   –   грамматическое   структурирование,   артикуляторно   – дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Паузу   принято   определять   как   перерыв   в   звучании   голоса   на   определенное   время.   В процессе   устной   речи   периодически   появляется   необходимость   сделать   вдох   для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз». Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова. Нарушения   просодической   стороны   речи   у   детей   с   общим   недоразвитием   речи проявляется   в   нарушении:   речевого   дыхания;   навыков   рациональной   голосоподачи   и голосоведения (силы голоса, высоты, тембра); четкости произношения; темпа речи; ритма речи;   интонационной   незавершенности   окончания   фразы;   синтагматического   ударения внутри фразы; отсутствии пауз в конце синтагм и фраз. Речь   тесным   образом   связана   с   личностью   ребенка,   так   как   важнейшей   функцией   речи является   коммуникативная.   Ограничение   общения,   которое   наблюдается   при   нарушении состояния   просодических   компонентов   речи,   меняет   условия   формирования   личности,   ее сознание,   самосознание.   С   возрастом   появляется   неуверенность   в   своих   силах,   развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности детей с ОНР приводят к нарушению социальной адаптации. Таким образом, проблемы коррекции просодической стороны речи детей с ОНР актуальны как для теории, так и для практики современной логопедии. С целью повышения уровня развития просодической стороны речи, я подобрала комплекс игр и упражнений. Упражнения для формирования речевого дыхания Покачиваем   голову   вправо   –   влево,   резко,   в   темпе   шагов.   И   одновременно   с   каждым «Повороты» поворотом – вдох носом. Думать: «Пахнет! Откуда? Слева? Справа?» ­ нюхаем воздух. «Кошка» Ноги на ширине плеч. Вспомним кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторим ее движения – чуть­чуть приседая, поворачиваемся то вправо, то влево. Тяжесть тела переносим то на правую ногу, то на левую. И шумно нюхаем воздух справа, слева, в темпе шагов. «Насос» Возьмем в руки палочку, как рукоятку насоса, и думаем, что накачиваем шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Шину надо быстро качать и ехать дальше. Повторяем вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох – мгновенный, как укол. Затем можно сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе (шиш, шуш, шаш, зиз, зуз, заз) «Жук жужжит» И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят: «ж­ж­ж», опуская руки вниз. Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф­ф­ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно. «Воздушный шарик» Упражнения на развитие интонационной выразительности речи. 1 упражнение. Предлагается   интонационно   завершенный   ряд   гласных,   при  этом   один   из   гласных   особо выделяется   при   помощи   ударения,   например:  «А­о­у­и».   Выделение   ударных   элементов гласного   ряда   должно   сочетаться   с   интонационным   модулированием   голоса.   Могут   быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и ? А о_у и !                                                         Аоуи ­ аоуи ? АОУИ ­ аоуи ! 2 упражнение. «Определи тон». Педагог  произносит  фразу  разным  тоном. Дети должны  определить  характер  тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза Завтра обещают дождь: ­ радостно,                                        ­ грустно,                                                  ­ равнодушно,                                                  ­ удивленно,                                                  ­  с досадой и огорчением. 3 упражнение. «Произнеси по­разному». Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией: • • • • Удивленно. Радостно. Недовольно.  Испуганно. 4 упражнение. Произнесите данные слова, выражая голосом разные чувства и настроения. А ребята попробуют определить эти чувства. «Молодец!» ­ восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» ­ с радостью,  тревогой, с презрением.                                                             5 упражнение.  Расскажите стихотворение так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра. Футбол. Сказала тетя: ­ Фи, футбол!    ­ с пренебрежением Сказала мама: ­ Фу, футбол!     ­ с отвращением Сестра сказала: ­ Ну, футбол!      ­разочарованно А я ответил: ­ Во, футбол!      ­ восторженно 6 упражнение. «Скороговорки». Сказать скороговорку разным тоном. Проворонили ворона вороненка. • • • С сожалением («Жалко вороненка»); С осуждением («Вот растяпа эта ворона»); С удивлением («Не может быть!»), На дворе трава, на траве дрова. • • • Грустно («Ох, сколько здесь работы!»); Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»); Равнодушно («Ну и что?»). 7 упражнение. Как ты думаешь, с каким чувством произнесут фразу мама и друг, увидев Сашу, так раскрасившего свое лицо.  Мама: «Хорош! Нечего сказать!»  Друг: «Хорош! Нечего сказать!» Произнеси, выбрав правильный тон. 8 упражнение. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения: Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка. 9 упражнение. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова. Твой? ­ твой сок? Стол? ­ там стол? Нос? ­  это нос? 10 упражнение. Отработка интонации восклицательного предложения. Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда  будет солнце! Пусть всегда будет небо! Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.  Произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое). I упражнение   Произнеси  звук  (Ж),  с  разной   степенью  высоты,  подражая   жужжанию   большого  шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко). 2 упражнение. 3 упражнение. Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У­у­у­у». изобрази эти звуки голосом. Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и  4 упражнение. Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и  сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения руки и графические изображения)            У         У                                   О       О                                    А       А 5 упражнение. У                           У                О                          О            А                             А 6 упражнение А          А          А          А          А        А          А          А          А           А Упражнения на развитие силы голоса. 1 упражнение «Гудок паровоза». Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту­ту­ту­ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче,  еще   громче,   очень   громко,   а   затем   голос слабеет, как будто паровоз удаляется. Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау ­ ау!». Произносить звуки 2 упражнение «Аукание». надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче. 3 упражнение «Рекламная пауза». Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес», и ее ведущий Леонид Аркадьевич Якубович предложил вам сказать фразу «Рекламная  пауза!» произнесите ее громко, звонко, выразительно.                                               4 упражнение «Покричим?» Как   часто   мы   слышим:   «Не   кричи,   говори   потише!»   А   иногда   так   хочется  покричать, например:                           Дождик, дождик, пуще,  Дам тебе гущи, Выйду на         Крылечко, Дам огуречка!                                             5 упражнение «Вьюга». Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу  «Сильная вьюга» ­ говорит громко «У­у­у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».                                                           6 упражнение.   Усиление голоса (беззвучная артикуляция ­ шепот ­ тихо ­ громко):                   О О О О                     А А А А     АУИ АУИ АУИ  АУИ 7 упражнение. Ослабление голоса (громко ­ тихо ­ шепот ­ беззвучная артикуляция):                     У У У у               ЖЖЖж                ABA   ABA   ABA  ава 8упражнение. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:     1 2 3 4 5       Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 5 4 3 2 1 9 упражнение. Назовем  дни  недели  с  постепенным  усилением  и последующим ослаблением силы  голоса: понедельник, вторник ­ беззвучная артикуляция; среда, четверг ­ шепот; пятница, суббота ­ голосом средней силы; воскресенье ­ громко; суббота, пятница ­ голосом средней силы; четверг, среда ­ шепот; вторник, понедельник ­ беззвучная артикуляция. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо  отзываются: «А­а­а!» Игра на развитие полетности голоса «Эхо». Упражнения на выработку умения управлять темпом речи. 1 упражнение. Произнесите следующие предложения в нужном темпе:  Как медленно вертится колесо!  Помогите, человек тонет!  Как долго тянется зима!  Скорей бежим домой!                                                          2 упражнение. Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите  скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.  Усядемся на пригорке      Да расскажем скороговорки.  Тридцать три вагона в ряд      Тараторят, тарахтят. Игры на совершенствование чувства ритма Игра «Барабанщик» Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме: Пам­пара­па­памм­памм­памм­памм! Пам­пара­па­памм­памм­памм­памм! Памм!   Памм!   Памм! Игра «Дирижер» Педагог   исполняет   роль   дирижера,   и   показывает   детям,   в   каком   ритме   исполнять стихотворение Сидит киска на заборе, У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски! Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса. Игра «День и ночь» По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего. Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются , и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!» Игра «Узнай по голосу» Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу. Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз 1 упражнение    Последовательно  меняя логическое ударение  в вопросительном  предложении,  предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?  Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.  Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.  Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.  Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру. 2 упражнение Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню? 3 упражнение Расскажи стихотворение, соблюдая паузы:      Мама! Мама! Посмотри!                                                                                Я пускаю пузыри.                                                                                Желтый, красный, голубой –                                                                                В каждом я и ты со мной! Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини­пауза) 4 упражнение «Меня зовут» Оля. Маму зовут (мини­пауза) Мария Ивановна.

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2018