Лэпбук "Занимательная математика" представляет собой папку с дидактическими играми по формированию элементарных математических представлений. Игры направлены на развитие логического мышления, на закрепление счёта в пределах 10, на умение соотносить формы предметов с геометрическими фигурами. Лэпбук можно использовать как для индивидуальной работы, так и для совместной с детьми деятельности.Лэпбук "Занимательная математика" с приложением, в котором находятся конспекты занятий, фотографии и буклет "Как создать свой лэпбук"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей имени Г.Ф.Атякшева»
(дошкольные группы)
Обучающие и развивающие игры:
Лэпбук
«Занимательная Математика»
Автор: Федорова Светлана Николаевна,
воспитатель
1квалификационной категорииг. Югорск
2017
Оглавление
Пояснительная записка........................................................................................2
2. Лэпбук и требования, предъявляемые ФГОС ДО к пространственной
предметно-развивающей среде...........................................................................3
3. Что же такое лэпбук?........................................................................................4
4. Как изготовить свой собственный лэпбук?.....................................................5
5. Лэпбук «Занимательная Математика»............................................................6
6.Рекомендации по использованию лэпбука.....................................................10
7 . Используемая литература.............................................................................11
Приложения.........................................................................................................12
1Аннотация.
Обучающие и развивающие игры собраны в красиво оформленную картонную папку
формата А4 на застёжках – липучках. На страницах папки имеются различные кармашки,
конвертики, книжки – малышки, книжки – раскладушки, в которых собраны игры и задания
по формированию у детей элементарных математических представлений.
Пояснительная записка
Дидактическое пособие «Лэпбук «Занимательная математика» предназначено для детей
среднего дошкольного возраста. Содержание представляет собой дидактические игры по
формированию у детей элементарных математических представлений, загадки о
геометрических фигурах, математические пазлы, лабиринты, математическую мозаику.
Содержание лэпбука можно периодически пополнять, усложнять, менять материалы в
соответствии с сезонностью или тематикой недели.
Данное пособие является средством развивающего обучения, а также хорошо подходит при
проведении педагогической диагностики (мониторинга) в группах, где одновременно в
совместной деятельности будут заняты несколько детей.
В моем лэпбуке поместилось много дидактических игр, которые пользуются большим
интересом среди детей. Я решила больше внимания уделить логическому мышлению,
ознакомлению с геометрическими фигурами, решению логических задач, есть задания на
развитие умения конструировать предметы из счетных палочек по образцу.
Дети очень бережно относятся к нашей «Игралочке» (так они её называют) и с большим
интересов играют в игры, которые там собраны. Мальчикам очень нравится дидактическая
игра «Каждой машине своё колесо», с большим азартом они проходят различные
лабиринты. Девчонки предпочитают украшать рукавички по образцу, отгадывать загадки,
складывать математические пазлы. Каждому найдётся игра по душе: игры можно
проигрывать как с одним ребёнком, так и с группой детей.
22. Лэпбук и требования, предъявляемые ФГОС ДО к пространственной
предметноразвивающей среде.
Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС заставляет
пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки; содержание, методы,
формы работы с детьми, требования к развивающей предметнопространственной среде.
Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать
современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Меня заинтересовала технология изготовления лэпбука. Чем же привлекла эта технология?
Во – первых, лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к
пространственной предметноразвивающей среде:
1. Трансформируемость: лэпбук позволяет менять пространство в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
2. Полифункциональность: использование папки в различных видах детской
активности, лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с
подгруппой детей, а так же в индивидуальной работе с детьми. Лэпбук
является хорошим помощником в проведении мониторинга.
3. Вариативность:
периодическая сменяемость игрового материала,
обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов,
стимулирующих активность детей; в лэпбуке существует несколько вариантов
использования каждой его части.
4. Доступность: лэпбук обеспечивает доступность для всех детей, и для детей с
ОВЗ, и для детейинвалидов, возможность его использования в любом
помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и
на прогулочном участке ДОУ.
5. Насыщенность: соответствует содержанию образовательной программы,
разработанной на основе одной из примерных программ, а также соответствует
возрастным особенностям детей, то есть, в одной папке можно разместить
достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать
различный дидактический материал.
36. Лэпбук соответствует самому главному требованию к организации предметно
– пространственной развивающей среды это безопасность.
Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач
предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над темой, важно
затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать
материал по всем пяти направлениям. Создание лэпбука является одним из видов
совместной деятельности взрослого и ребёнка. А может быть еще и формой представления
итогов проекта или тематической недели.
К созданию лэпбука мы привлекаем и родителей. Сбор и накопление материала для папки
или создание самого лэпбука является одной из активных форм работы с родителями,
позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного
ребенка. Организуя такую форму работы, мы тем самым выполняем принцип
сотрудничества ДОУ с семьей, сформулированный в ФГОС ДО.
3. Что же такое лэпбук?
Лэпбук книжкараскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных
деталей, кармашками всевозможных форм, миникнижками, книжкамигармошками,
конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему
желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме. Лэпбук тематическая
или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно
практический метод обучения детей.
Что дает лэпбук в работе педагогу?
Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно
тематического планирования.
Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с
детьми.
Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и
детьми.
Способствует творческой самореализации педагога
Для ребенка лэпбук это помощник:
В понимании и запоминании информации по изучаемой теме.
В повторении и закреплении материала по пройденной теме (ребенок не раз
будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в
4игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный
материал).
В организации информации по изучаемой теме: он помогает лучше понять и
запомнить изучаемый материал (особенно если ребенок визуал).
В организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
В развитии мелкой моторки (в лэпбуке содержится множество поразному
раскрывающихся кармашков, окошечек, книжек раскладушек).
4. Как изготовить свой собственный лэпбук?
Для того чтобы изготовить свой собственный лэпбук нужно:
вопервых, определиться с его темой. Тема может быть совершенно любой. Для
детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие,
обобщающие» темы (например, по временам года: зима, весна, осень, лето). То
есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для
маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста
необходимо брать узкие темы, несущие конкретную информацию. Можно брать
общую тему, например «Космос», а можно выбрать какуюнибудь планету и
собрать подробную информацию о ней, сравнить ее с Землей.
После того как вы определились с темой, нужно составить план, так как лэпбук
— это учебное пособие. Поэтому нужно продумать, что он будет в себя
включать, какие разделы содержать, чтобы полностью раскрыть выбранную
вами тему.
Следующий этап — это реализация всех ваших замыслов и оформление их в
красочной, информативной тематической папке. Здесь нет границ, все зависит
только от вашей фантазии, воображения и желания, от того, сколько времени
вы готовы затратить на изготовление данного развивающего пособия.
Последним этапом работы будет представление своего продукта родителям и
детям, его применение в своей педагогической деятельности и подключение
родителей к совместному детскородительскому познавательному
исследовательскому творчеству. На сегодняшний день в необъятных просторах
5сети Интернет можно встретить многочисленные примеры готовых
интерактивных папок, которые можно брать за основу или приобретать
готовые, подходящие по вашей теме и соответствующие возрасту детей и
использовать в работе. Но лучше всего изготавливать лэпбук самостоятельно,
так как это дешевле (не все шаблоны бесплатны), уникально и более творчески,
не ограничивается рамками существующего шаблона, больше ценится и
бережется детьми, так как создано своими руками.
Таким образом, помимо информационнокоммуникативных технологий, которые активно
внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей
со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное
доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников
образовательного процесса — лэпбук.
5. Лэпбук «Занимательная Математика»
Я хочу представить вашему вниманию свой
лэпбук
«Занимательная Математика», который
помогает детям
формировать логикоматематические представления, повышать
активизацию мыслительных процессов, развивать сенсорные
способы познания. Основанные на современной образовательной
технологии – игры, собранные в лэпбуке, могут быть использованы
в организации совместной игровой образовательной ситуации, в
проведении мониторинга, а также в индивидуальной работе с
Целью создания лэпбука по формированию
детьми.
математических представлений является овладение детьми математическими способами
познания, используя обучающие игры. В своей работе над созданием лэпбука я
преследовала
1.
Формирование
следующие
представлений
о
числе
и
задачи:
количестве.
2. Развитие сенсорных способов познания, математических свойств и отношений
( обследование, сопоставление, группировка, упорядочение).
3. Развитие ориентировки в пространстве, умение работать по образцу.
В состав лэпбука входят:
6Развивающий элемент «Счёт»
1. Дидактическая игра «Сложи картину»
2. Дидактическая игра «Посчитаем – поиграем»
3. Развивающий элемент «Назови цвет, форму и количество»
4. Дидактическая игра «Подбери по форме»
5. Развивающий элемент «Загадки»
6. Дидактическая игра «Каждой машине своё колесо»
7. Дидактическая игра «Укрась рукавичку»
8. Дидактическая игра «Пройди лабиринт»
9. Дидактическая игра «Что лишнее»
10. Дидактическая игра «Выложи фигуру из счётных палочек»
11. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»
Развивающий
элемент «Счёт» представлен в виде домика с окошками,
где необходимо посчитать точки, сопоставить количество точек с цифрой.
В окошечках с числами я поселила загадки и стихи о цифрах. Данную игру
можно использовать как в непосредственной образовательной
деятельности по формированию элементарных математических
представлений так и в свободной деятельности детей в первой или второй
половине дня, для закрепление счёта в предела десяти.
Дидактическая игра «Сложи картину» используется как наглядное
пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания. Игра
представляет собой математические пазлы (сменяемые, в зависимости от
темы недели, времени года), изучающие счет в пределах 10. Для того чтобы
получилась картинка необходимо собрать полоски с цифрами по порядку,
либо посчитать точки в нижней части каждой карточки и выстроить их в
порядке возрастания. Данную игру можно варьировать по уровню сложности (есть наборы
картинок, состоящие из 4, 6, 8, 10 частей).
7Дидактическая игра «Посчитаем – поиграем» направлена на то,
чтобы упражнять детей в количественном счете в пределах 10, в
умении соотносить количество предметов с цифрой. Данная игра
универсальна, т.к. используя карточки с цифрами, можно учить
детей находить, сравнивать и называть рядом стоящие числа (д\ и
«Найди соседа»), упражнять детей в порядковом счёте, знакомить с цифрами и числами от
1 до 9 (д\ и «Мы считаем»), сравнивать числа (д\ и «Поставь знак»). А вот карточки с
предметными картинками можно использовать для детей разного уровня подготовки.
Некоторым детям можно предложить посчитать все предметы и достать карточку с
соответствующей цифрой. Детям, которые работают быстрее, можно предложить
посчитать сначала большие фигуры, а затем маленькие (или сначала красные, а потом
зелёные). С помощью числовых карточек можно поиграть в игру «Покажи число, которое
знание детей о цифрах, т.е. воспитатель хлопает в
осталось» на закрепление
ладоши (топает ногами, подпрыгивает и т. п.) определенное количество раз, а дети должны
показать число, соответствующее выполненным движениям воспитателя
Развивающий элемент
« Назови цвет, форму и
количество» оформлен в лэпбуке в виде книжки –
направлен на умение различать геометрические фигуры:
прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал и
цвет и количество изображенных на листе фигур.
эту игру мы играем с закрытыми глазами, дети на ощупь
геометрическую фигуру, что развивает тактильные ощущения.
блокнота и
называть
в
Иногда,
определяют
Дидактическая игра «Подбери по форме»
направлена на формирование у детей
учить детей
представлений о форме предмета. Цель данной игры:
различать и называть геометрические фигуры –
круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить
эталоны с предметами окружающего мира; развивать
умение анализировать, сравнивать, классифицировать
предметы по форме, развивать умение находить
кармашек с нужной геометрической фигурой.
квадрат, овал,
сенсорные
8Развивающий элемент «Загадки» в лэпбуке оформлен в виде книжки – гармошки, где
представлены загадки о цифрах и геометрических фигурах. Загадки способствуют
развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции.
Дидактическая игра «Каждой машине своё колесо». Цель игры:
учить детей соотносить цвета путем подбора «такой» «не такой»,
знакомить с основными цветами; развивать зрительное восприятие,
наблюдательность, мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость,
коммуникативные навыки, вызывать эмоциональный отклик.
Ребёнку предлагается разложить машинки по порядку от самой маленькой, назвать их:
самая маленькая, побольше, самая большая. Задается вопрос: «Чего у машины не
хватает?» Подбери каждой машине своё колесо.
Игра пользуется большим спросом у мальчишек группы, иногда мы устраиваем
соревнования, кто быстрее «починит» машину и перевезёт груз, который тоже подбирается
по размеру машины.
Дидактическая игра «Укрась рукавичку» направлена на расширение
представлений
о геометрических фигурах; умение узнавать
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; развивать у детей
внимание, мышление, мелкую моторику, умение работать по образцу.
С помощью этой игры можно закреплять знания у детей формы и
цвета, а так же величины предметов, совершенствовать технические навыки – накладывать
деталь на другую, продолжать развивать пространственную ориентировку.
Дидактическая игра «Пройди лабиринт» направлена на умение
детей ориентироваться в пространстве. Эта игра охватывает
следующие задачи: она учит детей видеть границы рисунка: в данном
случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки;
развивает мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучает
охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут "путешествия".
9Дидактическая игра «Что лишнее» способствует развитию
познавательных процессов, доступна для использования как в
детском саду, так и в семейном воспитании. Игра помогает
расширять и закреплять активный словарь по лексическим темам.
Цель игры: развивать логическое мышление, умение проводить
классификацию, объединять предметы по какомулибо существенному признаку, строить
ответ путем рассуждения
Дидактическая игра «Выложи фигуру из счётных палочек»
нацелена на развитие логического мышления и мелкой моторики
рук. С помощью этой игры
ребенок научится составлять
геометрические фигуры из палочек приемом пристроения,
используя образец. А также игра позволяет упражнять детей в
выкладывании фигур по словесной инструкции, по памяти из счетных палочек. Развивает
внимание, память, мелкую моторику. Учит анализировать и синтезировать упрощенные
графические изображения. Игра содержит большое количество карточек со схемами
построения различных предметов.
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика
» предназначена для
закрепления у детей знаний о геометрических фигурах, формирует умение
преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит
анализировать способ расположения частей,
составлять фигуру,
ориентироваться на образец. Также игра учит ребенка ориентироваться
среди геометрических форм, а так же воспитывает усидчивость
и
стимулирует познавательную активность.
Цель игры: развивать нагляднообразное мышление, творческие способности, память,
внимание. Формировать сенсорные эталоны цвета, величины и формы. Развивать мелкую
моторику.
Игру можно строить по различным принципам: работа по готовому расчлененному образцу,
работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека –
девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека).
6. Рекомендации по использованию лэпбука.
10Дидактическое пособие лэпбук
«Занимательная Математика» рекомендуется
использовать воспитателям дошкольного учреждения в работе с детьми, а также
родителям для интересной организации работы по формированию представлений о числе и
количестве, умению ориентироваться в пространстве и работать по образцу. Работа с
лэпбуком позволяет разнообразить совместную деятельность и повысить познавательный
интерес у детей. Его можно использовать в рамках мониторинга, индивидуализации
образовательных маршрутов успешности ребёнка, в индивидуальной коррекционной
работе. Все игры собранные в папке соответствуют возрастным особенностям детей
дошкольного возраста, а также они многофункциональны, т. к. их можно видоизменять по
своему усмотрению и поставленной цели.
Технология изготовления лэпбука хорошо подойдет для отчёта по проектно –
исследовательской деятельности, потому что создание лэпбука – это заключительный этап
самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения
той или иной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребёнку нужно будет выполнить
определенные задания, провести опыты и наблюдения, зафиксировать результаты, изучить
оформить
и
его.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а
представленный
защитить
материал,
рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Для ознакомления родителей с технологией создания лэпбука был оформлен буклет «Как
создать свой лэпбук», в котором описана поэтапная работа над созданием лэпбука.
7 . Используемая литература
1. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов
дошкольного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики:
материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО
"Издательство АСГАРД", 2016. — С. 8991.
2. http://www.tavika.ru/2014/09/MKlapbook.html
3. http://nsportal.ru/detskiysad/matematika/2016/02/19/lepbukgeometricheskiefigury
4http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiyadlyapedagogovchtotakoe
lepbuk
11Самостоятельная деятельность детей
Приложения
Приложение 1.
12Индивидуальная работа с детьми
Приложение 2
Работа с педагогами
13Приложение 3
Дидактическая игра «Сложи картину»
Здесь предложены 4 варианта разрезных
картинок, соответствующих темам недели:
«Новый год у ворот» , «Рождественские
встречи»«Если хочешь быть здоров», «Друзья
спорта» (Картинки в лэпбуке сменные)
Дидактическая игра «Поиграем – посчитаем»
На фотографии представлена часть карточек для детей с низким уровнем развития и часть
карточек для детей, которые быстро делают работу (карточки с усложнением: где можно
предложить посчитать не только общее количество предметов, но и посчитать, например,
только зелёных рыбок или красных зонтиков, больших и маленьких ёжиков и т.д.)
14Дидактическая игра «Каждой машине своё
колесо».
В игре представлены шаблоны автомобилей
(больших, маленьких, грузовых, легковых) и
конверт с набором колёс, соответствующих
машинам по цвету, размеру и количеству.
Ребёнку необходимо методом подбора «обуть»
каждую машину.
Дидактическая игра «Укрась рукавичку»
В игру входят шаблоны рукавичек различные по
цвету, образцы узоров ( таких же цветов что и
рукавички) и набор геометрических фигур.
Ребёнку предлагается украсить рукавичку по
образцу ( игру можно варьировать: подобрать
пару рукавичке (из второго набора рукавичек),
украсить по своему желанию и назвать геометрические фигуры.
Дидактическая игра « Пройди лабиринты»
На фотографии представлена часть карточек –
лабиринтов и маленькие фишки, используя которые
ребёнку предлагается пройти лабиринт (провести
дорожку, найти путь к домику, найти для рыбки свой
аквариум и т.д.)
Дидактическая игра «Назови лишнее»
На фотографии представлена сменная часть
карточек, которые входят в игру.
Детям предлагается одна карточка, по которой они
называют изображенные на ней предметы, и их
назначение в нашей жизни (или подбирают
ребёнку
обобщающее слово).
После чего,
15предлагается выбрать предмет, не соответствующий группе объединенных предметов и
объяснить, почему они выбрали именно его.
Дидактическая игра «Выложи фигуру»
На фотографии представлена небольшая часть
картинок – схем для составления фигуры из счётных
палочек. Ребёнку предлагается выбрать картинку по
своему желанию и выложить её из счётных палочек.
По тому как ребёнок выполняет это задание можно
увидеть, владеет ли ребёнок умением работать по
образцу.
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»
В игру входят карточки – картинки и набор
геометрических фигур. Детям, которые уже умеют
работать по образцу предлагается выложить
фигуру рядом с образцом. Ребятам, у которых
возникают в этом трудности, предлагается
выложить геометрические фигуры прямо на
картинку (для сравнения правильности выполнения работы)
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Детям предлагается отгадать загадки, и из набора геометрических фигур показать
отгадку.
Загадки:
Три угла, три стороны могут разной быть
длины. Если стукнешь по углам, то
скорей подскочишь сам!
Нет углов у меня, и похож на блюдце я,
На медаль, на блинок, на осиновый
листок.
Людям я старинный друг, называют
меня…
Вот четыре стороны, и они всегда равны.
А фигура та, ребята, называется…
Он похожий на яйцо или на твоё лицо
Вот такая есть окружность –
очень странная наружность:
16Круг приплюснутым вдруг стал.
Получился вот …
Он похож на колесо, а ещё на букву О.
По дороге катится, и в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут. Догадались –
это…
Не овал я и не круг, треугольнику не
друг.
Прямоугольнику я брат, а зовут меня…
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
отвечайте дети дружно –
Получился бы …
Три вершины,
три угла,
Вы
подумайте,
скажите…
Три сторонки – кто же я?
Только помнить вы должны:
стороны фигуры этой
Противоположные равны.
Растянули мы квадрат и представили на
взгляд, На кого он стал похожим или с
чем –то очень схожим? Не кирпич, не
треугольник – стал квадрат ….
17Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе
«Как помочь Математическому Знайке?»
(с использованием лэпбука «Занимательная математика»)
Приложение 4
Программное содержание:
Закрепить порядковый счёт, умение детей называть "соседей" числа.
Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении
задач путём сложения и вычитания однозначных чисел;
Формулировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе
бумаги в клетку;
Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности;
Воспитывать усидчивость, умение слушать.
Предварительная работа:
Изготовить таблицы (числа, геометрические фигуры)
Подготовить раздаточный материал;
Подготовить демонстрационный материал.
Методические приёмы:
Наглядные;
Словесные (напоминания, указания, вопросы);
Игровые (сюрпризный момент);
Поощрение
Демонстрационный материал:
Таблица с геометрическими фигурами;
Таблица с числами;
Картинка «человечек из геометрических фигур»;
Схемы задач
Паутина
Математический Знайка (объёмный собирательный образ)Раздаточный материал:
Карточки из Лэпбука «Занимательная математика»
По 3 жёлтых овала и по 2 красных круга на каждого ребёнка.
Карточка с "окошечками" для записи решения задачи.
Простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка);
Тетради в клетку (размер клетки 1 х 1 см.)
Структура занятия:
Сюрпризный момент – 3мин.
Разминка – 4 мин.
Решение логических задач – 3 мин.
Решение арифметических задач – 6 мин.
Физ.минутка – 1 мин.
Решение задачи с использованием счёта геометрических фигур – 4 мин.
Рисование «золотого» ключика – 4 мин.
Итог занятия – 3 мин.
Заключительный сюрпризный момент – 2 мин.
В.: Сегодня у нас гости и как гостеприимные хозяева давайте поприветствуем их 2слайд
Д.: Мы рады приветствовать Вас в нашей группе
Возможно, есть группы и лучше и краше,
Но пусть в нашей группе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
(дарим гостям смайлики, как знак хорошего, позитивного настроения)
В.: Ребята, а давайте поиграем. Ой, что это у нас такое, как вы думаете?
Д.: Это паутина.
В.: Да, непростая, на ней какие то конверты с геометрическими фигурами. Наверное, это
математическая паутина. Но, кто же её сплёл?
(раздаётся сигнал СМС сообщения на интерактивной доске) 3 слайд
В.: Что это такое? Кто – то нам прислал сообщение (читаем сообщение: Понравилась вам
моя паутина? Вся ваша Знайкина Академия теперь моя, и друг ваш Математический
Знайка тоже у меня. Если хотите получить его обратно, то вам необходимо пройтиматематические испытания, Получить 4 ключа за правильные ответы, обменять их на
золотой ключик, открыть паутиновую дверь и Знайка будет снова ваш.! Но, я надеюсь, что
вы не справитесь и я здесь хорошо заживу. Если вы решитесь на испытания, то первое
задание в конверте под № 1)
В.: Ну, что, ребята? Поможем спасти жителя нашей академии Математического Знайку?
Д.:
В.: Тогда, приступим к выполнению заданий, София, принеси, пожалуйста, конверт под
номером 1.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает
его)
В.: Задание №1.Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!», используя
карточки из нашего лэпбука. Давайте разделимся на 2 команды, у каждой каманды будет
свой набор карточек. Вы готовы? 4 слайд
1. Вспомнить порядковый счет от 1 до 10, выложите карточки по порядку и посчитайте.
(1команда)
2.Вспомнить обратный порядковый счет от 10 до 1, выложите карточки в обратном
порядке и посчитайте (2команда)
3.Назовите соседей чисел 3,5,7,9. (1 команда)
4.Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3 (2команда)
5.Какое число больше 3 или 4, 7 или 8, 5 или 9. (1команда)
6.Какое число меньше 1 или 3, 10 или 6, 5 или 8. (2 команда)
7.Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8. (1 команда)
8.Назовите последующее число чисел 2, 5, 9 (2 команда)
В.: Молодцы! Мы получили первый наш ключик (появляется ключик по нажатию
мышью) (вешаем на паутину вместо конверта), а вот и подсказка: 2ое задание ищите в
конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который
катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…). Что же это за
геометрическая фигура?
Д.:
В.: Да, это круг. Давайте посмотрим, есть конверт с геометрической фигурой – круг.Настя, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – круг. 5 слайд
( ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает
его).
Задание № 2. «Вы идёте правильной дорогой. Если вы правильно выполните задание, то в
конце найдёте подсказку и получите ключик».
(дети выполняют задание на мольбертах 2 командами: девочки и мальчики)
Смотрите приложение 1.
В.: Молодцы! Вы справились с заданием, и получаете за это ключик (по нажатию мыши
появляется ключик), а вот и подсказка: число, которое вы открыли последним, это номер
следующего задания. Задание в конверте с геометрической фигурой, у которой количество
углов равно числу, которое было открыто последним.
В.: Какое число было открыто последним?
Д.: (Число 3.)
В.: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?
Д.: (3 угла у треугольника).
В.: Значит, нам нужен конверт с геометрической фигурой – треугольник.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает
его.) 6 слайд
Задание № 3. "Ответьте на вопрос и решите задачи"
В.:: Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она состоит? Для этого соберем
пирамидку (дети собирают пирамиду из частей)Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно.) (По нажатию мышью на
каждый вопрос появляется ответ) 7 слайд
Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить,
прибавить)
Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)
В.:: А теперь послушайте задачу: “ В кормушке сидели 2снегиря, прилетели ещё 3
синицы. Сколько всего птиц стало в кормушке? Давайте её решим. 8 слайд
Какие птицы сидели в кормушке?
Сколько было синиц? Сколько было снегирей?
Положите перед собой столько красных кругов, сколько снегирей было в кормушке.
Сколько кругов положили? (по нажатию появляются круги на доске)
Положите столько жёлтых овалов, сколько синиц прилетело. Сколько положили овалов?
(по нажатию мышью появляются овалы)
Как называется эта часть задачи?
Д.: Условие, это то, что нам уже известно.
В: “Как звучит вопрос к задаче?”
Д.: Сколько птиц стало в кормушке?
В. : Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего птиц?
Д.: Нужно сложить, объединить, прибавить: 2+3 = 5
В.: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным
предложением.
Д.: Всего 5 птиц.
В.: запишите решение задачи в карточку, лежащую перед вами. Проверьте, правильно ли
вы сделали запись, сравните записи (по нажатию мышью появляется запись решения)
В.: А теперь вам нужно самостоятельно придумать свою задачу, чтобы вопрос звучал так:
“Сколько всего?” (дети придумывают свои задачки, пользуясь карточками подсказками,
остальные решают, показывая ответ на числовом веере)
В.: А вот вам моя шуточная задачка, попробуйте её решить.
« Дарит бабушка лисица
Двум внучатам рукавицыЭто вам на зиму внуки
Рукавички по две штуки.
Берегите, не теряйте, сколько всех, пересчитайте?» (4)
Д.: (4)
Молодцы! И с этим заданием мы справились, вот он наш заработанный ключик (нажатие
мыши – появляется ещё один ключик)
В.: Прежде, чем мы возьмём следующий конверт, давайте немного отдохнём, расслабимся.
9слайд (по нажатию мыши)
Игра на внимание «Ай да счёт, игра и только».
_Столько раз в ладоши хлопнем (6)
Столько раз ногами топнем (4)
Мы подпрыгнем столько раз (5)
Мы наклонимся сейчас (7)
Мы присядем ровно столько(3)
Ай да счёт, игра и только!
В.: Отдохнули немножко, вернёмся к нашему испытанию: следующее задание нужно
искать в конверте с геометрической фигурой, у которой все 4 стороны равны. У какой
геометрической фигуры равны все 4 стороны?
Д.:(Это квадрат) 10 слайд
( Ребёнок приносит конверт, воспитатель открывает конверт, достаёт задание 4).
« Найдите в группе необычного мальчика. Он находится слева от доски, в центре
экспериментирования, на средней полке за микроскопом».
В.: Илья, посмотри, кто там спрятался.
(ребёнок подходит к указанному месту, достаёт нарисованное с помощью
геометрических фигур, изображение мальчика и приносит воспитателю).
См. приложение № 2.
В.: Это правда необычный мальчик. Из чего же он состоит? 11 Слайд
Д.:(из геометрических фигур).
В.: Назовите их.
Д.:(круги, прямоугольники, квадраты, треугольники).
В.: А теперь сосчитайте:Сколько КРУГОВ понадобилось для изображения мальчика? (9) (по нажатию мыши
после ответа ребёнка)
Сколько ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ(5) (по нажатию мыши)
Сколько КВАДРАТОВ(1) (по нажатию мыши)
Сколько ТРЕУГОЛЬНИКОВ (7) (по нажатию мыши)
В.: Каких фигур понадобилось больше всего?
Каких меньше всего?
В.: И снова мы молодцы! Справились и с этим заданием и получаем ключик (вешаем на
паутину),
(На слайде появляется ещё один ключик по нажатию мышью)
В.: Ой, ребята а подсказок больше нет. Что же нам делать, наверное, мы все задания
выполнили, но где же нам взять тот золотой ключик, о котором говорилось в СМС
сообщении. Но, посмотрите, на паутине остался ещё один конверт, может, мы посмотрим,
что в нём?
(ребёнок приносит конверт, открываем) Слайд 12
В.: Ребята, а здесь какой – то план. Давайте не будем терять время. Присаживайтесь за
столы, открывайте тетради, берите карандаши, поставьте карандаш на красную точку.
Начинаем.
4 клетки – вправо
2 клетки – вверх
4 клетки – вправо
5 клеток – вниз
4 клетки – влево
2 клетки – вверх
4 клетки – влево
1 клетка – вниз
1 клетка – влево
1 клетка – вниз
1 клетка – влево
3 клетки – вверх
2клетки вправо
В.: Что у вас получилось?Д.: (ключик)
В.: У всех получился ключик? Молодцы.
Опять приходит СМС сообщение на интерактивной доске : 13 слайд
«Я надеялся, что вы не справитесь с моими математическими заданиями. Но, вы большие
молодцы! Поэтому, я решил обменять все ваши ключики на один золотой. Открывайте
мою математическую паутину и освобождайте своего друга Знайку».
На интерактивной доске появляется золотой ключик. 14слайд
( Забираем золотой ключик, освобождаем из паутины Математического Знайку)
15 слайд
В.: Ребята, вам понравилось наше путешествие в мир математики? Какие задания вы
выполняли? Что было самым сложным для вас? Что самым интересным? Мы добились,
чего хотели – освободили нашего Знайку. Я предлагаю вам выразить своё настроение после
занятия: если вам всё удалось, вы справились со всеми заданиями, то возьмите
математический знак «+» и повесьте его на математическое дерево; если что то не
получилось, то возьмите знак «» и тоже повесьте его на дерево. Вот такое математическое
дерево у нас получилось.
А от нашего математического друга вам вот такие подарочки – он благодарит вас за своё
освобождение и ждёт встречи с вами в своей Математической стране. А эти блокноты и
волшебные линейки понадобятся вам при следующей встрече с Математическим Знайкой.
Вы, большие МОЛОДЦЫ!Цель:
Конспект занятия по ФЭМП
в средней группе на тему: «Пара»
(с использованием лэпбука «Занимательная Математика»)
Приложение 5
уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов,
объединенных общим признаком;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под
руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
закрепить счетные умения, геометрические и пространственные представления,
умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение
сравнивать предметы по длине;
тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение,
развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию,
воображение, творческие способности, инициативность, сформировать опыт
самоконтроля и коррекции своих ошибок.Материалы к занятию:
Демонстрационный материал: игрушка Зайца, лэпбук «Занимательная Математика»:
варежка с орнаментом, изображение коньков, варежек, лыж, ботинок, носков. Схематичное
изображение мужчины, женщины, мальчика, девочки (семьи)
Раздаточный материал: варежка, вырезанная из бумаги, геометрические фигуры (из
лэпбука «Занимательная математика»), лыжи – полоски разной длины.
Ход занятия::
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около фланелеграфа, где выставлена картина, на которой изображены
зимние забавы детей.
В.: Какое сейчас время года?
Д.: Зима
В.: Чем вы любите заниматься зимой?
В.: Наш Зайка тоже хочет покататься на коньках, давайте ему поможем собраться на
каток.
2. Актуализация знаний и затруднение в игровой ситуации.
Игра «Собираемся на каток»
Дидактические задачи: актуализировать знания детей об окружающем мире; создать
мотивационную ситуацию для уточнения представлений детей о понятии «пара»;
тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь,
логическое мышление.
В.: Какие вещи нужны Зайцу для того, чтобы пойти кататься на коньках?
Дети перечисляют предметы одежды, а также коньки.
Воспитатель выставляет на фланелеграф изображение брюк, шапки, свитера, шарфа, одной
варежки, одного носка, одного конька, а также нескольких предметов летней одежды.
Рядом сажает Зайца
В.: Посмотрите на картинки и попробуйте одеть зайца для катания на коньках.
Дети должны заметить, что с помощью выставленных предметов одеть зайца на каток
невозможно.
В.: Сумели ли вы одеть зайца на прогулку?
Д.: Нет.В.: Почему вы не можете этого сделать?
Как правило, дети отвечают, что не хватает одного конька, носка и одной варежки.
3. Открытие нового знания.
Игра «Собираемся на каток» (окончание).
Дидактические задачи: уточнить значение слова «пара», его правильное использование в
речи;
сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости
открытия; тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение,
развивать память, речь, творческие способности, инициативность, логическое мышление.
В.: Что нужно сделать, чтобы заяц всё – таки пошел кататься на коньках?
Д.: Надо дать ещё один конек, носок и варежку, чтобы их было по два.
Воспитатель создает условие для того, чтобы высказались больше детей, особенно тех, кто
не проявляет инициативы, хвалить тех, кто предлагает свои версии.
После ответов детей воспитатель выставляет на фланелеграфе ещё одно изображение
конька, носка и варежки.
В.: Молодцы!
В.: Чего ещё бывает только по два?
По мере того как дети называют лыжи, ботинки, перчатки, воспитатель выставляет их
изображение на фланелеграфе.
В.: Почему этих предметов не может быть по одному?
Д.: Потому что у нас две руки, две ноги, и т.д.
Воспитатель делает вывод: есть предметы, которые используются только вместе. Их
называют парой: пара коньков, пара…(лыж), пара… варежек) и т.п. (Говоря «пара»
воспитатель показывает на картинку, а дети продолжают: лыж и т.д.)
Физминутка: Есть две ножки, чтоб бежать
Есть две ручки, чтоб махать
Есть два глаза, чтобы видеть
Есть два ушка, чтобы слышать
Нос один, второго нет
Ротик скажет всем «привет».4. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Подбери лыжи».
Дидактические задачи: закрепить умение составлять пары предметов, счетные умения,
умение сравнивать предметы по длине; тренировать мыслительные операции анализ, синтез
и сравнение, развивать пространственные представления, речь, логическое мышление.
Дети собираются около фланелеграфа, на котором в один ряд расположены (слева
направо) изображения мужчины, девочки, женщины и мальчика.
В.: Кого вы видите на фланелеграфе?
Д.: Людей
В.: Сколько на фланелеграфе людей?
В.: Сколько на картинке детей, взрослых?
Д.: Двое детей и двое взрослых.
В.: Все изображенные на картинке люди – одна семья.
В.: Покажите маму, папу.
В.: Кто в этой семье дочка, сын?
В.: Семья собралась пойти на лыжах, но лыжи перепутались. Давайте поможем подобрать
лыжи каждому члену семьи. (Дети садятся за столы. На столе у каждого две пары
вырезанных из картона лыж, лежащие вперемешку).
В.: Сколько в паре должно быть лыж?
Д.: две
В.: Одинаковой или разной длины должны быть лыжи в одной паре?
Д.: одинаковые
В.: Как вы думаете, кому надо отдать длинные лыжи?
Д.: взрослым
В.: А короткие?
Д.: детям
В.: Подберите пары лыж по длине.
(Дети подбирают лыжи (составляют пары), сравнивая их по длине).
Игра «Холодно».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.
Дети собираются около воспитателя.
В.: Представьте, что мы тоже с вами пошли кататься на лыжах.В.: Умеете ли вы кататься на лыжах? Покажите как вы это делаете.
В.: Бывает ли, что вы падаете, когда съезжаете с горки?
В.: А представьте, что вы упали в снег и вам необходима помощь, чтобы отряхнуть одежду.
Давайте поможем друг другу (Дети разбиваются на пары, отряхивают друг друга).
В.: А ещё у нас очень замёрзли руки, нам необходимо их быстро согреть.
Упражнение «Ежики» (Пальцы рук соединить между собой в «замок». Раскрываем и
закрываем «замок» по ходу стихотворения).
Ежик, ежик колкий
Покажи иголки!
Вот так, вот так,
Покажи иголки! (выполняют движения)
Ежик, ежик колкий («замок» раскрыт)
Спрячь свои иголки! (руки в кулак)
Вот так, вот так (вращение кулачками)
Спрячь свои иголки!
Игра «Укрась рукавичку» (Использование лэпбука «Занимательная Математика»)
Дидактические задачи: закрепить представление о квадрате, круге, треугольнике, умение
определять, называть и сравнивать свойства предметов, пространственные отношения
«вверху», «внизу», «посередине», «справа», «слева»; тренировать мыслительные операции
анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, сформировать опыт самоконтроля и
коррекции своих ошибок.
Дети садятся за столы. У каждого ребенка имеется шаблон рукавички и геометрические
фигуры.
В.: Представляете ребята, наш Зайка так был занят катанием на коньках, что где – то
потерял свою рукавичку и очень просит вас украсить ему рукавичку, чтобы была пара. Но
будьте очень внимательны, рукавичка должна быть в точности такой же как потерянная.
Воспитатель на короткое время показывает детям рукавичку, внизу которой наклеены
геометрические фигуры. Дети должны запомнить количество и расположение фигур и
выложить на своей рукавичке точно такой же узор.
После того, как задание будет выполнено всеми детьми, оно проверяется.
Воспитатель снова показывает первую варежку и задает вопросы:
В.: Сколько фигур нарисовано на варежке?
Д.: 3В.: Чем фигуры похожи?
Д.: одинаковый размер
В.: Чем они отличаются?
Д.: цветом, формой
В.: Какая фигура стоит посередине? (
Д.: желтый круг
В.: Какая фигура расположена справа от желтого круга, слева от желтого круга?
В.: Кто выполнил это задание правильно?
В.: Кто ошибся?
В.: В чём твоя ошибка?
Дети исправляют ошибки, если они есть, и заяц благодарит детей.
5.Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать
ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
В.: Кому вы сегодня помогли и чем?
Д.: Зайцу помогли одеться на прогулку, семье помогли подобрать лыжи
В.: Кому было сложно?
В.: Что именно было выполнять сложно?
В.: Понравилось вам помогать Зайке?
В.: Вы большие молодцы, что смогли оказать помощь Зайке и семье, которые хотели
покататься на лыжах, потому что вы понимаете, что такое пара и умеете сравнивать по
длине.
Приложение 6
В зависимости от
назначения: Учебные,
игровые,
поздравительные,
праздничные,
автобиографические
(папкаотчет о какомто
важном событии в жизни
ребенка:
путешествии,
походе
цирк,
каникулярном досуге и
т.д.)
В зависимости от
стандартная
формы:
книжка
с
двумя
в
Организация
разворотами; папка с 35
книжка
разворотами;
гармошка;
фигурная
папка.
материала:
стандартные кармашки;
обычные и фигурные
кармашки
конверты;
гармошки;
кармашкикнижки;
окошки и
дверцы;
вращающиеся
детали; высовывающиеся
детали; карточки; теги;
стрелки; пазлы; чистые
листы для заметок и т.д..
Самостоятельная
игровая деятельность
Совместная игровая
деятельность
Индивидуальная
работа
В рамках проведения
мониторинга
Он
помогает
ребенку по своему
желанию
организовать
информацию по
изучаемой теме и
лучше понять и
запомнить
материал.
Это
отличный
для
способ
повторения
В
пройденного.
удобное
любое
время
ребенок
просто открывает
лэпбук и с радостью
повторяет
пройденное,
рассматривая
сделанную своими
же руками книжку.
Ребенок научится
самостоятельно
собирать
организовывать
информацию
–
хорошая подготовка
к
составлению
связных
выступлений.
и
хорошо
подойдет
для
занятий в группах,
где одновременно
обучаются
дети
разных возрастов.
Можно
выбрать
задания под силу
каждому и сделать
такую
коллективную
книжку.
Лэпбук
Это
просто интересно! Для
создания лэпбука вам
понадобятся
такие материалы:
Картонная папка
основа. Ее можно
купить готовую, а
можно сделать
своими руками.
Обычная бумага.
Так же можно
использовать
цветную бумагу
для принтера, но и
просто
белые
листы, если их
хорошо оформить
и
раскрасить,
смотрятся очень
неплохо.
Ножницы.
Клейкарандаш
для бумаги
Стиплер.
Скотч.
Вырезаем
детали,
приклеиваем все на свои
места1. Тема
для
лэпбу
ка
Тема для папки
может
быть
совершенно
любой. Как и ее
сложность.
2. План
После того, как вы
избрали тему, вам
надо взять бумагу
и ручку и написать
план. Ведь лэпбук
это не просто
книжка
с
картинками. Это
учебное пособие.
3. Маке
т
Следующий этап
самый
интересный.
Теперь
надо
придумать, как в
лэпбуке
будет
представлен
каждый
из
пунктов плана. То
есть нарисовать
макет.
4. Созд
ание
шабл
она
Теперь дело за
малым
в
соответствии с
макетом сделать
шаблон папки в
натуральную
величину.