Отчет по теме самообразования

  • Документация
  • doc
  • 30.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном отчете Вашему вниманию предлагаю свой отчет по теме самообразования «Формирование и развитие математической компетенции у учащихся младших классов для детей с ОВР (особые возможности в развитии) через систему электронных коррекционно- развивающих заданий и упражнений». В нем Вы можете познакомиться с темой, целью и задачами моей работы, вопросами, намеченными для изучения, методами исследования, этапами проработка над изучаемым материалом, литературой, используемой в ходе моей работы, а также практическими выходами по данной теме.
Иконка файла материала Отчёт по теме самообразования О.doc
Отчёт по теме самообразования О.В. Малаховой учителя­ дефектолога КГУ «ОСШ № 24 г.Темиртау» за 2015­2016 уч.г. Тема самообразования: «Формирование и развитие математической компетенции у учащихся младших   классов   для   детей   с   ОВР   (особые   возможности   в   развитии)   через   систему электронных коррекционно­ развивающих заданий и упражнений». 1. Работа над темой начата в сентябре 2015 года. 2. Работу над темой  предполагается закончить в 2018 году. Цель:  обеспечение   качественного   усвоения   базисных   основ   математики,   направленного   на формирование   и   развитие   математической   компетенции   у   учащихся   спецкласса   для   детей   с задержкой психического развития (ЗПР)   через систему электронных коррекционно­ развивающих заданий и упражнений, направленных на достижение необходимого уровня общего интеллектуального развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, формирования наглядно­ образного,   логического   и   абстрактного   мышления,   создание   практической   основы   для   изучения алгебры и геометрии на уровне основного среднего образования.  3. Задачи:  изучить теоретические основы  известных педагогов, психологов по данной теме;    через   экспресс­диагностику   отслеживать   состояние   математической   компетенции   учащихся спецкласса для детей с задержкой психического развития на начальной ступени обучения (в течение всего учебного года);   составить модель индивидуально­ коррекционного маршрута учащихся   спецлкасса для детей с ЗПР по формированию и развитию математической компетенции;  активизировать деятельность учителя­ дефектолога по формированию и развитию математической компетенции  у учащихся спецклассса для детей с ЗПР;  систематически     на   уроках   математики   на   разных   этапах   работы   применять   электронные коррекционно­ развивающие задания и упражнения по формированию и развитию математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР;  разработать   рекомендации   для   педагогов   классов   КРО,   учителей   начальных   классов,   учителей классов   инклюзивного   образования     и   родителей   по   формированию   и   развитию   математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР. 4.Основные вопросы, намеченные для изучения:  1.Выявление:  А) типичных трудностей по формированию и развитию математической компетенции у учащихся   спецкласса для детей с ЗПР в учебно­воспитательном процессе; Б) уровня формирования и развития математической компетенции у учащихся  спецкласса для детей  с ЗПР. 2.Изучение теоретического материала по данной проблеме. 3.Особенности формирования и развития математической компетенции у учащихся  спецкласса для  детей с ЗПР: А) общее понятие математической компетентности, математической компетенции; Б) развитие ключевых компетенций в процессе изучения курса «Математика» у учащихся спецкласса  для детей с ЗПР. В) Методы развития ключевых компетенций: ­ ценностно­ смысловая кометенция; ­ общекультурная компетенция; ­ учебно­познавательная компетенция; ­информационная компетенция; ­ коммуникативная компетенция; ­ социально­ трудовая компетенция;­ компетенция личного самосовершенствования. 4. Примеры формирования математической компетенции учащихся спецкласса для детей с ЗПР  на  разных этапах урока математики. 5.Проведение диагностики: А) уровня развития психических процессов у учащихся спецкласса для детей с ЗПР; Б) уровня развития математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР; 6.Составление модели индивидуально­ коррекционного маршрута учащихся спецкласса для детей с  ЗПР. 7.Организация и актуализация всех участников учебно­воспитательного процесса по формированию и  развитию математической компетенции учащихся спецкласса для детей с ЗПР. 8.Обобщение и систематизация дидактических игр, коррекционных упражнений, заданий,  электронных коррекционно­ развавающих заданий и упражнений, тренингов с использованием новых  образовательных технологий  по формированию и развитию математической компетенции учащихся  спецкласса для детей с ЗПР. 9.Разработка рекомендаций  всем  участникам учебно­воспитательного процесса по формированию и  развитию математической компетенции учащихся спецкласса для детей с ЗПР. 4. Методы исследования: ­ изучение литературы,  ­ изучение нормативно ­ правовой документации,  ­ анализ педагогической и методической литературы,  ­ анализ учебно­методических комплексов,  ­ сравнение,  ­ обобщение,  ­ экспресс­ диагностика уровня развития математической компетенции у учащихся спецкласс для детей с ЗПР, ­ анкетирование  учащихся, ­ мультимедийные электронные задания и упражнения,  ­ тестирование. 5.Этапы проработки материала:  2015.2016уч.г.: ­ подбор и изучение методической литературы по данной теме; ­ через экспресс­диагностику отслеживать состояние математической компетенции учащихся  спецкласса для детей с задержкой психического развития на начальной ступени обучения (в течение  всего учебного года);  ­ составить модель индивидуально ­ коррекционного маршрута учащихся  спецкласса для детей с ЗПР  по формированию и развитию математической компетенции и систематизировать практически  материал по данной теме самообразования. ­ создать электронный банк коррекционных заданий  и упражнений по формированию и развитию  математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР;  ­ апробировать на уроках математики электронные коррекционно­развивающие  задания и упражнения по развитию математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР. 2016.2017уч.г.: 2017.2018уч.г.: ­ выявить эффективность применяемых электронных коррекционно­ развивающих заданий и  упражнений для успешного развития математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР; ­ рекомендовать всем участникам учебно­воспитательного процесса использовать в качестве примера  электронные коррекционно­развивающие задания и упражнения по формированию и развитию  математической компетенции  на начальной ступени обучения. 6.Литература, планируемая для изучения по теме самообразования:Е.В.   Шамарина.   Обучение   детей   с   ЗПР:   организация   индивидуальных   и   групповых   занятий   в классе КРО. ­ М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. Н.П. Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: «Ось­ 89», 2001. Закон РК «Об образовании» от 07 июня 1999 г. Закон Республики Казахстан «О социальной и медико­педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»  от 11 июля 2002 г. Л.Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», 2001г. Л.Ф.   Тихомирова.   Формирование   и   развитие   интеллектуальных   способностей   ребенка.   –   М.: Рольф, 2000г. Л.Ф. Тихомирова. Логика. Дети 7­10 лет.­ Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001г.  О.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развития познавательных способностей. ­ М.: Росткнига, 2004 г.   Дети с  ЗПР:  коррекционные занятия  в общеобразовательной  школе.  Книга 1.­ М.:  Школьная Пресса, 2005. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Л.Ф. Тихомирова; худож.Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития,2005 г.       Семенова Ирина Сергеевна.Задачи­сказки для дошкольников и первоклашек. Нефедова   Елена   Алексеевна, Узорова   Ольга   Васильевна 2014.Математические   диктанты. Числовые примеры. Все типы задач. Устный счет. 1­2 классы. Нефедова   Елена   Алексеевна, Узорова   Ольга   Васильевна 2014.  5000   задач   по   математике.   1­4 классы. Болотова   А.   И. 2012.  Развитие   познавательной   самостоятельности   младших   школьников   в процессе обучения математике с использованием рабочих тетрадей. Соболева   Александра   Евгеньевна, Печак   Екатерина   Евгеньевна 2009.  Математика.   Считаем уверенно. В 2015­2016 уч.г. я подбирала учебную методическую литературу по теме самообразования. Через   экспресс­диагностику   совместно   с   психологом   мы   проводим   мониторинг   познавательных процессов   и   уровень     развитости   и   сформированности   математической   компетенции   учащихся спецкласса для детей с задержкой психического развития на начальной ступени обучения (в течение всего учебного года).  Мы   составили   модель   индивидуально   ­   коррекционного   маршрута   каждого   учащегося спецкласса для детей с ЗПР с учетом его психолого­ педагогических особенностей  по формированию и развитию математической компетенции. Систематизировала практический материал по данной теме самообразования. 7.Практический выход: В конце мая 2015­2016 уч.г.  я буду выступать с защитой отчета по теме самообразования на  заседании ШМО учителей начальных классов, учителей­ дефектологов и логопедов. За это время  разработаны электронные мультимедийные задания и упражнения по развитию математической  компетенции на уроках математики. Всего 136 занятий. Так как работа еще не окончена,  то о выводах говорить еще рано. Но определенные результаты уже есть:  изучена литература по теме самообразования;  разработаны и проведены уроки по теме самообразования в спецклассе для детей с ЗПР  согласно календарно­тематического планирования по предмету;  применяются   мультимедийные   коррекционно­   развивающие   задания   и   упражнения   с использованием компьютерных технологий , как на уроках, так и в группе продленного дня. 18.03.2016 г. Исп.: О.В.Малахова, учитель ­ дефектолог