В данном отчете Вашему вниманию предлагаю свой отчет по теме самообразования «Формирование и развитие математической компетенции у учащихся младших классов для детей с ОВР (особые возможности в развитии) через систему электронных коррекционно- развивающих заданий и упражнений». В нем Вы можете познакомиться с темой, целью и задачами моей работы, вопросами, намеченными для изучения, методами исследования, этапами проработка над изучаемым материалом, литературой, используемой в ходе моей работы, а также практическими выходами по данной теме.
Отчёт по теме самообразования О.doc
Отчёт по теме самообразования О.В. Малаховой
учителя дефектолога КГУ «ОСШ № 24 г.Темиртау»
за 20152016 уч.г.
Тема самообразования: «Формирование и развитие математической компетенции у учащихся
младших классов для детей с ОВР (особые возможности в развитии) через систему
электронных коррекционно развивающих заданий и упражнений».
1. Работа над темой начата в сентябре 2015 года.
2. Работу над темой предполагается закончить в 2018 году.
Цель: обеспечение качественного усвоения базисных основ математики, направленного на
формирование и развитие математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с
задержкой психического развития (ЗПР) через систему электронных коррекционно развивающих
заданий и упражнений, направленных на достижение необходимого уровня общего интеллектуального
развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, формирования наглядно
образного, логического и абстрактного мышления, создание практической основы для изучения
алгебры и геометрии на уровне основного среднего образования.
3. Задачи:
изучить теоретические основы известных педагогов, психологов по данной теме;
через экспрессдиагностику отслеживать состояние математической компетенции учащихся
спецкласса для детей с задержкой психического развития на начальной ступени обучения (в течение
всего учебного года);
составить модель индивидуально коррекционного маршрута учащихся спецлкасса для детей с
ЗПР по формированию и развитию математической компетенции;
активизировать деятельность учителя дефектолога по формированию и развитию математической
компетенции у учащихся спецклассса для детей с ЗПР;
систематически на уроках математики на разных этапах работы применять электронные
коррекционно развивающие задания и упражнения по формированию и развитию математической
компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР;
разработать рекомендации для педагогов классов КРО, учителей начальных классов, учителей
классов инклюзивного образования и родителей по формированию и развитию математической
компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР.
4.Основные вопросы, намеченные для изучения:
1.Выявление:
А) типичных трудностей по формированию и развитию математической компетенции у учащихся
спецкласса для детей с ЗПР в учебновоспитательном процессе;
Б) уровня формирования и развития математической компетенции у учащихся спецкласса для детей
с ЗПР.
2.Изучение теоретического материала по данной проблеме.
3.Особенности формирования и развития математической компетенции у учащихся спецкласса для
детей с ЗПР:
А) общее понятие математической компетентности, математической компетенции;
Б) развитие ключевых компетенций в процессе изучения курса «Математика» у учащихся спецкласса
для детей с ЗПР.
В) Методы развития ключевых компетенций:
ценностно смысловая кометенция;
общекультурная компетенция;
учебнопознавательная компетенция;
информационная компетенция;
коммуникативная компетенция;
социально трудовая компетенция; компетенция личного самосовершенствования.
4. Примеры формирования математической компетенции учащихся спецкласса для детей с ЗПР на
разных этапах урока математики.
5.Проведение диагностики:
А) уровня развития психических процессов у учащихся спецкласса для детей с ЗПР;
Б) уровня развития математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР;
6.Составление модели индивидуально коррекционного маршрута учащихся спецкласса для детей с
ЗПР.
7.Организация и актуализация всех участников учебновоспитательного процесса по формированию и
развитию математической компетенции учащихся спецкласса для детей с ЗПР.
8.Обобщение и систематизация дидактических игр, коррекционных упражнений, заданий,
электронных коррекционно развавающих заданий и упражнений, тренингов с использованием новых
образовательных технологий по формированию и развитию математической компетенции учащихся
спецкласса для детей с ЗПР.
9.Разработка рекомендаций всем участникам учебновоспитательного процесса по формированию и
развитию математической компетенции учащихся спецкласса для детей с ЗПР.
4. Методы исследования:
изучение литературы,
изучение нормативно правовой документации,
анализ педагогической и методической литературы,
анализ учебнометодических комплексов,
сравнение,
обобщение,
экспресс диагностика уровня развития математической компетенции у учащихся спецкласс для
детей с ЗПР,
анкетирование учащихся,
мультимедийные электронные задания и упражнения,
тестирование.
5.Этапы проработки материала:
2015.2016уч.г.:
подбор и изучение методической литературы по данной теме;
через экспрессдиагностику отслеживать состояние математической компетенции учащихся
спецкласса для детей с задержкой психического развития на начальной ступени обучения (в течение
всего учебного года);
составить модель индивидуально коррекционного маршрута учащихся спецкласса для детей с ЗПР
по формированию и развитию математической компетенции и систематизировать практически
материал по данной теме самообразования.
создать электронный банк коррекционных заданий и упражнений по формированию и развитию
математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР;
апробировать на уроках математики электронные коррекционноразвивающие задания и упражнения
по развитию математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с ЗПР.
2016.2017уч.г.:
2017.2018уч.г.:
выявить эффективность применяемых электронных коррекционно развивающих заданий и
упражнений для успешного развития математической компетенции у учащихся спецкласса для детей с
ЗПР;
рекомендовать всем участникам учебновоспитательного процесса использовать в качестве примера
электронные коррекционноразвивающие задания и упражнения по формированию и развитию
математической компетенции на начальной ступени обучения.
6.Литература, планируемая для изучения по теме самообразования: Е.В. Шамарина. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в
классе КРО. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
Н.П. Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: «Ось 89», 2001.
Закон РК «Об образовании» от 07 июня 1999 г.
Закон Республики Казахстан «О социальной и медикопедагогической коррекционной поддержке
детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 г.
Л.Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.
ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», 2001г.
Л.Ф. Тихомирова. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М.:
Рольф, 2000г.
Л.Ф. Тихомирова. Логика. Дети 710 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,
2001г.
О.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развития познавательных способностей. М.:
Росткнига, 2004 г.
Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. М.: Школьная
Пресса, 2005.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное
пособие для родителей и педагогов/ Л.Ф. Тихомирова; худож.Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия
развития,2005 г.
Семенова Ирина Сергеевна.Задачисказки для дошкольников и первоклашек.
Нефедова Елена Алексеевна, Узорова Ольга Васильевна 2014.Математические диктанты.
Числовые примеры. Все типы задач. Устный счет. 12 классы.
Нефедова Елена Алексеевна, Узорова Ольга Васильевна 2014. 5000 задач по математике. 14
классы.
Болотова А. И. 2012. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в
процессе обучения математике с использованием рабочих тетрадей.
Соболева Александра Евгеньевна, Печак Екатерина Евгеньевна 2009.
Математика. Считаем
уверенно.
В 20152016 уч.г. я подбирала учебную методическую литературу по теме самообразования.
Через экспрессдиагностику совместно с психологом мы проводим мониторинг познавательных
процессов и уровень развитости и сформированности математической компетенции учащихся
спецкласса для детей с задержкой психического развития на начальной ступени обучения (в течение
всего учебного года).
Мы составили модель индивидуально коррекционного маршрута каждого учащегося
спецкласса для детей с ЗПР с учетом его психолого педагогических особенностей по формированию
и развитию математической компетенции. Систематизировала практический материал по данной теме
самообразования.
7.Практический выход:
В конце мая 20152016 уч.г. я буду выступать с защитой отчета по теме самообразования на
заседании ШМО учителей начальных классов, учителей дефектологов и логопедов. За это время
разработаны электронные мультимедийные задания и упражнения по развитию математической
компетенции на уроках математики. Всего 136 занятий.
Так как работа еще не окончена, то о выводах говорить еще рано. Но определенные результаты
уже есть:
изучена литература по теме самообразования;
разработаны и проведены уроки по теме самообразования в спецклассе для детей с ЗПР согласно
календарнотематического планирования по предмету;
применяются мультимедийные коррекционно развивающие задания и упражнения с
использованием компьютерных технологий , как на уроках, так и в группе продленного дня.
18.03.2016 г.
Исп.: О.В.Малахова, учитель дефектолог
Отчет по теме самообразования
Отчет по теме самообразования
Отчет по теме самообразования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.