Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
Оценка 5
Занимательные материалы
doc
дефектология
2 кл—4 кл
17.08.2018
В дидактические игры входит: теоретический материал , игровой материал : просодическая сторона речи, упражнения для формирования речевого дыхания, упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
Упражнения на развитие силы голоса.Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи.doc
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со
стрертой формой дизартрии
Как свидетельствуют данные Н.И. Жинкина, Н.А. Тугова, А.Г. Рахмилевича, Л.И.
Беляковой, наряду с содержательной стороной устной речи, большое значение для восприятия
ее слушателем имеет просодическая сторона речи.
Просодия (греч. Prosodia ударение, припев) – учение о принципах и средствах членения речи
и соединения расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона,
расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.
Просодия, по мнению исследователей, является наивысшим уровнем развития языка.
Н.И. Жинкин пишет: «Нельзя представить себе человека, говорящего без интонации, мимики
и жеста. Текстовое, устное высказывание всегда связывает в смысловое единство некоторую
долю текста и это достигается не только интеграцией лексических значений, но и в гармонии с
ними звуковой культурой просодии. Человеческое ухо тонко замечает общий звуковой тонус
речи, повторения, хезитации, остановки, повышение и понижение основного тона и т.п. и
оценивает все это по смыслу. Произносить речь не так просто. Трудность регулировки
интонации в просодии состоит в том, что говорящий, имея подготовленный замысел, должен
интуитивно учесть двойственность управления и подчиниться только смысловому замыслу, а не
автоматической динамике произносительных навыков»
Просодическое оформление текста подчинено семантикосинтаксической задаче речевого
высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как
психофизические, ситуационные, потребностно мотивационные и экстралингвистические. Этот
комплекс в конечном итоге и определяет акустикоартикуляционные характеристики просодии в
целом.
Просодическая сторона речи
Речевое дыхание Голосовые модуляции Тембр голоса
(высота голоса, тоновый диапазон)
Темпо ритмическая Динамический компонент
организация, паузы (логические ударения,
динамический диапазон)
Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно
передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого
партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет
собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон
голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп
речи. Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:
Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка
диафрагмальнореберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
Формирование длительного фонационного выдоха.
Формирование речевого выдоха.
Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать
его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это
величина постоянная, как отпечатки пальцев человека.
Громкость (сила) голоса – сила подаваемого звука определяется интенсивностью
напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве.
Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее
разнообразия.
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения
зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от
подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц,
произносимых в единицу времени.
Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования
ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпоритмическая организация
устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие
устной речи, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно –
дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В
процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для
удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного
давления в процессе речи это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз».
Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.
Нарушения просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи
проявляется в нарушении: речевого дыхания; навыков рациональной голосоподачи и
голосоведения (силы голоса, высоты, тембра); четкости произношения; темпа речи; ритма
речи; интонационной незавершенности окончания фразы; синтагматического ударения
внутри фразы; отсутствии пауз в конце синтагм и фраз.
Речь тесным образом связана с личностью ребенка, так как важнейшей функцией речи
является коммуникативная. Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении
состояния просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности, ее
сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, развивается
низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности детей с
ОНР приводят к нарушению социальной адаптации.
Таким образом, проблемы коррекции просодической стороны речи детей с ОНР актуальны
как для теории, так и для практики современной логопедии.
С целью повышения уровня развития просодической стороны речи, я подобрала комплекс
игр и упражнений.
Упражнения для формирования речевого дыхания
Покачиваем голову вправо – влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым
«Повороты»
поворотом – вдох носом. Думать: «Пахнет! Откуда? Слева? Справа?» нюхаем воздух.
«Кошка» Ноги на ширине плеч. Вспомним кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторим ее
движения – чутьчуть приседая, поворачиваемся то вправо, то влево. Тяжесть тела переносим то
на правую ногу, то на левую. И шумно нюхаем воздух справа, слева, в темпе шагов.
«Насос»
Возьмем в руки палочку, как рукоятку насоса, и думаем, что накачиваем шину автомобиля.
Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Шину надо быстро качать и
ехать дальше. Повторяем вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не
поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох – мгновенный, как укол. Затем можно
сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе (шиш, шуш, шаш, зиз, зуз, заз)
«Жук жужжит»
И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети
произносят: «жжж», опуская руки вниз.
Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик.
Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ффф». При выпрямлении вдох
производится непроизвольно.
«Воздушный шарик»
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
1 упражнение.
Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо
выделяется при помощи ударения, например: «Аоуи». Выделение ударных элементов
гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть
интонации вопроса, ответа. Например: А о у и ? А о_у и !
Аоуи аоуи ? АОУИ аоуи !
2 упражнение. «Определи тон».
Педагог произносит фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то
есть, с каким чувством была произнесена фраза Завтра обещают дождь: радостно,
грустно,
равнодушно,
удивленно,
с досадой и огорчением.
3 упражнение. «Произнеси поразному».
Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией:
•
•
•
•
Удивленно.
Радостно.
Недовольно.
Испуганно.
4 упражнение.
Произнесите данные слова, выражая голосом разные
чувства и настроения. А ребята попробуют определить эти чувства.
«Молодец!» восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» с радостью,
тревогой, с презрением.
5 упражнение.
Расскажите стихотворение так, чтобы стало понятно, как
относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.
Футбол. Сказала тетя:
Фи, футбол! с пренебрежением
Сказала мама:
Фу, футбол! с отвращением
Сестра сказала: Ну, футбол! разочарованно
А я ответил:
Во, футбол! восторженно
6 упражнение. «Скороговорки».
Сказать скороговорку разным тоном.
Проворонили ворона вороненка.
•
•
•
С сожалением («Жалко вороненка»);
С осуждением («Вот растяпа эта ворона»);
С удивлением («Не может быть!»),
На дворе трава, на траве дрова.
•
•
•
Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);
Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);
Равнодушно («Ну и что?»).
7 упражнение.
Как ты думаешь, с каким чувством произнесут фразу мама и друг, увидев Сашу, так раскрасившего
свое лицо.
Мама: «Хорош! Нечего сказать!»
Друг: «Хорош! Нечего сказать!»
Произнеси, выбрав правильный тон.
8 упражнение.
Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.
9 упражнение.
Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.
Твой? твой сок? Стол? там стол? Нос? это нос?
10 упражнение.
Отработка интонации восклицательного предложения.
Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда
будет солнце! Пусть всегда будет небо!
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.
Произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик
(высокое).
I упражнение
Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля
(низко) и маленькой пчелки (высоко).
2
упражнение.
3
упражнение.
Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные
звуки сирены: «Уууу». изобрази эти звуки голосом.
Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и
4
упражнение.
Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и
сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения
руки и графические изображения)
У У О О А А
5
упражнение.
У У О О А А
6 упражнение
А А А А А
А А А А А
Упражнения на развитие силы голоса.
1 упражнение «Гудок паровоза».
Изобразим голосом гудок паровоза: «Тутутуту». Сначала произносим очень тихо, как
будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос
слабеет, как будто паровоз удаляется.
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау ау!». Произносить звуки
2 упражнение «Аукание».
надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
3 упражнение «Рекламная пауза».
Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес», и ее ведущий Леонид Аркадьевич
Якубович предложил вам сказать фразу «Рекламная пауза!» произнесите ее громко, звонко,
выразительно.
4 упражнение «Покричим?»
Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А иногда так хочется покричать,
например: Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи, Выйду на Крылечко, Дам огуречка!
5 упражнение «Вьюга».
Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок
тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» говорит громко «Ууу». По сигналу
«Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».
6 упражнение.
Усиление голоса (беззвучная артикуляция шепот тихо громко):
О О О О
А А А А
АУИ АУИ АУИ АУИ
7 упражнение.
Ослабление голоса (громко тихо шепот беззвучная артикуляция):
У У У у
ЖЖЖж
ABA ABA ABA ава
8упражнение.
Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса: 1 2 3 4 5
Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 5 4 3 2 1
9 упражнение. Назовем дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы
голоса:
понедельник, вторник беззвучная артикуляция;
среда, четверг шепот;
пятница, суббота голосом средней силы;
воскресенье громко;
суббота, пятница голосом средней силы;
четверг, среда шепот;
вторник, понедельник беззвучная артикуляция.
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо
отзываются: «Ааа!»
Игра на развитие полетности голоса «Эхо».
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
1 упражнение.
Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
Как медленно вертится колесо!
Помогите, человек тонет!
Как долго тянется зима!
Скорей бежим домой!
2 упражнение.
Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите
скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.
Усядемся на пригорке
Да расскажем скороговорки.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
Игры на совершенствование чувства ритма
Игра «Барабанщик»
Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:
Пампарапапаммпаммпаммпамм!
Пампарапапаммпаммпаммпамм!
Памм! Памм! Памм!
Игра «Дирижер»
Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять
стихотворение
Сидит киска на заборе,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение
тембра голоса.
Игра «День и ночь» По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает
любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.
Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие
начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются , и один из
них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»
Игра «Узнай по голосу»
Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он
правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.
Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз
1 упражнение
Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем
детям ответить. Проследим, изменится ответ?
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.
2 упражнение
Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?
3 упражнение
Расскажи стихотворение, соблюдая паузы: Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой –
В каждом я и ты со мной!
Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (минипауза)
4 упражнение «Меня зовут»
Оля. Маму зовут (минипауза) Мария Ивановна.
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей со стрертой формой дизартрии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.